Дети и война! "Ночевала тучка золотая" Анатолий Приставкин
Книги о войнеС тех пор, как я прочитала эту повесть в школе, строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова, такие мелодичные и такие образные, всегда встают у меня в памяти в каком-то тяжелом, мрачном, темном и гнетуще безнадежном свете...

Желательно, прочитать подросткам. Никакие патриотические речи о войне, громкие слова с трибун, и проникновенные вступления к посвященным войне вечерам не проникнут так глубоко и остро в душу детей, как книги, написанные о детях во время войны.
Особенно такие книги, как "Ночевала тучка..."
Это рецензия на книгу, написанная для конкурса, объявленного в сообществе, на самом деле не есть настоящая рецензия на конкретную книгу, которую можно купить в магазине.
Не важно, какую книгу вы возьмете, когда и кем она была издана, даже если это будет только электронный вариант.
Я просто очень хочу, чтобы родители подростков, кто не читал это произведение и не слышал о нем, прочитали бы его сами и дали бы его почитать своим детям.
Мы ужасаемся, представляя, как война жестока. Но мы даже представить себе не можем, как она бывает жестока, особенно к детям.
Прежде всего, это дети оставшиеся без родителей!
А в военное время, это еще и дети, о которых не могут позаботиться даже посторонние взрослые люди. Они бы и рады - но война все время меняет место и условия, и детям приходится выживать в самых тяжелых условиях, порой даже в таких, в которых не всякий взрослый выдержит.
О содержании:
1944 г. Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины («Кузьмёныши»), росшие в детском доме подмосковного , решают присоединиться к трудовой колонии старшеклассников, отправленных на освоение свободных кавказских земель. Вечно голодные, они едут в "рай", где будут всегда сыты.
Прибыв в Чечню, из которой совсем недавно было департировано местоное население, колония обустраивается в свободном здании, пытается начать трудовую, хозяйственную и учебную жизнь... Местное русское население даёт понять, что их держат в страхе неведомые и вездесущие «они». Колония дважды подвергается нападению: один раз был поджог и нападение на воспитательницу, другой - взрыв машины и обстрел. Кузьмёныши видят красноармейцев, которые презрительно говорят о чеченцах, называя их «фашистскими прихвостнями» и «мягко с ними ещё товарищ Сталин поступил».
Ребята обдумывают план побега, несколько раз уходят из колонии. Вернувшись после более чем недельной жизни у Регины Петровны (воспитательницы колонии), находят колонию полностью сожжённой, разграбленной, без единого жителя. Повернув обратно, колонисты подвергаются нападению всадников-чеченцев; братья разбегаются, Колька прячется в кукурузном поле. Утром он приходит в станицу и находит выпотрошенный, повешенный на забор труп Сашки. (Это был самый жуткий момент, потрясший меня в детстве. Но даже не сам факт убийства, а то, что это сделали с ребенком, да еще и набили его живот кукурузой, которой они так мечтали наестся, уезжая из голодного Томилина).
Колька идёт на станцию и кладёт труп брата в собачий ящик уходящего поезда; потом возвращается в бывшую колонию, ложится на пол и впадает в забытье. Его поднимает чеченский мальчик Алхузур, который даёт ему еды и рассказывает о депортации отцов и дедов, разрушении их могил. Из окна мальчики видят, как красноармейцы мостят дорогу могильными плитами.
Мальчики идут по полю, где на них нападает чеченский всадник; Алхузур отговаривает его убивать Кольку. После этого мальчики называются братьями и проводят обряд «смешения крови», порезав руки и приложив одну к другой. Их ловят и отправляют в детприёмник, где живут дети разных национальностей: крымские татары, ногайцы, немцы, евреи, армяне, казахи... Военные, наведывающиеся в детприёмник, неодобрительно смотрят на воспитанников некоторых национальностей. Колька и Алхузур называются братьями, твердят, что они «Кузьмёныши». В итоге их вместе с остальными воспитанниками сажают на поезд, отбывающий из Чечни...
По-моему, современным детям нужно и полезно читать такие книги. Попытка оказаться даже мысленно на месте тех детей может круто изменить систему ценностей, потрясти до глубины души. А демонстрация глазами ребенка всей трагичности государственной национальной политики может также открыть глаза на многие современные проблемы внутри страны и наше предвзятое отношение к некоторым конфликтам, особенно, их неправильное суждение и оценку с односторонней позиции.