Дневник читателя. Апрель 2015 (Алиске 2 года и 2 месяца)
дневник читателяОбычно мы читаем такое всякое-разное, что сложно уместить всё в одном предложении. Но апрельское чтение, пожалуй, обобщить получится. Итак, апрель прошёл у нас под знаком Берестова, тонких новинок Речи и одного обаятельного земноводного джентльмена. Ну, и кое-чего ещё :)

Берестов справедливо пойдёт в самом начале, потому что это, вне всякого сомнения, самая читаемая книга месяца.

Книгу брать мне сначала совершенно не хотелось. Мой внутренний эстет-визуал плевать хотел на содержание книг и их полезность. Он любит негодовать и возмущаться. Кто покрасил обложку с такой неприятный зелёный? Зачем здесь переливающаяся радуга подозрительных цветов? А золотые пухлые буквы даже и не показывайте мне! Но как-то однажды выдался у меня удачный день, и я залепила этому маленькому амбарному вредителю рот скотчем и таки заказала эту книгу, оказавшуюся со всех сторон замечательной. Ну, за исключением обложки, - шёпотом подсказывает мне сами-знаете-кто.
В книге - чудесные Булатов и Васильев. А это значит много цвета, света и детской непосредственности. И очень здорово, что здесь эти художники представлены на меловке. Хоть для детских книг это и не всегда плюс, но на офсете, как мне видится, потерялась бы вся эта яркость и сочность.
Книга оказалась невероятно долгоиграющей. В ней очень много стихов. И большинство из них - короткие, броские и понятные. Не так-то много мне попадалось крупных стихосборников, подходящих двухлетним малышам. Больше скажу - это чуть ли не единственный сборник, который так отлично совпал с алискиным возрастом. Есть в нём, конечно, и школьные стихи, и даже не всем взрослым понятная вира-майна. Но простого всё же больше. Алиске вот очень нравится про чушку и коровушку.

Перечислять все понравившиеся стихи нет никакого смысла, мы много-много из Берестова читаем. Книга у меня постоянно под рукой. Даже несколько раз выручала при капризах и истериках, что для книги вообще высший пилотаж.
А этот сборник мы читаем вот уже много месяцев, и никак он нам не надоест - Когда я вырасту большой.

Как известно, детские стихи для обэриутов были вынужденной необходимостью. И вот встречалось мне такое мнение, что Хармс, хоть и не любил писать для детей, всё же сильно старался и писал добротно, ибо по-другому просто не умел. А вот Введенский вроде бы как слегка халтурил. Но, на мой скромный взгляд, в детских стихах Хармса слишком много Хармса, и за каждой строчкой маячит всё его невыплеснутое взрослое, обэриутское, идейное. А у Введенского как-то просто всё. По-детски непосредственно. Быть может, потому его так охотно слушают даже самые маленькие ребятишки.
Как-то так случайно вышло, что впервые я стала читать эту книгу Алиске перед сном. Причём предварительно не ознакомившись с содержанием. Просто взяла с полки и всё. И так удачно получилось. Столько там, оказывается, славных сонных стихов! Вот Песенка машиниста, к примеру. Самая наша любимая. Так и слышится за этими нехитрыми словами убаюкивающий ритм поезда:

При желании можно превратить этот стих в бесконечный. Так я обычно и делаю: что вижу - то пою. Табуретки, вагонетки, эвенки, коленки, подносы, пылесосы.. В какой-то момент, удачно словив ритм, начинаешь впадать в транс и шпаришь на автомате, пока слова в голове не кончатся. Или пока кто-нибудь из нас не уснёт, наконец :) Замечательный стих! Мы с ним столько уже вёрст отстучали. А если какой-нибудь словарь Ожегова под это дело приспособить, так можно и земной шар обогнуть легко.
А ещё там есть длинное стихотворение Сны. Нам больше всего про корову нравится:

Введенский - один из самых читаемых нами авторов. Уступает он в нашем личном рейтинге разве что только Чуковскому. Я даже не стала заморачиваться по поводу спорных иллюстраций и заказала Лето. Мы его только начали, так что отчитаюсь уже в майском дневнике.
Продолжает удивлять и радовать нас Виталий Бианки. В этом месяце - Хвосты.

Я аж не смогла дождаться, пока оформлю дневник чтения, и прямо сразу отдельный пост про эту книгу написала.
Хвосты у нас книга настольная. Напольная и прикроватная. И никак она Алиске не надоест. Вроде бы тоненькая совсем, книжка-то. А столько в ней всего! И живность разная, и звукоподражание, и игра. Приделывание себе хвостов переросло у ребёнка почти что в манию. Недавно: Мама, смотри, у меня хвост! Большой, красиииивый! Я тебе его не отдам. Оборачиваюсь, смотрю - тащит за собой.. ОДЕЯЛО! Двуспальное. Ну такой-то хвост, конечно, жалко отдавать, ага :) А на днях проснулась утречком, притопала, пошатываясь ко мне на кухню и буднично так сообщила, что она, видите ли, брюхоног. Я аж печенькой подавилась. У нормальных родителей дети зайчики там или котятки, а у меня вот брюхоног.
Хорошая, в общем, книжка. Запоминающаяся. Мы её с Алиской как стихи читаем. Она за мной предложения заканчивает и пропущенные слова вставляет. Ну, и цитаты выдаёт, конечно. Дятла вот на днях в парке увидели, так она как вдруг возопит: Отдай хвост! А потом подумала и добавила, что шапка у него красная, атласная.. мечта напрасная! Думаю, вы уже догадываетесь, о какой книге сейчас пойдёт Речь :)
Синички-невелички, конечно. От Речи (ну это, если вдруг моя игра слов не сильно явственно прозвучала:))

Прикупила я в апреле немного тонких книжек от Речи. И так получилось, что мы все их с удовольствием прочитали. Удачная такая вышла у меня подборка, беспроигрышная.
Синичек Алиска слушает полностью. Стих про подсолнух отлично цитируется при нарезании окрошки (огурцы - молодцы, хороша редиска).

Про дятла я уже упомянула. Хороший стих, ритмичный.

Дятел для моего ребёнка вообще очень важная птица. Изображает вот:

Любим трогательный стих про зайцев - Перед отлётом. Он такой.. уютно-осенний, лесной, убаюкивающий.

Мне очень нравится бумага в этой книжке. Не владею терминологией, но это такой бархатистый приятный офсет, не белоснежный, а лёгкого оттенка крем-брюле. Я бы эти странички гладила и гладила :)
Дальше - Чудаки Серовой, тоже от Речи.

Вообще много у нас было Калаушина в этом месяце. Алиска любит его очень. И я люблю и очень рада, что мы с ней совпадаем.
В Чудаков я влюбилась прямиком с обложки. Какой цвет! Хочу себе такое платье, срочно! :) Вообще цветные фоны Калаушина - это просто праздник какой-то.
Стихов Серовой я из детства не помню. Не сказала бы, что я в феерическом восторге, но вполне себе читабельно. Простенькие, яркие, про зверей и рыб. Алиска слушает, повторяет. Любимое - про хомяка:

Но тут ещё, конечно, немалую роль играют мамины артистические таланты. Я умею разговаривать с надутыми хомячкастыми щеками. Крайне полезная способность, как оказалось.
К слову, в книге много стихов, так или иначе затрагивающих тему счёта и цифр. Нам пока рано, но на будущее я галочку себе поставила.
Плохо слушает Алиска только последние два стиха про воинственного окуня - Деловитый окунёк и Рыбий суд. Но лично меня этот драчливый товарищ оченно веселит. Сразу вспоминается Рассел Кроу из небезызвестного мультсериала для взрослых. Making movies, making songs and fight around the world :)
Продолжаем калаушинскую тему - Ванька-встанька.

Бурсова я тоже раньше не читала. У меня от тонкой Речи прямо комплекс неполноценности какой-то: то не читала, про это не слышала :( Ну, будем просвещаться, цэж никогда не поздно.
Книга хорошая. Читается ровно, без особого восторга, но с интересом. Но! Есть в ней совершенно невероятная колыбельная, в самом конце. Красивая, напевная, трогательная. Добрая и ласковая, как мамины руки. Сонная и вправду. Песня-улыбка. Сняв трусы и майки, спят в палатках зайки. На печи ленивый кот отлежать успел живот...

Это единственная колыбельная, которая сумела потеснить неизменную и любимую алискину Белую кошку.
А ещё Алиска тут очень любит про приболевшего лягуша читать. Она вообще после Айболита к больным неровно дышит. А тут ещё такой ёж с самоваром колоритный. И мишка. Калаушинские мишки - большая алискина любовь. Больше всего из-за их языков, конечно. Она, ещё будучи в самом нежном возрасте, сильно с них веселилась.


Про Лягушонка тоже давеча писала, так что здесь буду краткой (ха-ха). Из всех трёх стихов Лягушонок понравился Алиске меньше всего. Ну, он, действительно, своеобразный. Зацепила только постоянно повторяющаяся присказка про петрушку, и кружку, и фунт ветчины. Зато понравился ей стих про Кошку и скрипку. Главным образом, потому что там кошка и скрипка :) Ну и вообще он простенький и броский. Про Кобылку песенка тоже хорошо зашла. Там все падают, а падать всегда весело. А фраза "все кувырком" прицепилась, что твой банный лист.
Вердикт мой таков: книга необязательная, но приятная. Мама эстетствует, ребёнок кое-что выхватывает из текста и попутно откладывает себе в подкорку красоты Кальдекотта. Сойдёт для разнообразия.
Но если больше ориентироваться всё-таки на ребёнка, вот эта книга будет более подходящим вариантом: Лягушонок женится.
Всё тот же фольклорный английский лягуш, но более привычный по слогу и более динамичный по содержанию. В обработке Лангстаффа, с расчудесными рисунками Рожанковского. Этого художника я очень люблю и сразу, не раздумывая, схватила его Луговую считалку. Которая вот уже полгода лежит у нас мёртвым грузом. Алиска вообще её не любит. Но я всё надеюсь, что просто пока не время. А вот Лягушонок тут же пошёл на ура. Читаем целиком, радуемся скрипкам, кушаньям и танцам, отпаиваем лекарством обожравшегося птенца и вообще всячески веселимся. А лично я просто неимоверно тащусь от шмеля под элем:

Ну какая харизма, эдакий плохой парень с банджо и широкой душой, просто невозможно не влюбиться! Я обычно стараюсь воздерживаться от советов, но эту книгу прямо хочется рекомендовать. Очень уж она замечательная :)
А ещё мы тут впали в детство и тыщу раз прочитали Репку.

В Репке мы давно уже ориентируемся без книжек: обыгрываем её, переделываем, интерпретируем, вспоминаем по поводу и без. Муж вот, к примеру, любит шутошное исполнение сказки, когда произносятся только первые слоги от каждого слова. Вот так: По де ре. Вы ре бо-пребо. Де тя-потя, а вы не мо. Ну и так далее. Выходит очень весело, особенно это тя-потя :)
А тут вдруг книжка под горячую руку попала, и как давай мы её читать. Книжка эта хороша иллюстрациями: во-первых, Васнецов, а во-вторых, рисунки детальные и поэтапные. Никто из персонажей не пропущен, все хватаются друг за друга в нужной последовательности. А это самое главное. И пусть печать темновата, кого это волнует! Даже сами-знаете-кто почему-то помалкивает :)
А, да, есть непривычный момент в тексте. Дед репку не посадил, а посеял. Что в общем-то садоводческой логике не противоречит, но слух таки немного режет. Я тексты в книгах никогда не переиначиваю, но тут читаю "посадил", чисто на автомате.
Продолжу тему заброшенных в дальний угол грудничковых книг: Очень голодная гусеница

Эта книга - вообще одна из самых первых в нашей библиотеке. Я купила её ещё до знакомства с ДК, детскими иллюстраторами и книжными интернет-магазинами. Тогда я краем уха где-то услышала про Эрика Карла. Стиль рисования меня не впечатлил совершенно, но познакомиться с ним поближе я всё-таки решила. И начать решила именно с Гусеницы - визитной карточки художника. Но формат книги я выбрала неклассический, исходя из алискиного возраста, а ей на тот момент и года ещё не было. Книга для первого знакомства ребёнка с печатной продукцией - в самый раз. Яркие лаконичные рисунки на белом фоне, страницы в палец толщиной да ещё и пальчиковая игрушка-гусеница в придачу.

Алиска эту гусеницу целовала даже, такая была любовь! Игрались мы с книжкой долго, а потом началось настоящее чтение, и как-то она забылась и затерялась совсем.
Но тут у Алиски настал период питания с книжных страниц. Иллюстрации с разнообразным провиантом - наше всё: Алиска ест сама и кормит всех, кто под руку попадётся (в прошлом месяце я об этом немного писала). И не только книгами. Добрая половина алискиного обеда стабильно перекочёвывает в нашу кошку, которая и раньше-то не могла похвастаться стройным силуэтом, а теперь и вовсе неприлично раздалась на ребячьих харчах. Гусеницу, надо отметить, такие проблемы не тяготят. Сначала мы скормили этой прожорливой животине всё, что было в самой книге, а потом Алиска перетаскала ей полхолодильника и весь шкаф с бакалеей. И корову, и быка, и кривого мясника.
Восторгу ребёнка нет предела. А я на фоне всего этого гастрономического веселья задалась целью купить таки нормальную Гусеницу, в классическом исполнении. Да и вообще я как-то вдруг ощутила резкую нехватку книг Эрика Карла у нас дома. Буду исправляться.
А закончить хочу, нарушив свои же правила - писать в дневниках только о новых книгах. Новых, в смысле, не только что купленных, а ранее не упоминавшихся в наших дневниках. Ну вы поняли, короче. И каждый раз пишу дневник и каждый раз мне это правило хочется нарушить. Потому что каждое новое прочтение старой книги - это новые смыслы и новые реакции. Развитие, одним словом. Но отслеживать это развитие в постах нет никакой возможности. Во-первых, это выльется в бессистемную мешанину, а во-вторых, посты станут просто неподъёмными и для написания, и для восприятия. Но я решила, что буду иногда делать поблажку для особенных книг. В этот раз такая книга - Дети лесного гнома.


Дескать всё, Алиска, гномы уснули и мы, давай, по койкам.
Я удивляюсь. Мне кажется, она такая сложная, книга эта. Сложный - пардон - слог, много текста, много непонятных реалий. А вот поди ж ты! Слушает, повторяет, запоминает, цитирует, рассматривает каждую чёрточку на рисунках. И просит снова и снова. Почему? Что может ТАК цеплять в этой книге двухлетнего ребёнка? С каждым разом, когда я читаю Алиске книги, даже не обязательно эту, а вообще, все мои представления о "правильном" детском чтении разбиваются вдребезги об её реакции. И всё сложнее становится подбирать книги по возрасту, руководствуясь логикой. Поэтому я продолжаю действовать в своём духе: полагаться на интуицию и отклик ребёнка. Наверное, так оно и правильно, да. Ну и на всякий случай, отринув логику, я заказала всю серию Бесков, не смотря на противоречивые отзывы. Посмотрим, что из этого выйдет. Расскажу потом :)
А всякое другое старенькое мы тоже понемногу читали. Как обычно, даю ссылки на предыдущие дневники:
Март 2015
Февраль 2015
Январь 2015
Декабрь 2014
Мне прям нравится этот список в конце оставлять, он всё растёт-растёт. А я-то, честно говоря, думала, что меня дольше, чем на пару-тройку месяцев не хватит.