"Потерялась девочка" Г. Демыкина, или просто чудесная книга.
младшим школьникам
Издательство «Речь», 2014.Серия «Дар речи». Офсет, 112 стр. Художник - Геннадий Епишин. Размеры: 236x175x16 мм
Аннотация (довольно точная)
Маленькая девочка Зоя очень любила рисовать, у неё в кармане всегда лежали блокнот и карандаш, а на столе - альбом и краски. Зое очень хотелось, чтобы её рисунки были похожи на картины дядюшки Тадеуша - знаменитого художника, её дальнего родственника. Она срисовывала с его картин забавных человечков, которых по-смешному называла пурзями. Человечки, прямо скажем, не очень получались… Но ровно до тех пор, пока Зоя не попала в картину дядюшки Тадеуша - в эту разноцветную страну пурзей, не подружилась с волшебными человечками, не пережила с ними радости и беды, не встретилась с самим художником, который помог ей разгадать секрет таланта, и не только.
Книге «приехала» в составе стопки книг о девочках. Каждый раз, когда я принимаюсь отбирать книги для очередного заказа, на меня «нападает» очередной критерий, и я, как маньяк, начинаю выискивать книги, соответствующие ему. В этот раз захотелось найти хорошие книги о девочках - книги, которые предположительно будут интересны и через пять лет, и через двадцать, и, может быть, через пятьдесят. ) Помимо книг современных авторов в заказ вошла и «Потерялась девочка» Галины Демыкиной. Имя автора мне давно знакомо, цена вполне доступная, а ещё я в детстве любила читать сказки о художниках, рисовании, красках (помните Курчевского «Быль о карандашах и красках»?), так что аннотация сразу привлекла внимание.
Книга превзошла все мои ожидания! Во-первых, оформление. Тканевый корешок, тиснение на обложке (листики и цветы) и замечательные иллюстрации Геннадия Епишина. Это моё первое знакомство с этим художником - и очень удачное. Сразу скажу, что мои фото красоту и богатство оттенков не передают, более того - чудесный лиловый цвет одной иллюстрации у меня вообще синий, так что…. поверьте на слово: книга очень красивая, и других иллюстраций к этой сказке просто нет и быть не может. Либо посмотрите сканы или хорошие фото, если не верите. )
Во-вторых, сюжет! Да, это волшебная сказка - но и серьёзная. Зоя, или, как её будут звать пурзи, Зося, попав в сказку, научится не только рисовать. Девочка задумается о том, что всё вокруг - живое, и нужно бережно обращаться и с деревьями, и с животными, пытаться понять людей (в сказку попадает и Зло в виде её новой подруги Любы, довольно неприятной юной особы), мотивы их поступков, прощать их.
В-третьих, красивый язык, на грани музыкальности. Описания не перегружены эпитетами и метафорами, но они красивы, приятно читать и погружаться в волшебный мир пурзей, где каждый день посвящен определенному цвету и имеет определённое настроение:
«В дверях Зоя остановилась - так её удивило увиденное. Никакого солнца не было но всё было залито тёплым светом - будто смотришь сквозь оранжевое стекло: на ярко-оранжевом небе облака казались жёлтыми; влажно поблёскивали листья и травинки; песк стал густо-кирпичного цвета. И от всего этого было кругом удивительно тепло и весело».
Порадовали два редакторских момента. Поставлены ударения в словах, которые с ходу можно прочитать неправильно, например:
«Я открываю глаза и - представляешь? - ничего не узнАю». (ударение на букве А в последнем слове).
Очень хорошая идея: я не раз, читая дочке, неверно ставила ударение в таких случаях, очень досадно.
Второе - внизу страницы даны сноски на слова, значение которых ребёнок может не знать, например: «подбочениться» - выпрямившись упереться руками в бока, «балахон» - просторная, длинная одежда.
В заключении рецензии, по традиции, цитаты из книги. На этот раз ограничусь одним длинным отрывком из разговора Лилового Пурзи (самого любимого) и Зоси, см. ниже.
- Ну поговори с кем-нибудь из них! [деревьев] Пурзинька, пожалуйста!
Мальчик замялся, а потом ответил очень-очень вежливо, чтобы не обидеть
- Зося, я этого не могу сделать
- Не умеешь?
- Умею. Мы разговариваем, когда бывает очень-очень нужно. А просто так, для забавы - нельзя. Ведь им это трудно.
Зоя там привыкла, что Лиловый Пурзя во всём подчиняется ей. И вдруг почему-то заупрямился! Было ужасно обидно. Просто до слёз. И она заплакала. А Пурзя не принялся, как обычно, гладить её по волосам и утешать, а стоял и молча смотрел. Потом сказал мягко и опять очень вежливо:
- Просто меня, Зося, но, по-моему, ты сейчас поступаешь плохо
- И ничего не плохо! - прохлюпала она, закрыв лицо ладонями. - Чего тут плохого?
- ты видишь ведь, что я не хочу, а раз не хочу значит, нельзя. Всё, что можно, я сделаю для тебя и так, даже без твоей просьбы.
- А почему нельзя? - спросила Зоя уже не так настойчиво, хотя ей очень интересно было послушать, как это он будет говорить с деревом.
- Потому что дереву трудно. Даже больно. Ну вот если заставить птицу не лететь, а ходить по земле…
- Но ведь она может!
- Да. Но ей тяжело. А зачем заставлять делать то, что тяжело, да ещё просто так, для забавы.
Зоя вспомнила дрессированных животных в цирке. Их же заставляют!
И вдруг подумала, что и ей всегда было жалко этих учёных медведей, тигров и слонов - как будто их обидели, унизили…