"Хлеб той зимы" Элла Фонякова. Художник Людмила Пипченко
Книги о войне
Каким он был - хлеб той зимы?
Дорогим, когда за маленький кусочек хлеба могли убить, когда хлеб стоил больше человеческой жизни, когда за хлеб отдавали бесценные вещи.
Горьким, от вины за последний съеденный тобой кусочек хлеба, когда рядом исхудавший от истощения отец, умирающая от голода мама, голодные старики, дети.
Ужасным, когда люди сходили с ума и переставали быть людьми от страха остаться голодными, или оставить голодными своих детей, близких.
Самым желанным, ведь в каждой крошке его - надежда на жизнь.
Для меня эта книга - потрясение. Среди множества книг о войне и блокаде именно она оказалась страшной своей правдой, именно она заставила прожить год, целый год в семье Петровых, и увидеть своими глазами, прочувствовать, пережить с ними войну. До сих пор перед глазами дистрофичный взрослый мужчина, неспособный на быструю ходьбу - отец Лены, полуживая, умирающая мама, больная, с запекшейся кровью на губах от цинги, Лена - бедная, маленькая девочка, почти всегда голодная, радующаяся еле видимым засохшим белым капелькам на пустой баночке сгущенки. Все события, происходящие в книге, написаны от имени главной героини - семилетней девочки Лены. Это автобиографичная повесть, по своему содержанию очень похожая на дневник, отчего все кажется еще более реальным. День за днем описывает Лена дни блокады - голод, голод, голод, бомбежка, многочисленные смерти, голод, холод и снова голод.
Да, я много читала о блокаде, о том, как людям удавалось выживать и держаться в те страшные дни, слышала и о карточках на хлеб, и о крысах, о том, что люди ели, чтобы прожить хоть еще один день… Но Элла Фонякова изо дня в день на протяжении всей книги и почти целого года описывает голод. Страшна смерть от бомбы, от выстрела, но еще страшнее медленная смерть от голода. Эту книгу нужно читать, всем и каждому, чтобы вечно помнить, какой ценой досталась нам Великая Победа.
Сколько раз во время чтения я останавливалась, не в силах читать от застилавших глаза слез. Сколько раз я останавливалась, мысленно читая как молитву: «Хоть бы не было войны. Дай Бог никогда в жизни не пережить такое». Но несмотря на это, книга очень светлая, искренняя, которую обязательно нужно предложить для чтения своим детям. Как это удалось Элле Фоняковой? Сквозь тяжелые подробности, как лучики света и надежды - детские мечты и игры, радости и фантазии.
Иллюстрации к повести сделала талантливая художница Людмила Пипченко. Удивительно, какие разные они у нее всегда получаются, по-новогоднему нарядные, праздничные в «Приключениях новогодних игрушек», стилизованные, старинные - в «Как жила Тася», и очень правдоподобные, реалистичные здесь.
И немного о детском чтении. Именно эта книга оставила неизгладимый след в душе моей старшей читательницы. Мы долго разговаривали с ней событиях, описывающихся в книге, и я видела слезы в ее глазах. Потом еще несколько дней она постоянно спрашивала меня: "Что такое соя, шроты, сечка, вкусное ли было молоко из сои, и как можно было есть олифу ? Сколько дней длилась блокада, и как люди смогли ее пережить?" Вопросов было очень много. В Санкт-Петербурге мы останавливались как раз на Васильевском острове, и снова начались вопросы и разговоры о книге. "Вот бы найти дом, где жила Лена. Вот бы пройтись там, где ходила она". А еще мы своими глазами видели табличку "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".