Июльский дневник читателя и слушателя (6 лет). Часть вторая. Самостоятельное чтение
дневник читателя
В первой части я писала в основном о книгах, которые сама читала ребенку, а здесь хотела бы рассказать о нашем самостоятельном чтении.
Вообще ребенок подразумевает под словом "читать" чтение вслух. А когда читает про себя, говорит: "Я смотрел буковки". Отследить этот "просмотр буковок" весьма непросто, потому что книги постоянно находятся в движении, он что-то достает, убирает, уносит из дома, приносит... У него одновременно "в процессе" может находиться и десяток книг. Поэтому я буду рассказывать о чтении вслух, о том, что сама слушала :) Итак, начну.
1. Сергей Баруздин:

В детский сад мы не ходим, так уж получилось, поэтому чтение историй о детсадовских буднях для нас примерно то же, что о деревне - как сказка. Замечательная, простая и добрая сказка!
Книга состоит из небольших законченных рассказиков и это очень удобно для самостоятельного чтения: можно останавливаться не где придется, а дочитав до логического конца :)
После прочтения сын сказал, что теперь это его самая любимая книга :) И она в этом статусе находилась даже несколько дней. Ну, пока не появилась новая любимка, конечно :)
2. Юрий Грибов:

Сын, как и я, сугубо городской житель, поэтому чтение книг о деревне для него сродни чтению сказок или фантазий - о том, чего у тебя самого не было и нет. Читает с удовольствием. А кроме того, по его признанию, ему нравятся истории про зверушек: "Как ты мне в детстве читала".
По ходу чтения задавал много вопросов. Что такое кордон? Чем занимается егерь? Что он делает с браконьерами? Даже пришлось затронуть проблему дифференциации юридической ответственности и квалификации деяний :)
Больше всего ему понравился рассказ о встрече с лосями - "В лесу", а рассказ "Август" побудил к разговорам о походе в лес за грибами :)
3. Любовь Воронкова:

Книжка дала возможность совершить небольшой экскурс в историю одежды и мебели, рассказать о том, что за чулочки носили дети, чем шкап отличается от современного шкафа, что такое койка с железной сеткой и т.д.
А вот что касается морали стихотворения, то вывод сын сделал весьма неожиданный. Только я собралась назидательно заметить, что не надо разбрасывать вещи по комнате, как сын меня опередил: "Мамочка, ты должна быстрее собираться на работу!" Вот тебе и раз! И это говорит человек, который наденет один носок, потом покатает немного машинки, наденет другой - поиграет с подъемным краном... Авось к вечеру и соберется :)
4. Георгий Ладонщиков:

Эту книжку мы читали в рамках той же акции - восполнение пробела в чтении стихов. И очень приятно узнавать новые имена, потому что, к стыду своему, о Георгии Ладонщикове прежде не слышала и стихов его не читала. Поэтому восполнение пробела получилось не только у ребенка, но и у меня :)
5. Агния Барто:

Легкое, веселое, солнечное, прыжковое стихотворение! Пожалуй, книжка была бы просто идеальна для начинающих читателей: очень мало текста, он простой, без сложных речевых оборотов, с понятными словами, ну и шрифт крупный, с хорошим межстрочным интервалом. А нам не грех и повторить, поднять себе настроение :)
Специально не учили, но как-то само собой вспоминалось потом:
"Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы заливаются
Трамвайные звонки".
6.

Говорят, что стоимость вещи определяется так: нужно цену поделить на столько, сколько раз ее использовали. Так вот, если подходить к этой книжке с такой меркой, то ее стоимость стремится к нулю - настолько она оказалась у нас востребована! Сын читает ее постоянно, каждый день. И от такого активного чтения многое, конечно, даже помимо воли, западает в мозг. Оказывается, считалочки можно использовать практически повсеместно, в любой ситуации, в любом занятии, особенно, если стремишься превратить его в игру :)
7. Роман Сеф:

В этой маленькой квадратной книжке на скрепке столько всего спрятано: тут и необыкновенная сказочная история, и жизненная философия неисчерпаемого оптимизма - очередной повод поговорить с ребенком о важности правильного настроя в жизни :)
Ребенок увидел в сказке более прозаичные вещи, например, он все допытывался, почему сейчас нет нужды в трубочистах и куда они все делись? Его очень заинтересовал механизм, позволяющий человечку выпрыгивать из шкатулки, и он стал размышлять о том, где найти подходящую симпатичную коробочку и как бы его к ней приладить... В общем, как и всегда, каждому свое, видимо :)
Очень понравились иллюстрации Ники Гольц - чудо как хороши! Тонкие, изящные линии, но при этом достаточно насыщенные краски. Красиво :)
8. Екатерина Серова:

Как говорят в народе: начали за здравие... Так получилось и здесь. Сын прочитал буквально несколько строчек и стал просить, чтобы я сама ему эту сказку прочитала. Передал мне книжку и, не успела я и страницу до конца дочитать, как одним прыжком перескочил на свою кровать и забился в уголок под одеяло. Из-под одеяла и слушал :)
О, как я люблю такие книжки, которые заставляют о чем-то задуматься! Тем более о такой насущной проблеме, как преодоление страха. Не секрет ведь, что всякие фобии есть практически у каждого. Прочитали, потом долго разговаривали о том, что такое страх, что мы сами себе часто придумываем эти страхи, что на самом деле он не такой уж "большой", что его преувеличивает наше воображение... Одним словом, с пользой провели время :)
9. Максим Горький:

О-о-о-чень назидательная история о молодом самоуверенном воробьишке, который не слушался старших и в результате чуть не попал в беду! Причем, эта назидательность совершенно для ребенка очевидна, он так и сказал: "Горький написал книжку про воробьишку, чтобы дети слушались своих мам!" В общем-то здесь и обсуждать особо было нечего, все и так понятно.
Очень хорошая книжка для самостоятельного чтения: крупный шрифт, хороший комфортный интервал. Может быть, не для начинающих читателей, потому что язык у Горького все-таки некоторым своеобразием отличается, но для продолжающих и закрепляющих навыки чтения уж точно :)
А сын и сейчас нет-нет да и вспомнит воробьишкину песенку:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
10.

Все размышляю о жанре "Матюши Пепельного" - действительно, то ли сказка, то ли былина, то ли героическая поэма... Прочитали с огромным удовольствием: и сюжет интересный (кроме эпизода с отрубленными ногами, конечно), и язык прекрасный, очень сочный, а какие великолепные иллюстрации Владимира Гальдяева!
Сын только часть прочитал сам, но не потому, что не хотел, а потому что все-таки там шрифт не самый крупный, немного опасаюсь давать такую нагрузку на глаза. Ему понравилось, что в некоторых словах в книжке поставлено ударение: "Смотри, мамочка, какие издатели предусмотрительные..." Спасибо вам, предусмотрительные издатели! :)