ФОТОГРАФИИ НА ПАМЯТЬ. Мария Мартиросова
подросткамКак и обещала, продолжаю знакомиться и знакомить с серией «Гражданин мира» издательства «КомпасГид».
Издательство «КомпасГид», 2012. Серия «Гражданин мира». 80 стр., офсет. Редактор - Мяэотс Ольга. Твердая обложка.
Мне было тринадцать-четырнадцать лет, в стране шла перестройка, по вечерам взрослые «залипали» перед десятиминутной передачей «Прожектор перестройки», в которой рассказывалось о том, как все перестраивалось, предавалось гласности и т. п. И вдруг у меня дома зазвучала фраза «Нагорный Карабах», и звучать она стала всё чаще и настойчивее: «На самом деле? Неужели такое может быть?»
Мне тогда было совершенно начихать на внутренние и внешние политические дела, но тревожность, что появилась в атмосфере и дома, и страны, напряжение, запомнились.
К чему эти воспоминания? Книга «Фотографии на память» - воспоминания девочки из армянской семьи, которая жила в Баку в 1989 году и явилась свидетелем того, как зарождается бытовой национализм, весь ужас которого ей пришлось пережить. А начинается книга в 1947 году. Послевоенный Баку. Мальчишки гоняют во дворе мяч: Витька, Сейфали, Алик, Вовка, Гарик, Ровшан… По вечерам стараются попасть на забор, чтобы бесплатно посмотреть в очередной раз «Серенаду Солнечной долины». Как-то раз Вовку из зависти и ревности Ровшан называет «жиденком» - и тут же получает куда следует. Из футбольной команды его попросили сразу же, конечно. Не терпели этого тогда мальчишки.
Просто сорок с лишним лет. Ребята выросли, но многие живут все в том же Баку, а раз в год собираются вместе, вспоминают детские годы, футбол… Гарик, отец девочки Марго, главной героини повести, стал журналистом и на вопросы друзей о Карабахе отвечает, что всё хорошо, ведь в стране идёт перестройка, а то, что говорят, так это страшилки. Но вот в городе появляются беженцы - азербайджанцы из Армении, и в классе Марго появляются новенькие… Приходит день, когда одноклассник девочки, азербайджанец Джаваншир, начинает рассылать одноклассникам-азербайджанцам записочки с призывом уничтожать армян. В городе устанавливается комендантский час, входят танки, солдаты…
Почему «Фотографии на память»? Один из друзей отца Марго, дядя Вова, с детства увлекался фотографией. Его отец погиб на войне в 1942 и был фотографом. И он стал фотографом:
«Я верю, что фотографии и вправду запечатлевают что-то навсегда. И хорошее, и плохое. Запечатлевают и не дают забыть. Если человек помнит о чем-то хорошем, ему обязательно захочется это хорошее сделать снова. А если плохое не забыл, то, значит, никогда больше его не повторит».
Отец Марго всё же начал писать статью о том, что происходит на самом деле. Друг детства - фотографировал. Статью предполагалось передать в Москву, в «Правду». Статью Гарик Манукян передать не успел. Его убили. А фотографии - остались. Марго выросла и стала известным фотографом. Только живет теперь в США, куда её вывез удочеривший девочку дядя Вова. Потому что другого пути помочь ребёнку, пережившему такие события, не было.