Июльский дневник читателя (6 лет). Часть третья. Самостоятельное чтение
дневник читателя
Уф, вот я и добралась до заключительной части нашего июльского дневника :)
1. Продолжаем потихоньку знакомиться с классикой:

Пока читали, потихоньку и выучили. Тем более, что стихотворение дано в сокращении, заканчивается словами: "Рванул под уздцы и быстрей зашагал". Но мне подумалось, что, может, оно и к лучшему, потому что продолжение не совсем уж детское:
"На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!"
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!"
В принципе стихотворение ребенка не удивило и не поразило, он у нас с годовалого возраста то с кувалдой в обнимку, то с молотком - к физическому труду приучен :) А вот иллюстрации Гальдяева долго рассматривали, обсуждали. Нам понравилось, что они у него в такой сдержанной цветовой гамме выполнены:

2. Стихи Александра Прокофьева в раннем детстве у нас как-то мимо прошли, сейчас, можно сказать, наверстываем:

Сборник "милых стишков", как говорит сын, про девочку Галинку и ее взаимоотношения с миром природы:
"Выходила Галя к морю,
Накупалась Галя вволю,
Собирала Галя гальки
И над ней кружились чайки:
- Что ты, Галя, делаешь,
В наше море бегаешь?
- Я песочек здесь копаю,
Куклу новую купаю!
Кукле - горе
Это море!"
Стихи, конечно, для совсем маленьких, зато получили огромное удовольствие от иллюстраций Александры Николаевны Якобсон:

И в целом издание у "Облаков" получилось очень приятное.
3. Елена Благинина:

По моим детским ощущениям стихи Благининой - ну самые нравоучительные. Но поскольку вернуться к пройденному и добавить хороших манер никогда не помешает, прочитали несколько раз, особенно вот это знаменитое:
"Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу,
Но мама спит - и я молчу...
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне:
- Ничего, - сказал он будто, -
Посидим и в тишине!"
Сын читал и лукаво так, с улыбкой на меня поглядывал. Восприятие очевидно нравоучительных вещей, конечно же, кардинально отличается от того, как малыши на это реагируют: уже есть какой-никакой жизненный опыт, набор нравственных ориентиров в конце концов :)
Потом долго обсуждали творческую манеру Марины Успенской и вообще особенности акварельной живописи :) Как-то у нас книги стали двоякую роль играть: и как "источника знаний", и как повода для бесед об изобразительном искусстве. Ну на таких иллюстрациях грех не поучиться:

4. Перейдем теперь к прочитанным сказкам :) Мы не все из них повторяем, некоторые и совсем в новинку:

В конце я добавила все-таки фразу: "А всех столяров в том государстве с той поры особо уважать стали". Сын стал спорить, что в книге этого нет, а надо читать так, как в книге. Но потом согласился, что с этой фразой понятнее. Поговорили немного о русских народных сказках и нюансах их пересказа разными авторами, о том, что такое авторская трактовка, что она может даже кардинально различаться.
5. Как, например, в сказке про "Лису и зайца" в пересказе Владимира Ивановича Даля, где Петух ограничился тем, что выгнал Лису и не стал ее рубить и шить себе шапку.

Сын был доволен концовкой, тем, что никто из животных не пострадал. Но, правда, "клочков по закоулочкам", по его словам, ему тоже здесь не хватило, поэтому нашла ему сказку в пересказе А.Н. Толстого. Прочитал и ее, погоревал, что Петух Лису зарубил и говорит: "А что, нельзя было взять только самое лучшее?" Вот так все у детей просто :)
6. Еще одна наша русская-народная сказка, "плакательная":

Пока читал, все было хорошо, спокойно, видимо, с его точки зрения, ничто беды не предвещало. Но вот дошел до слов:
"Петух опять стал на помощь кота звать, но сколько ни кричал он - не услышал его кот.
Унесла лиса петушка к себе в нору, да там и съела.
Так и погиб петушок".
Прочитал и заплакал... Честно говоря, и мне захотелось поплакать вместе с ним, уж больно жалостливо у Булатова получилось: "Но сколько ни кричал он - не услышал его кот..." Это как струну на высокой звенящей ноте оборвать.
Боль от смерти Петушка несколько смягчилась удовольствием от просмотра иллюстраций. Очень я рада, что сразу столько замечательных книжек вышло в последнее время с Васнецовым, он, конечно, непревзойденный мастер:

7. После истории с несчастным съеденным петушком ребенок не очень охотно согласился прочитать еще одну книжку про лису, все подозревал ее в злом умысле. Я уговорила его на "Лисичку со скалочкой":

И он отошел потихоньку, читая о проделках лисички-пройдохи, даже хихикал временами. Сказка дана в пересказе Михаила Булатова и с иллюстрациями Анатолия Елисеева.
Да, хотелось бы, конечно, с Васнецовым - уж для полноты коллекции, но менять не стала, главным образом из-за совершенно великолепной лисички. Вы только посмотрите, какое у нее выражение лица мордочки, какие она принимает позы! Хитрющая-прехитрющая лисичка!

8. В завершение лисьей темы - сборничек с коротенькими сказками, которые, пожалуй, больше на притчи похожи.
Дети довольно часто консервативны, поэтому сыну больше всего понравились уже знакомые сказки, те, которые он читал в раннем детстве с бабушкой, - "Лиса и журавль" и "Лиса и кувшин". Читал с удовольствием, но по прочтении закрыл и заявил, что ему уже целых шесть лет и что он уже слишком большой, чтобы читать сказки про зверушек. Надеюсь все же, что это временно, а то я-то только начала входить во вкус :)
9. Ну что же, не желаете про зверушек, у нас и еще про кого-нибудь отыщется, например, про необычную ледяную девочку:

Для меня эта сказка однозначно очень и очень грустная, это вам не съеденный петушок... Сын, конечно, не очень понял про переход из бытия в небытие, а вот про круговорот воды в природе ему очень даже понравилось. Т.е. Снегурочка не умерла, а превратилась в капельки воды, которые, испарившись, стали тучкой и вернулись обратно на землю дождиком. И эта версия примирила его с концовкой.
Вот таким было наше чтение в прошлом месяце: много, много разговоров по поводу и как бы между прочим :)