Жизнь как она есть
дошкольникамИнтересно мне тут стало, как родители относятся к сценам смерти в детских книгах.
В первую очередь, конечно, говорим про дошкольников и младших школьников. Понятно, что детей старше смертью персонажа не удивить. А натолкнула меня на мысль книга Чарушина, откопанная где-то в моих закромах. Рассках "Олешки". Вот финал:
Долго не был я в зоосаду. Прихожу - в клетке не четверо, а трое. Вырос оленёнок, ростом с мать уже, рога шишками на лбу прорастают, а шкура всё ещё ребячья - жёлтая в белых пятнышках.
-А где же другой? - спрашиваю.
-А как сняли брезент с клетки, дал ему кто-то конфету, он конфету съел и к утру издох.
Слабенький был олешек!
И ещё оленёнок лапами вверх пририсован. Рассчитана книга на дошкольный возраст (на обложке написано). И что-то я задумалась. С одной стороны, в природе такое сплошь и рядом. А с другой стороны, может, это лучше в двух словах объяснить, чем заставить переживать за конкретного оленя?
Вспомнила в этой связи "Льва и собачку". Там - понятно, для чего смерть. А в остальных случаях так ли она нужна?
Он у меня словам и точности значений очень много внимания придает, всегда меня поправляет, если я не точно выражаюсь. И еще очень развито воображение, видимо, т.к. прекрасно воспринимает книжки без картинок и слушает с таким устремленным в никуда взглядом, чувствую, что все-все, каждое словечко себе представляет. Поэтому кровожадности типа "в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает" я ему просто не могу читать, т.к за каждым непонятным словом/выражением следует тысяча вопросов: почему вонзает в сердце? что это сердце? как выпивает кровь? а где кровь? почему муха кричит? а как это голову срубить? Кто такой убийца?
Я после каждого чтения последние недели как выжатый лимон. Вот и стараюсь простенькое-добренькое сейчас читатать: Сашу-МАшу, Ушастика, стишки всякие.
Не знаю куда это катится и как с этим быть в таком возрасте? ДАже недавно стушевалась когда спросил: Как корова нам мясо дает? Знаю, что его все подробности процесса интересуют и ни за что не отстанет, пока не выспросит, переключила его внимание. Знаю, что не права, но я морально пока не готова его в такие вещи посвящать.
Недавно пришлось и на тему войны спонтанно общаться, кое-как подбирала слова, что-то вроде враги хотят что-то у нас забрать, а наши защищаются, получается борьба/драка ит.п. Затем последовал вопрос, глядя мне прямо в глаза: " А потом враги извинились и больше к нам не приходили?" На этом месте я промямлила что-то вроде "ага" и убежала на кухню ))))
С несправедливостью и агресией никак не хочет мириться, слишком правильный, надеюсь перерастет и станет менее чувствительным. Хотя "прививать" протих этого его надо сейчас и это моя и папина задача😐
Забавно про голубя
. Интересно, что вы ответили.
У меня иногда мозг закипает после пары-тройки таких вопросов подряд, хотя это, конечно, хорошая зарядка для мозга и воображения.