Жизнь как она есть

Обязательно надо, и про смерть и про равнодушие и про конфетку и олененка. Но бывают дети впечатлительные,так что тут личный должен быть подход. Мне нравиться даже такое читать, по ходу чтения очень много разговоров у нас серьезных происходит.
08.09.2015
Я уже некоторое время думаю над более расширенным пониманием темы: жизнь зефирно-розовая - и жизнь реальная, поскольку ребенок в три года уже видит, что все не так, как в книжках.. или зачастую не так. Но если о смерти, то... 1) Дети ко многому относятся спокойно. Тем же сказки, где волк прыгает над костром - и у него из брюха выскакивают козлята. 2) Дети разные. Если очень чувствительные, то по ребенку, возможно. 3) Говорю, как есть. Единственное, что моя пока не понимает, что такое - смерть. Это после пяти лет, как говорят. И начинаются вопросы: "Как это - умер? Как это - разбился?" последний диалог был, когда читали "Дядю Степу". ) Там картинка этого линкора "Марата", который бомбят фашисты. И вот поди объясни, кто такие враги, почему бомбят и почему хорошо, что один самолет упал. Мне кажется, просто деликатно нужно с этой темой обращаться. По ситуации. Особенно не замалчивая - но и не акцентируя. А вообще раньше дети постоянно сталкивались со смертью. Они прекрасно знали, откуда куры попадают в котлеты и щи. Это мы лицемерствуем, взрослые. А потом задаем такие вопросы ) Цивилизация-с.
07.09.2015
Охохонюшки! Больная тема это у нас... Я тоже думала, что дети почемучками становятся ну точно после трех-четырех. А у нас два месяца назад началось (в два и шесть), да так активно, что я не успеваю выдохнуть. Раньше заменяла "умер" на "погиб" и уходила от темы (ну как в два с половиной это обьяснить). А он бомбардирует: как это погиб? а как это машина задавит? а что такое утонул? Он у меня словам и точности значений очень много внимания придает, всегда меня поправляет, если я не точно выражаюсь. И еще очень развито воображение, видимо, т.к. прекрасно воспринимает книжки без картинок и слушает с таким устремленным в никуда взглядом, чувствую, что все-все, каждое словечко себе представляет. Поэтому кровожадности типа "в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает" я ему просто не могу читать, т.к за каждым непонятным словом/выражением следует тысяча вопросов: почему вонзает в сердце? что это сердце? как выпивает кровь? а где кровь? почему муха кричит? а как это голову срубить? Кто такой убийца? Я после каждого чтения последние недели как выжатый лимон. Вот и стараюсь простенькое-добренькое сейчас читатать: Сашу-МАшу, Ушастика, стишки всякие. Не знаю куда это катится и как с этим быть в таком возрасте? ДАже недавно стушевалась когда спросил: Как корова нам мясо дает? Знаю, что его все подробности процесса интересуют и ни за что не отстанет, пока не выспросит, переключила его внимание. Знаю, что не права, но я морально пока не готова его в такие вещи посвящать. Недавно пришлось и на тему войны спонтанно общаться, кое-как подбирала слова, что-то вроде враги хотят что-то у нас забрать, а наши защищаются, получается борьба/драка ит.п. Затем последовал вопрос, глядя мне прямо в глаза: " А потом враги извинились и больше к нам не приходили?" На этом месте я промямлила что-то вроде "ага" и убежала на кухню )))) С несправедливостью и агресией никак не хочет мириться, слишком правильный, надеюсь перерастет и станет менее чувствительным. Хотя "прививать" протих этого его надо сейчас и это моя и папина задача😐
07.09.2015
По-моему, с этим ничего не поделаешь. Да и не надо. Это хорошо, что ему надо всё знать. Это взрослым плохо, как это всё объяснить. И я вот не знаю, как буду некоторые вещи объяснять. Я не помню, как мне их объясняли. Понимаю, что надо учить ребёнка состраданию, сопереживанию. Но не представляю, как прочитать ему ту же "Девочку со спичками". И дело тут даже не в моём страхе перед смертью, а в страхе перед людским равнодушием. Сердце надрывается.
08.09.2015
Давайте замутим дискуссию в ДК на эту тему? очень интересно, что люди скажут.... думаю, почти у всех такое есть или было.. У меня сегодня поинтересовались, как называется болезнь, от которой умер дохлый голубь возле подъезда.
08.09.2015
Может, начнёте, а я поддержу? Мне было бы интересно. Я просто пока немного "не в теме", больше по моим воспоминаниям, но "на вырост" было бы полезно узнать, с чем можно столкнуться. Мой пока до почемучки не дорос. О, такие вопросы только дети умеют задавать. Они, наверное, уверены, что на всё есть ответы. Про дохлых голубей вспомнила...Была на отдыхе у тёти лет в 9-10, гуляли с детьми во дворе, нашли перья голубиные с остатками мяса, кажется. В общем, кровь на них была. А сверху перья ещё летели. То ли голуби так линяли, то ли кошка на крыше голубя съела, а ветер остатки сдувал. Так мы целую историю сочинили, что одинокий старичок, живущий на последнем этаже, этих голубей ест и перья с балкона сбрасывает. Нам же толком не видно было, откуда перья летят. Точно голубя не жалко было, мы так загорелись идеей раскрыть замыслы ни в чем не повинного человека.
08.09.2015
Вы имеете в виду чтение с детьми почемучками или конкретно детские вопросы на жизненные темы? Да, чтение меняется с наступлением такого периода, как я говорю, перешли от количества к качеству. Если раньше мы 3-4 книжки могли за раз прочитать, то сейчас мы 2-3 предложения "читаем" по полчаса. Вот только сейчас, в обсуждении с вами поняла, почему у меня такая усталость и опустошенность после чтения (вместо прежней эйфории) - я больше 20-30 минут таких дисскуссий не выдерживаю. Забавно про голубя . Интересно, что вы ответили. У меня иногда мозг закипает после пары-тройки таких вопросов подряд, хотя это, конечно, хорошая зарядка для мозга и воображения.
09.09.2015
Всё связано: если ребёнок дорос до возраста почемучки, то откуда бы он ни получал новую информацию (вычитали в книге, увидел, услышал от кого-то), то начинаются вопросы. У меня брат до 3 лет почти не разговаривал, всё слогами. Но как начал...Мама рассказывает, что готова была взмолиться. Ни от одного ребёнка на неё не сыпалось столько вопросов, причём ответ на одно "почему" тут же рождал новый вопрос. Он, видимо, пока молчал, наблюдал, накопил вопросов, а потом оптом все выдал.
09.09.2015
Да это даже не лицемерие, а скорее, наше нежелание расстраивать ребёнка. Мы думаем: а вдруг переживать будет? Я вот чувствую, мне тоже иногда будет проще избежать такой темы, чем бередить и себя и ребёнка. Но с другой стороны я понимаю, что это необходимо. Чувство сострадания, милосердия, жалостливость развивается через болезненные темы. Откуда куры на столе я тоже всегда знала, хотя и жила там, где люди никакого хозяйства не имели, и кур нам привозили уже ощипанных и замороженных. Тех безликих кур мне было не жалко. А вот если бы я за судьбой курицы следила, а потом с ней что-то случилось бы, думаю, расстроилась. Я не думаю, что надо замалчивать. Всё равно наступит тот момент, когда придётся объяснить. Деликатность - это да, в первую очередь.
08.09.2015
Я как раз о том же раздумываю... Читала сейчас детям (3 и почти 5) перед сном "Крошка Нильс Карлсон", а там есть про то, что старшая сестра главного героя заболела и умерла, и как ему без нее плохо одному сидеть и ждать родителей. Я этот абзац пропустила, но сама чувствую, что сделала неправильно. Я так сделала, потому что не хотелось, чтобы дети грустили, и потому что мне самой тема смерти неприятна и пугающа. Я на эту тему задавала вопрос в детской поликлинике (у нас медсестра, с которой и воспитательные вопросы можно обсудить). Тогда у нас была ситуация, что умерла бабушкина кошка, а я побоялась дочке сказать и придумывала про то, что киска убежала. Мне тогда медсестра сказала, что это неправильно. Любого ребенка тема смерти инетересует, и он будет воспринимать ее без страха и как нечто естественное, если родители о ней говорят открыто. А если ребенок видит, что тема смерти в семье замалчивается, то как раз появляются различные страхи из-за таинственности и неизвестности. Я думаю, что она права. Я в итоге рассказала, что стало с кошкой, и постаралась на вопросы ответить. В последний год на тему смерти с дочкой очень много разговоров было. А вот с книжками малодушничаю, не хочется огорчать. Зря, конечно
07.09.2015
Я думаю, надо на реакцию конкретного ребёнка смотреть. И я понимаю, что не надо малодушничать, но не знаю, как это всё в будущем преподнести. Как только я научилась читать, мне книжки читать перестали (около 5 лет). Дело было не в лени родителей, а в их капитальной занятости. Другой родни у нас близко не было, так что с книгами разбиралась я сама. Т.е. я знаю, как прочувствовать, а вот как донести... До 6 лет тема смерти в книгах мне не встречалась, потом, помню, была сказка Чарской из цикла "Сказки Голубой Феи", там у девочки мама умерла. Отпечаталось. И ещё помню, как лет в 9-10 читала "Детство. Отрочество. Юность" Толстого, так я до сих пор могу вспомнить, как мама мальчика в гробу лежала, как её отпевали, хоронили. Переживала тоже очень.
08.09.2015
Да,я сама была впечатлительным ребенком. Но я сейчас чувствую, что избегаю темы смерти частично потому что она мне самой неприятна, а не только из-за детей. При этом дочка сейчас хочет много разговаривать на эту тему, я стараюсь очень давать доступные и правдивые ответы с учетом возраста. Не хочу своих "тараканов" детям передать, а это сложно.
08.09.2015
У нас каждый раз - трагедия. Особенно, когда смерть хорошего персонажа, положительного. Книга сразу переходит в разряд нелюбимых. Когда помладше был - избегала таких сюжетов или переделывала текст. Позже, лет в 5, когда осознал и смирился со смертью - стала потихоньку об этом говорить и читать. Переживаем до сих пор, расстраиваемся вместе, горюем.
07.09.2015
Представляю себе. Ещё не каждый взрослый запишет книгу в любимые, если там кто-то хороший умирает, что уж говорить о ребёнке. Тема-то такая скользкая. И избегать до бесконечности невозможно и подходить надо осторожно.
07.09.2015
Вот дошкольники как раз равнодушно воспринимают, так как еще не понимают, что это , а вот в подростковом возрасте я помню себя, очень переживала.
07.09.2015
Сын 5 лет. Я думала, что буду стараться спокойно читать детские книги, в которых присутствует гибель персонажей, т.к. считала, что ребёнок к этому относится не так, как взрослый. Я не собиралась ребёнка от этого отгораживать. Но столкнулась с тем, что, прочитав какой-нибудь драматический момент в к-м персонаж погибает, ребёнок вдруг спрашивает "но ведь он же не погиб? да? не погиб??? это хорошо, что не погиб" Меня это удивляет - ведь мы только что прочитали, что он погиб. И я ..... отвечаю "да, он не погиб, не переживай".
07.09.2015
Видимо, в любом возрасте человек старается оградиться от смерти. Это такая защитная реакция вроде как это понарошку. Ну не укладывается в детском сознании в малом возрасте то, что что-то может исчезнуть навсегда. Я бы тоже на вашем месте так отвечала.
07.09.2015
Дети знают, что такое смерть и от этого не спрятаться, у нас голуби сплошь и рядом давленные, и каждый раз вопросы а что? а почему? но реагируют на мои объяснения спокойно. думаю и в книге все можно объяснить. а вот когда ребенок подрастает и читает, что-то вроде Белого Бима-это уже драма.
07.09.2015
Подумала и решила, что вы правы. Всё-таки иногда с позиции взрослого забываешь, что твоя эмоциональная сфера и эмоциональная сфера ребёнка - разные вещи. Я иногда себя одёргиваю в этом смысле, напоминаю, что дети на мир по-другому смотрят. И для эмпатии нужно время. Что-то мне взгрустнулось по поводу оленя. В любом случае я не считаю, что ребёнка от всего надо ограждать. Видела отзывы, например, что мама не читает один из рассказов про Тюпу Чарушина, потому что в нём жестокость - у кошки котят только что родившихся отобрали, а кошка до этого Тюпу побила.
07.09.2015
вот я к такого рода страстям отношусь спокойно, а на будущее посмотрим))) я до сих пор не могу заставить себя перечитать Белого Бима, хотя будучи маленькой очень любила кровожадного Чуковского)))
07.09.2015
Ну, криков по поводу кровожадности Чуковского я не понимаю. Мой сам "Муху Цокотуху" принёс читать, увидев букашек. Половину не понимает, но на слова знакомые реагирует. Чуть ли не зубами скрипит при фразе "зубы острые в самое сердце вонзает". Ещё подрастёт и вообще настолько привыкнет к тексту, что не станет его воспринимать как нечто жестокое. Да и вообще я что-то не знаю детей, которым была бы нанесена в детстве травма от чтения стихов Чуковского. Я "Бемби" лет в 8 читала. Во-первых, картинок не было. Мелкий шрифт. Тоска. А, во-вторых, помню, что там кто-то умер, и мне его было жалко. До сих пор не могу себя заставить взять и перечитать. Осталось какое-то ощущение, что меня обманули. Как будто я не этого ждала.
07.09.2015
ну так для многих то Чуковский ужасы писал, да и Колобок не самая гуманная сказка, но дети это все воспринимают "проще". Бемби да, маму жалко и по сей день
07.09.2015
с другой стороны поучительно - нечего животных в зоопарке кормить
07.09.2015
Да, вот в этом польза. Служители зоопарка с этим мучаются.
07.09.2015
Спокойно. Смерть-это часть жизни и нечего ребенку передавать свои страхи.
07.09.2015
Дело не в страхе перед смертью, а в сочувствии к конкретному персонажу. Вот я себя в детстве вспоминаю: я спокойной относилась к тому, что курочку зарубили, прежде чем она попала на наш стол. Эту безликую курочку мне было не жалко. И мне объясняли, что животные умирают в природе, если они слабенькие или если голод/засуха. Это всё абстрактные животные. А когда конкретный олень - жалко. Меня расстраивали подобные вещи. Вообще-то я не планирую ограждать сына от реальных вещей. Например, что у кошки забирают котят, медведицу убивают, а медвежат забирают в зоопарк, но иногда неплохо и смягчать.
07.09.2015
Знаменитый утёнок Тим Про гномика Спасайку.