"Меня зовут Мина", или продолжаю читать Дэвида Алмонда.
средним школьникамИздательство «Азбука», 2014. Серия «Почти взрослые книги». 288 стр., офсет. Переводчик - Ольга Варшавер.
Как же я люблю авторов, которые пишут такие разные книги. Очаровавшись «Мальчиком, который плавал с пираньями», прочитала «Глину», теперь вот - «Меня зовут Мина».
Роман о девочке, которая не вписывается в образ стандартного ребенка, посещающего стандартную школу, дающего шаблонные ответы на вопросы и пишущего школьные сочинения согласно плану. Мина, девятилетняя девочка, любит сидеть на дереве, наблюдать за птицами (и немного за людьми, преимущественно соседями), гулять и общаться с мамой, которой пришлось забрать дочку из школы и, соответственно, пожертвовать частью работы, чтобы иметь возможность обучать Мину дома. Мама у Мины отличная, лучше не бывает, наверное, а папы уже несколько лет как нет с ними, и девочка очень по нему скучает. Иногда она всерьез думает, что если спуститься по старой шахте к подземной реке, то Персефона попросит - и Аид отпустит папу обратно к ним.
Книга - это записи девочки, передающие ее мысли и наблюдения. Видимо, отсюда необычный шрифт. Даже прочитав книгу до конца, так и не поняла, выполняет ли он свою функцию, или обычный типографский шрифт справился бы не хуже. Это лирическое отступление об оформление книги.
Книгу приятно было читать, но она определенно не для всех. Судя по аннотации, именно она предшествует событиям, о которых рассказывает «Скеллиг». Предвкушаю!
Как обычно, для ознакомления с характером произведения ниже выкладываю несколько отрывков. Приятного чтения!
«Я сижу на дереве, а дрозды-то в гнезде отложили яйца! Целых три. Голубовато-зелёные с бурыми пятнышками. Невыразимо прекрасные! Я, как спустилась с крыльца, сразу поняла: что-то произошло. Птицы притихли. Сам воздух притих. Я залезла повыше, чтобы заглянуть в гнездо, и да, вот они, такие аккуратные, гладкие, и лежат так красиво в этом уютном гнёздышке. Голубовато-зелёные с бурыми пятнышками! В крапинку! Невыразимо прекрасные! Я чуть не заорала от восторга, но осеклась. Мало ли чего мне хочется? Да, я хочу подержать птиц в руках, погладить, похвалить, но с какой стати? И нужны ли им мои похвалы? Поэтому я просто провозгласила - не вслух, а про себя, но очень торжественно: МОЛОДЦЫ, ДРОЗДЫ! ВЫ ПОТРЯСАЮЩИЕ! ВЫ ТВОРЦЫ! ВЫ СОЗДАЛИ ТРИ НОВЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ!»
«Что касается технических средств, - вставила я, - у нас в саду есть очень хорошее дерево, я на него залезаю, и у меня сразу появляется много мыслей. А наша кухня - прекрасная лаборатория. И отличная мастерская для художников и скульпторов. А вообще, самый лучший учебный кабинет - это сам мир. Вы ведь согласны?
Мама улыбнулась:
- Как видите, у Мины ко всему свое отношение. Да и собственное мнение имеется.
Миссис Пустобрёхт всмотрелась в меня попристальней. Но её не разубедить, она наверняка думает, что Мина - дерзкая девчонка с кучей завиральных идей, которая просто выпендривается по любому поводу.
- честно говоря, - произнесла я, глядя даме в глаза, - мы считаем школы клетками.
- Неужели? - Миссис Пустобрёхс опешила.
- Именно так , - продолжала я. - Мы полагаем, что школы подавляют в детях природную любознательность, ум и творческое начало.
Мистер Непущаль вылупился на меня, как баран на новые ворота.
Мама улыбнулась и покачала головой.
Миссис Пустобрёхс повторила:
- Неужели?
- Ужели, - ответила я.
- Прежде чем принять окончательное решение, миссис МакКи, - сказал мистер Непущаль, - вам стоит на денёк отправить девочку на Коринфский проспект.
- А что на этом проспекте происходит? - спросила мама.
- Туда мы посылаем детей, которые не могут…
- или не хотят… - припечатала миссис Пустобрёхс.
Мистер Непущаль вынул из внутреннего кармана черного пиджака рекламную брошюрку и протянул маме.
- Ознакомьтесь, не повредит, - сказал он».