Книги-восторги и Гайдар. Читательский дневник (6,6 лет). Декабрь 2015 - февраль 2016. Часть 2.
дневник читателя
Я бы назвала этот пост "Книги-восторги", потому что чтение именно этих книг вызвало самые сильные эмоции, отклик у ребенка. Я увидела моменты "проживания" книжек, а не просто чисто механическое считывание текста. Это то, за что я беспокоюсь, и чего от него ожидаю. Скажете, что глупо чего-то ожидать от шестилетки... Ну да, согласна, но хочется все-таки, чтобы книги оставляли глубокий след в душе, а не просто удовлетворяли сиюминутную потребность в новых впечатлениях...
Поскольку на большинство этих книг я писала подробные отзывы, а на две из них сын писал сам, повторяться не буду, а постараюсь покороче.
Итак, начну с Пушкина. С него - потому что дорога к нему у нас была очень длинной, начиная с совершенного и абсолютного младенческого неприятия и заканчивая такой искренней радостью узнавания и открытия, что диву даешься :) И я, наверное, в первый раз в полной мере поняла, что значит смысл выражения: "Ребенок дозрел". И он сразу все захотел: и почитать Пушкина еще, и послушать оперу, и съездить в Санкт-Петербург в дом-музей на Мойке :)
Очень долго рассматривали иллюстрации Рейпольского, прямо как в художественном альбоме :)
Вместе с интересом к Пушкину пробудился интерес и к поэтическому творчеству вообще. А я-то все расстраивалась, что сын не очень любит стихи! Теперь меня убеждают в том, что если их почитать на ночь (непременно на ночь и непременно стихи!), то обязательно будут сниться хорошие сны :) Ну, вообще-то у меня нет причин сомневаться :) Так вот, на ночь, для хороших снов мы читали Погореловского. И ничего, что для маленьких, оказалось, что и для некоторых больших в самый раз :)
А затем сын выудил из стопки новых книжек Григория Кружкова. Читал вслух, на разные лады, с разными интонациями, представлял все в лицах... В общем, это был изумительный спектакль одного актера! Кажется, мы делаемся фанатами этого поэта :) Заверните нам его еще и побольше, побольше... :)
Две книжки, которые сын прочитал одну за другой с необыкновенной скоростью, буквально проглотил, а потом сам попытался написать на них отзывы, - это "Муха с капризами" Яна Грабовского и "О хитрой куме лисе" Йозефа Лады. Есть в них что-то сходное и это, думается, не только великолепное чувство юмора авторов, а и подход к описанию своих героев: животные наделяются прямо-таки человеческими характеристиками, проявляют человеческие чувства и даже совершают вполне мотивированные поступки :) Под влиянием восторженного отношения сына я тоже взялась за эти книжки, прочитала с превеликим удовольствием. Это как раз тот случай, когда текст исключительно самодостаточен, наслаждаешься элементарно речью, словесными оборотами, фразочками, отдельными выражениями, упиваешься просто :)
С неослабевающим интересом слушал сын про глупую Шершилину и пропавшего дракона Нины Гернет и Григория Ягдфельда. Уходил на три денечка из дома и чтение пришлось прервать. И вот, к моему большому удивлению, первое, за что ребенок схватился, вернувшись домой, были не машинки, не Лего и даже не планетарий, недавно купленный и еще не успевший надоесть, а все эта "Глупая Шершилина..." Не утерпел, маму не дождался, дочитывал уже сам, а потом, захлебываясь, пересказывал, чем же там все закончилось :)
"Каникулы Бонифация" Федора Хитрука, вообще говоря, мои воспоминания, моя ностальгия по детству. Поэтому когда книжка приехала, сын поначалу воспринял ее довольно спокойно. Ну, книжка... Потом смотрю: сидит, читает. Оказалось, что решил одним глазком глянуть и затянуло... Так увлекся, что все читал, читал, пока книжка не кончилась :)
У нас как-то само собой сложилось деление книжек на "ученые", про детей и сказки, и сын читает их именно в такой последовательности, по степени убывания его к ним интереса. Мне это положение вещей кажется довольно обидным, во-первых, потому что в доме много прекрасных, заботливо, с любовью приобретаемых книг со сказками, а во-вторых, потому что очевидно же, что разве можно стать великим ученым, да и вообще добиться чего-то в жизни, если ты не напитался мудростью народной... В общем, работаем потихоньку в этом направлении, пытаемся убедить будущего ученого, что сказки тоже нужно читать :) Тем удивительнее мне было, с каким пылом он схватился за сборник венгерских народных сказок "Круглый камень"! Мы читали его уже когда-то раньше, но, видимо, особого следа сказки не оставили, не вспоминались даже. И вот вдруг - дозрел, как и до Пушкина! Ну вот, наверное, и к чтению применима поговорка: "Каждому овощу - свое время" :)
И, наконец, Гайдар. Почему-то мне сейчас не очень на душу ложатся его произведения, хотя в детстве я их любила. Даже приходит на ум мысль о перекормленности, как, например, у меня с Достоевским вышло: столько его читала, все подряд, что сейчас даже самое легкое читать не хочется, не лежит душа... Поэтому Гайдара у нас читает дед. Прочитали "Голубую чашку", "Тимура и его команду" и "Чука и Гека", т.е. все, что у меня было с хорошими иллюстрациями в хороших изданиях, ну и, вроде, решили с остальным повременить. А тут как ни позвоню: читают Гайдара! Опять звоню: читают Гайдара! Сегодня весь день читают Гайдара! Оказалось, сын сам попросил, а поскольку все иллюстрированные книги я уже забрала, принялись за любовно хранимый родителями четырехтомник:

Причем, уже знакомые произведения читают вот так интересно: дед начинает фразу, а внук (по памяти!) ее заканчивает. Оба довольны, обоим в удовольствие :)
Вот такая получилась у меня вторая часть дневника :) Спасибо, что прочитали! 