Весна. Новое. 2г.-2г.2м. (ч.1)
дневник читателяПокажу то, что начитали за 3 месяца. В твёрдых обложках получаем вот что (на стену не смотрим, день вчера выдался пасмурный, а самое светлое место - на балконе):
Разнообразие вношу я. Саня, в принципе, читал бы одно и то же, каких-нибудь своих котят-плакс и забияк. Хотя новеньким он тоже радуется. Если видит на обороте книги рекламу других из серии, заявляет твёрдо: "Надо купить. Такой нет".

Санин День рождения совпадает с началом весны. Надарила ему весенних виммелей и «Весну Мишки Бруно». Медведь на начальном фото - Бруно. Раньше был Винни-Пухом, но как Винни-Пух Сане совсем не запомнился. Книжек про Винни-Пуха у нас нет, а про Бруно - есть. Конечно, мишка, в смысле, книжка - больше моё баловство. Но я всё равно планирую мишкино лето. Всё-таки Бруно - не по годам для Сани. Так что не исключено, что потом книга будет читаться чаще. Любимая у Сани всё же осень. Потому что там Уффе. И точка. Все дождевые червяки у нас теперь непременно Уффе.
"Находилки-развивалки" почему-то идут слабенько. Думаю, покупать ли лето и осень. Бернер, наверное, не буду. Цена у неё всё ползёт вверх, а вот типографию я предпочитаю немецкую. "Зимнюю книгу" пришлось клеить, треснули швы достаточно быстро. Весенняя - ещё немецкая. Так вот эти книги и по толщине картона отличаются и по цветопередаче. Может, если бы не с чем было сравнивать, не заметила бы.
Ещё надарила энциклопедий от «Белого города» из серии «50». Может, выглядят не слишком подарочно, но цена куда приятней, чем такие же, но с нарядной обложкой. Очень красивые. Мы их рассматриваем. Птиц просто так. Овощи, фрукты и зверей - когда играем в соответствующее мемори. Достал пару - поглядел картинку.
Следующая парочка:

Уже не в качестве подарка, а просто так у нас появился виммель «В цирке». Папа заявил, что «В городе» им роднее, но и этот глядят с удовольствием. Я ориентируюсь хуже. Как-то папы не было дома и Саня требовал поискать с ним какую-то «папабу». Пока не ткнул пальцем, я не поняла, что это - прабабушка.
Ещё на тему энциклопедий. «Транспорт» от «Оникса» из серии «Время моих почему» у нас давно, но интерес только проснулся. Для нас - палочка-выручалочка. Про транспорт интересно, но большинство книг - непонятно. А здесь же и поглядеть есть что и новые слова типа «автострада», «кемпинг» или «авторефрижератор» выучить. И текст на полях вполне годный для Саниного возраста. Например, объяснения про то, что проблесковые маячки - это мигалка, что каждая машина экстренных служб подаёт свои сигналы. Читаем практически только про наземный транспорт. Впрочем, Саню и в жизни интересуют только то, что ездит по земле. Замечено, что к выставочным самолётам и вертолётам он равнодушен. Про то, что "для младшего школьного возраста" - это они хватили лишку. Информация обрывочная и, скорее, ознакомительная. Для школьника мало. Развороты покажу:

Всякое художественное:

Стихи С.Я.Маршака. Тут можно сказать только: «наконец-то»! Думала, вообще будет валяться без дела. Ну, никак у нас не шёл этот Маршак с илл. тандема Бордюг-Трепенюк. Некапризный в плане иллюстраций, Саня никак не хотел читать эту книгу. Впрочем, мне иллюстрации тоже не по душе, а сборник я купила из-за приличного содержания. Маршак всё-таки сделал своё дело. Конечно, читаем не всё. Отлично пошли «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», игривый «Багаж» (как же я люблю подобные стихи с повторениями, читала по памяти ещё 8месячному Сане за кормлением). «Разноцветную книгу» не в иллюстрациях Митурича Саня читать отказался, поглядев на меня таким взглядом, как будто я пыталась выдать ему какую-нибудь подделку за подлинник. Впрочем, «немонинский» «Кораблик» тоже не пошёл никак. Другие английские песенки - выборочно. Про «Бутерброд» не стал слушать, а вот «Дом, который построил Джек» очень понравился. Чешские песенки, как по мне, на любителя. Некоторые мы уже читали в моих старых книжках, но здесь есть странные, которые я даже не могу разгадать. Про кошек не поняла. Во, про ворон Сане запомнилась. Я его уговаривала не запоминать «Либань» и не засорять мозги лишним.

Из сборника «Книга для чтения в детском саду и дома» читаем только «Сказку об умном мышонке» для разнообразия в иллюстрациях Савченко и «Хрюшка обижается» В.Орлова. Остальное - рано.
Ещё одна книга, где читаем всего одно произведение - «Басни» И.А.Крылова. Слышала, что Крылова можно читать как Пушкина, в любом возрасте. Попробовали «Ворону и лисицу». Растолковала непонятные места, Саня похихикал над вороной. Понял-не понял, не берусь судить. Ну, пусть будет. Для общего развития. Больше пока ничего пробовать не буду.

И.Пивоварова. Очень нравятся стихи. Для меня - полное открытие. Книга тоже у нас давно, но если Кушак и «Учёный жучок» из этой серии читались, то эта тоже почему-то игнорировалась. Видимо, тоже в иллюстрациях дело. Про Чики-рики-воробья и двух смелых кроликах давно читала Сане по памяти, ему книга была не нужна. В итоге расчитали, читаем часто. Помимо упомянутых особенно любимы стихи про лягушку, которая «ночью спала на луне, которая плавала в луже», «Потерялась в небе птица», про жаб на кухне, которые появятся, если сильно плакать. Два хитища - «Что случилось утром» и «Жил да был» («Закаляку» Чуковского напоминает).

К.И.Чуковский - "Бармалей" и "Тараканище". Всё, теперь с основными произведениями Чуковского Саня знаком. Да, у нас вот такая книга. Подарок.
Можно отступление? Вообще-то нам книги почти не дарят. «У вас много книг, зачем ещё?», «У вас много книг, вам и не знаешь, что подарить, вдруг у вас это уже есть». То, немногочисленное, что нам дарят, я никогда не прячу, как бы мне оно не нравилось. Во-первых, дань уважения дарителю всё же стоит отдать, а, во-вторых, немногочисленные не самые удачные в плане иллюстрации книги, на мой взгляд, никак не способны испортить художественный вкус. С тем, что ребёнок тянется к такому "вырвиглаз", не соглашусь. Скажем, особо повышенного интереса по сравнению с другими книгами к сборнику проявлено не было. Иногда подозреваю, что картинки вторичны. Не из-за иллюстраций же сын постоянно берёт сборник Хармса. Вряд ли ему уже по вкусу абстракция. И вообще, Саня любит тоненькие. А компьютерных тоненьких у нас нет. И ещё привычка. Саня не станет читать в этом сборнике ни "Мойдодыра", ни "Айболита", ни "Телефон", ни "Краденое солнце". "Айболит" (с Сутеевым) и "Мойдодыр" - ещё мои, "Телефон" и "Краденое солнце" - от изд. "Алтей".
"Бармалей" у меня в детстве был. Точно помню, что читали. Но хоть убей не могу вспомнить ни одну иллюстрацию. "Тараканища" не было, знала только первые строчки. "Федорино горе" не сфоткала, но его тоже читаем здесь. Я читала в детстве в потрёпанной хрестоматии "Солнышко" для детей из дружественных республик, изучающих русский. Мы тоже с Саней начинали в хрестоматии, но пришлось забрать и отложить себе на память, уж больно ветхая она. Теперь фотки:
А.Прёйсн - «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Книга рассчитана на самостоятельное чтение. Здесь две истории. Про Крошку Енота и Козлёнка. Крошка Енот оказался слишком длинным, Саня к середине потерял интерес. Всё-таки более короткая версия без этих повторов «возьми палку, возьми камень» Сане пока больше по возрасту. А вот «Козлёнок» в иллюстрациях Савченко имел большой успех. Вообще-то Саня и так считал бойко до 10, но я благодарна этой книге за то, что она «развязала» Сане язык и он произнёс самую длинную речь в своей жизни: «Один - это я, два - это телёнок, три - это корова, четыре - это бык, пять - это конь». Особенно приятно соотношение текста и иллюстраций - ничего не обгоняет, всё по делу.


Кстати, про хрестоматии.
Стали ездить к бабушке и дедушке за город, стали брать с собой хрестоматии. От «Махаона» - такая «солянка» стихов и сказок. Даже не спрашивайте меня о принципе отбора. Тут даже стихи одного и того же автора могут быть не вместе, а уж тематика вовсе разная. Про иллюстрации речь даже не ведём. Ну, Сане не особо принципиально, лишь бы содержание нравилось. Стихи тут «проверенные» типа «Игрушек» Барто или «Моего мишки». Из нового, что не читали раньше, понравились «Разноцветные огоньки» Я.Акима и «Жадина» Мошковской. Стих «Обида» Мошковской мне не понравился вовсе. Ещё из всех стихов выбивается «По дороге в класс». Остальные малышковые такие, а этот слишком «взрослый».
Сказки тоже самые привычные в привычной обработке. Их мы часто пропускаем (это касается русских народных). Но есть тут три чудесные сказки, из-за которых Саня приносит эту книгу даже не в поездках - «Колосок» , «У солнышка в гостях» и «Горшочек каши». Про первую Саня говорит: «давай па мысей - Туть и Вить». Да, чудесные Круть и Верть. И сказка поучительная, про то, что «кто не работает, тот не ест». Забегая вперёд, скажу, что теперь у нас появилась ещё "Курочка-хлопотунья", очень похожа.
«У солнышка в гостях» тоже нравится даже несмотря на скудность иллюстраций. Сначала порывалась купить отдельную, тоненькую, но решила, что раз и этих иллюстраций хватает, то пока остановимся. Все тонкие всё равно не скупишь.
«Горшочек каши» в пересказе С.Прокофьевой тоже нравится. Здесь целый экшн, как мама вспоминала «пароль» от горшка. Надо было сказать: «вправо, влево посмотри, горшочек, больше не вари», а она что только не говорила: и «прямо, криво посмотри» и «вниз, вверх посмотри».
Опять же выделяются из сказок «Кот в сапогах» и «Гадкий утёнок». Они явно на возраст старше, чем все остальные.
«Хрестоматия для младшей группы» от изд. «Самовар» с очень хорошей подборкой. Выглядит вот так:

Подробнее не покажу. Пишу пост, воспользовавшись тем, что Саня задержался на денёк у бабушки. И хрестоматия с ним.
Из того, что новое, особенно понравились стихи «Девочка-рёвушка» и «Девочка чумазая» А.Барто (прям очень-очень, в заход раз по 5 подряд читали), «Как мыши с котом воевали» Н.Заболоцкого, опять же «Жадина» Э.Мошковской. Рассказы тоже читали, но не все. Читала Сане рассказ «Умная птичка» М.Зощенко про то, как птичка притворилась раненой и увела мальчика, чтобы он не смог найти её гнездо и взять домой её птенцов. Начали разговаривать. «Саня, а ты понимаешь, что гнездо - это дом, где живёт птичка, а птенцы - её дети?». «Да!». «А мальчик хотел забрать птенцов себе. А птичка хотела, чтобы мальчик их забрал?» «Нет». Я, воодушевившись: «Птичка не хотела, чтобы кто-нибудь забирал её детей. Это всё равно что кто-нибудь пришёл бы и забрал тебя от меня. Вот ты бы пошёл с чужим дядей?» «Да. Без мамы». Приехали....Оставим глубокие рассуждения как-нибудь «на попозже». Зато рассказ «Как один поросёнок говорить научился» Л.Пантелеева оставили без обсуждения и часто перечитывали. Хотя нам впору «Букву Ты» читать (шутка, конечно). Саня перестал говорить о себе в третьем лице, а на первое так и не перешёл. Говорит: «ты пошёл», «ты открываешь», имея в виду себя.
А потом май закончился...Спасибо дочитавшим.
Я сразу глянула и озадачилась - нормальный антураж. Прям в тему!
Мы в этом возрасте Чуковского обожали, а вот энциклопедии не очень. До сих пор по художке!