Юрий Томин "Карусели над городом" (ИД Мещерякова, 2016)
отзывы
Среди множества переизданий с роскошными обложками и эффектными иллюстрациями эта книга может остаться незамеченной, и очень жаль, если так случится. Потому что она из тех, которыми зачитывались в пору моего детства, которую невозможно было добиться в библиотеке, потому что все экземпляры вечно были на руках, которую невозможно было получить хотя бы относительно целой, потому что ее читали, читали, читали... И картинки здесь не для восхищения, не для услады глаза, а, как это ни странно звучит, они играют роль... как бы музыкального сопровождения. Вот я смотрю на листок календаря (как тогда говорили - численника) и слышу то скрип, то звук открывающейся двери... Здесь без этого никак, здесь Томин, здесь тайны, расследования и шпионы:

В книге необыкновенно динамичное повествование, ты постоянно в напряжении, в ожидании того, что вот сейчас что-то будет... И автору удается сохранить эту интригу на протяжении всего произведения, что, согласитесь, для книги из далеких уже семидесятых (а повесть впервые была опубликована в 1979 году в журнале "Пионер"), с сюжетом на фантастическую тему довольно необычно. Да, события разворачиваются на фоне советской действительности, которая в книге довольно-таки выпукло показана. И дело не только в пионерах, а в массе других, очень живых и узнаваемых примет времени. Вот, например, история запрета на купание в речке Кулёмке:
"Неподалёку от лагеря протекала речка Кулёмка, но купаться в ней запрещалось. Виновные немедленно изгонялись из лагеря.
Обнаружить виновных было предельно просто: они окрашивались в синий, зеленый или красный цвета. Эта окраска за один раз не смывалась даже под горячим душем. Таково было свойство речки Кулёмки. Свойство не природное, оно появилось не так давно.
Речка Кулёмка имела синие, зеленые и красные дни. Все зависело от того, какую продукцию в этот день выпускала фабрика игрушек. Если делали пушки, танки и самосвалы, то из красильного цеха в речку лилась зелёная струя. Когда "нажимали" на флажки, мячики и матрёшек, то струя приобретала праздничный красный цвет. Если же не выпускали ничего, то струя становилась почему-то синей и оставалась такой от вечера пятницы до утра понедельника.
Сегодня был синий день".
Но чтение настолько захватывает, что тебе даже в голову не придет усомниться в актуальности книги. Ну еще бы, ведь написано так легко, с таким великолепным чувством юмора! Готова цитировать бесконечно, возьму себя в руки и ограничусь парой кусочков:
"Алексей Палыч был обычным мужчиной и проявлял трогательную беспомощность, которая с доисторических времен..., словно щит, надежно оберегает мужчину от домашних забот.
Алексей Палыч преподавал в школе физику и часто задерживался после уроков - подготавливал необычные опыты для своих учеников, которые с каждым годом все меньше стремились учиться; чтобы заинтересовать учеников на уроке, нужно было что-нибудь слегка взорвать или хотя бы устроить короткое замыкание.
Алексей Палыч не стремился вырастить из своих учеников великих физиков. Он считал, что ученики должны развиваться всесторонне, и старался по возможности отвечать на любые вопросы, даже если они не имели отношения к физике. Ученики прекрасно знали об этой слабости Алексея Палыча и вопросы задавали охотно: во-первых, в эти минуты никого не вызывали к доске, во-вторых, почему бы и не потрепаться на интересные темы, которые жизнь с помощью телевидения, радио, различных газет и журналов подкидывает ежедневно".
И совершенный шедевр:
"Девочка с длинными волосами была не столь красива, как ее подруга. Поэтому жизнь приучила ее думать немного быстрее".
Приятного чтения! 
Карусели над городом
Юрий Томин
Издательство: ИД Мещерякова, 2016