Ноябрьский дневник (2г.8м.) Ч.2
дневник читателяПервая часть была здесь. А тут тоненькие.
Тоненьких каждый месяц набирается огромное количество, хотя читаем мы преимущественно только перед сном. Правда, до дневного сна иногда так и не доходит. А вот книжки почитать, лишь бы не спать - это дело святое.
Первая порция.

«Гуси-лебеди». Книгу я решила читать ради эксперимента. В нашей хрестоматии для младшей группы детского сада есть эта сказка. В какой-то другой хрестоматии (не помню какой) видела эту сказку в группе, кажется, 5-6 лет. Знаю, что до определённого возраста дети не понимают и не принимают такое абстрактное понятие, как волшебство. Интересно было проверить, как Саня отнесётся к сказке, положила её в общую кучу, Сане обложка приглянулась, и мы начали читать. Уже на третьей странице в ауру волшебства влез детский прагматичный ум: «А зачем в лесу печь?» Моё невнятное: «Ну, просто так, стоит и стоит» Саню почему-то удовлетворило, он позволил продолжить и дальше как будто бы уже ничему не удивлялся. Хотя согласитесь, печь в лесу - не самое поразительное явление книги. Мы обсуждали всё, что творится в домике Бабы Яги: и кудель и процесс прядения. По ходу и после прочтения было выяснено, что Санька уяснил: детей не хотели отпускать (вот, кстати, тому, что Баба Яга хочет детей съесть, Саня не удивился, только сказал: «Ну давай не съест»), они убежали, прятались, гуси-лебеди их не нашли, дети вернулись домой. Насколько волшебный антураж произвёл впечатление на моё дитятко, сложно сказать, но перечитывать просит. А я уже на будущее заготовила лекцию на тему: «Виды и технологии изготовления киселя на Руси».

«Лиса и дрозд». Понравилась сказка, хотя русские народные сказки идут не все и не всегда. Лиса проваливается в яму, грозится Дрозду разорить гнездо, если он её не вытащит, Дрозд всячески угождает Лисе, вытаскивает её, но на просьбу развеселить прибегает к хитрости: уводит Лису в деревню, где Лису прогоняют собаки. Два экземпляра. В одном картинки идут по тексту, в другом - после: здесь следует предложение рассказать сказку по картинкам.

"Стишата-коротышата" П.Синявского - давно с нами, вроде бы не показывала. Но ведь классная какая! На первый взгляд, это - чистоговорки. Вроде: « Жук на лужайке на Жучку жужжит, тявкает Жучка, а хвостик дрожит». Но на самом деле они весёлые, некоторые оригинальные: «Черепаха наряжает свою деточку не в горошек, не в полосочку, а в клеточку». Мне очень нравятся стишки, Саньке тоже. У нас по 4 стишка на странице. Почему-то не обратила внимание, когда заказывала. После вроде бы видела картонку, где по одному стишку на страницу, она форматом меньше. В принципе, Саньку такое компактное расположение не смущает, интерес он не теряет, так что оставлю такую, какая есть. Хочу сборник Синявского. У нас есть ещё пара стихов в сборнике «Озорные стихи» от «Самовара».

Из "Птичье радио" Тувима читали только «Овощи», где «хозяйка с базара однажды пришла...», больше читать не разрешал. Немного продвинулись - теперь читаем ещё «Птичье радио» и про очки тёти Вали, все очень нравятся. А вот остальные по-прежнему даже не даёт начать.

"О животных" - пара рассказов Чарушина с его иллюстрациями. Один - "Волчишко", а второй в соавторстве с Н.Сладковым про медвежонка, который сам себя напугал - полез напролом в малинник полакомиться ягодами, по цепочке испугал зверей и птиц и сам испугался того, какой шум в лесу поднялся. Пару раз почитали. В принципе, нормально для рассказов о природе, потом ещё напомню. Вот Тюпу Саня по-прежнему любит, читаем много.
Ещё кратко: "Песенка мышонка" - обожаемая и выученная наизусть. "Посмотрите, какие котята" давно не открывали, но ещё год назад была хитом, да и сейчас часто перечитывали, нравится. "Куда торопятся машины" Саня осваивает всё больше и больше, уже сам рассказывает, чаще и чаще открывает. Сразу понравилась и продолжает нравиться. Остальное на фото тоже любимое и часто читаемое.
Следующие. 
Чуковского почитали, опять "Муху-Цокотуху" вспомнили, а то не хотел читать. "Упрямого котёнка" очень любит. "Ох и Ах" почитываем иногда. А вот "Жёлтика" ждал провал. Иначе и не скажешь. Обычно новые книги, если они понравились, Саня просит читать сразу 2-3 раза подряд. А здесь выслушал и сказал, что больше читать не будет. Так пока и лежит, один раз читанная. Картинки вполне себе милые.

Ещё: 
Видимо, Пушкин действительно волшебник слова, потому что Саня опять вспомнил про рыбку. Нашёл тут в коробке рыбку с иллюстрациями Ращектаева. Никифор Андереевич Ращектаев. Читаем обе, с Конашевичем тоже. Конашевича показывала, покажу Ращектаева. Кстати, насколько я помню, мне в детстве Конашевич больше нравился.


Вот на этом моменте, конечно, сложнее всего читать. И момент самый непонятный - старуха в царских палатах, да ещё и картинок нет, но Саня как-то выдерживает, слушает.

И ещё. 
В. Чаплина "В нашем лесу" неожиданно понравилась Саньке, просил сам по своей воли перечитывать. Очень похоже по манере не Чарушина. Остальные книги тоже читались не по разу. Кстати, на фотках не хватает ещё "Котёнка по имени Гав" и пары картонок со сказками - "Лиса и волк" и "Зимовье зверей".

Очень много читали "Книжки-мальчишки". Полмесяца только их считай и читали. И чего «Азбука» их не переиздаёт? Внятные, вполне логичные и динамичные истории с интересными поворотами сюжета. Язык простой, доступный, но не скудный. Санька взял оттуда несколько фраз, которые он периодически «вворачивает» в речь. Довольно интересно наблюдать за этим процессом, когда Санька, взглянув с сожалением на пустую кружку (третью по счёту, между прочим), философски замечает: «Ну что ж. Ничего не поделаешь...Надо варить новый компот. Маам, свари». Вот это «ничего не поделаешь» из «Тракторок спасает урожай». В книгах много картинок, иллюстрирующих практически всё, что происходит с героем. Мне иллюстрации нравятся, они мультяшные, но без перегибов. Раньше Санька относился к серии спокойнее, сейчас, видимо, ещё подрос, распробовал приключения. 
Гора малышек. Первый раз читали про «Крошку-малышку» (которая без обложки, с коровой). Незатейливая сказка про Рогатую-Бодатую корову, которая не хотела давать молоко. Понравилась. Маяковского давно читаем, здесь тоже меняю: «...октябрята говорят» на «...то ребята говорят». Неоднозначно я к Маяковскому отношусь. Вроде бы и стих нужный, но вставки типа «это вот для прогулок плохо» меня напрягают, видно усилие. А стихи должны литься, без лишних связующих слов. Сапгир у нас тоже давно, Сане особенно нравится «про не может быть» - «Это снег?» и про лимон. С конём - стишок Льва Квитко про...коня, да, никаких сюрпризов. Мальчику подарили игрушку, и он пытается разбудить всех взрослых, чтобы похвастаться своим новым приобретением. «Зайца-Хвасты» по-прежнему два, по-прежнему читаем только в паре. Даже «Моего Мишку» Саня велел откопать заодно и старую, вспомнил же, что есть такая, я не выбросила, память детства и всё такое. Пришлось достать. Саня ещё настаивал на «фиолетовой Маше-Растеряше», но я честно сказала, что старый экземпляр у бабушки.
Зато можно сравнить печать.
И вот ещё несколько разворотов.

Что-то в этом месяце случилось, и вторую половину месяца Саня упорно стал повторять: «Не надо мне маленькие, давай только большие читать». Разлюбил «невелички»? Или это временное явление?
Ох, вроде бы всё вспомнила. Ноябрь можно считать закрытым.