Мои летний дневник чтения
отзывыТак сложилось, что этим летом меня сильно тянуло на детскую литературу, чего раньше со мной вообще не происходило. Видимо, рождение ребёнка сыграло свою магическую роль. А тут ещё и участие в книжном челлендже помогло с поиском мотивации и времени на чтение.
Поэтому решила и здесь выложить свои впечатления о прочитанных за лето книгах. Расскажу только о книгах, которые можно отнести к детской литературе (одна о детском досуге), о других книгах из летнего чтения я написала в отчете по книжному челленджу.
Мари-Од Мюрай "Мисс Черити"

Книга относит нас в Лондон конца 19 века. Книга довольно объемная - почти 600 страниц, но читается на одном дыхании. Я прочитала книгу буквально за три вечера. Могу с уверенностью сказать, что самая лёгкая и позитивная книга, прочитанная мной за последнее время. Повествование ведётся от лица главной героини, и представляет собой описание периода взросления и становления будущей знаменитой писательницы. Прототипом главной героини этой книги стала известная писательница Беатрис Поттер. Производит глубокое впечатление то, с каким упорством и силой духа, маленькая девочка ищет свой путь, как много знаний можно получить путем самообразования, и какая ничтожная роль отводилась женскому таланту в те времена. Девушка испытывала сильную тягу к природе, в собственной комнате держала кроликов, мышек, ворона и других животных, а также имела большой талант в живописи, но рисовала она только животных. Вскользь затронуто творчество таких писателей, как Оскар Уайльд и Ирвин Шоу. Не обошлось и без любовной линии. Молодая девушка сталкивается с моральным выбором: свобода в проявлении чувств или традиционный брак, но природная тяга к красоте и честность с собой не дают ей ошибиться. Не обошлось и без печальных нот: суровые консервативные семейные нравы не дают девушке возможность открыто заниматься любимым делом, общаться с любимыми людьми, а самое важное - построить доверительные отношения с матерью и отцом. Девушке предстоит узнать, что значить горечь утраты. Но от этого её жизнь не становится тусклее, а лишь наполняется новыми красками. На мой взгляд, книга очень хорошо подходит детям подросткового возраста, но не менее интересна будет и для взрослых читателей. После прочтения этой книги мне захотелось познакомиться и с другими произведениями автора, чем обязательно займусь в ближайшее время.
Антон Нелихов "Древние чудовища России. Палеонтологические истории для детей и взрослых"

«Началась ледниковая эра. Она продолжается до сих пор и будет идти еще многие миллионы лет. Может быть, сто миллионов, может быть, больше.Мы живем в небольшой период межледниковья». Как же порой тяжело представить нам, живущим в собственных замкнутых мирах, что тот период времени, который помнит себя человечество лишь тонкая полоска среди других, гораздо более продолжительных этапов развития жизни на на нашей планете. И как порой удивительно отправится в самое далёкое путешествие - путешествие к началу начал, хотя бы мысленно попробовать увидеть наше место на планете со стороны. Архей, девонский период, юрский период - все эти отрезки времени оставили после себя немногочисленные свидетельства ранее существовавшей жизни, исследование которых - дело не только потрясающе интересное, но и величайшее в плане того, что мы имеем право знать, что же было до нас и какое место мы занимаем в постоянно меняющейся картине мира. Именно этому и посвящена книга «Древние чудовища России». Эта книга написана живым, простым, но не лишенным научности, языком. Думаю, она будет интересна всем - и детям, и взрослым. Книга очень содержательная, читается на одном дыхании. Автор не приводит только набор сухих фактов, а с помощью доступных пониманию сведений и живых сравнений рассказывает нам о том, что же раньше было на территории разных областей нашей страны во временной последовательности согласно геологическим часам. Отдельному региону России посвящен определенный период жизни нашей планеты. Мы узнаем, откуда столько угля на Кузбассе, почему в Прибалтике самые большие залежи янтаря, что оказывается в районе Урала раньше были другие горы, которые достигали высоты Гималаев, но от них ничего не оставлось, и о том, какие диковинные существа заселяли планету, а именно территорию России. Оказывается, на территории Дальнего Востока в меловой период 67 миллионов лет назад обитали крупнейшие за всю историю Азии хищники - тираннозавры, а также утконосые гадрозавры, свидетельства жизни которых сохранились в глинах оползней. Также книга отличается очень красивыми иллюстрациями, автором которых является палеоанималист Андрей Атучин.


На некоторых иллюстрациях размещено фото человека для сравнения размеров:

Я думаю, именно эта книга станет толчком моей любви к палеонтологической тематике. Теперь уж точно не буду обходить подобные книги стороной. Рекомендую всем к прочтению эту невероятно интересную книгу!
Эмили Ньюбургер "Банка с историями. Играем, придумываем, рассказываем".

Потрясающая книга в плане организации досуга с ребёнком, да и просто отдыха в любой компании, где присутствуют дети и взрослые. Эта книга содержит материал, направленный на развитие фантазии, речи, образного мышления и вообще целого спектра полезных качеств и умений. Автор побуждает нас, родителей, рассмотреть в своих детях искру творчества и помочь им стать по-настоящему счастливыми. Я сама вижу по своей дочери, каким теплым огоньком загораются её глаза, когда мы начинаем любимую игру, но самое важное, вижу, какое сильное воздействие на её душевное состояние и даже кругозор оказывают мои рассказы и обыгранные сюжеты из книг. Это удивительно, быть свидетелем становления души! Поэтому такие книжки с копилками реальных прикладных идей нам, мамам, нельзя обходить стороной. В книжке изложены идеи и способы их реализации, все очень подробно и наглядно. Автор делится с нами вариантами того, как можно создать свою неповторимую историю и научить ребенка при помощи разнообразных инструментов, сделанных или собранных своими руками, (сюжетные диски, кубики, мешок историй, магнитная доска историй, находки для сюжетов) придумывать оригинальные и неповторимые сюжеты. В книжке приведены способы развития сюжета.
Сюжетные подсказки: 
Сюжетные кубики:

Передвижной кукольный театр:

Банка с историями:

Озеро историй.

Вымышленный город:

Очень понравились предложенные автором занятия по речевому творчеству, а также идеи по театрализации выдуманных историй.
Я думала, что книга на большее старший возраст (нам сейчас год и пять), но на самом деле многие идеи уже сейчас можно реализовывать. Например, идею о том, как развивать сюжет истории «Выдуманный город», я уже попробовала применить сейчас. Вот что у нас получилось.

Планирую также заняться созданием передвижного кукольного театра. Конечно, дочь больше в роли слушателя, но нам обеим это безумно интересно. Всё предложенное автором выполнимо, в конце книге приводится список необходимых материалов - все доступно и всегда можно найти под рукой. Так что дело за малым - взяться за работу!
Йенс Андерсен "Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь".

Если бы эта книга попала мне в руки до того, как я стала матерью, я бы, скорее всего, не смогла бы понять её смысл полностью. Так что я благодарна судьбе и обстоятельствам за то, что книга попала мне в руки сейчас. Это документальная книга, в которой автор скрупулезно собрал факты, которые по частичкам рисуют перед нашими глазами жизнь великой детской писательницы. Начало книги показалось мне несколько нудным, я даже отложила её на время, сомневаясь, что вообще смогу к ней вернуться. Действительно, язык и стиль, которым написана книга, несколько тяжеловат. Легко лишь читаются переводы самих произведений писательницы. Но постепенно, привыкнув к этому стилю, я начала вникать в судьбу Астрид Линдгрен, начала вслед за автором размышлять, о том, какие мысли рождались в голове писательницы, какие глубокие идеи эти мысли вынашивали, и тут я уже не могла оторваться от книги. Да, перед нами предстала простая женщина, такой же человек, как все мы, как все женщины. Те же заботы, те же трудности. Заботы о своих детях, заботы о достатке, о достойном воспитании. Только лишь с одной разницей - ей было даровано такое необыкновенное чутье к слову, так задорно и легко получалось у нее писать, что этот великий талант не смог не проявиться. Из книги можно узнать об обстоятельствам, при которых писались её произведения. Мы видим великую писательницу за работой - не за столом с рукописью, а лежащей на диване и стенографирующей свои книги. В юности она успела поработать стенографисткой, чем овладела мастерски. Даже сейчас её книги в первоисточнике могут прочитать лишь специалисты. Раньше я и не задумывалась о том, что красной нитью всех её книг прослеживается тема детского одиночества и непонимания со стороны взрослых. Сама она родилась в дружной и крепкой семье. Но первый ребёнок Астрид - сын Кассе - был рожден вне брака, и Астрид пришлось отдать его в приемную семью. Ребёнок был желанным и любимым, но матери пришлось наслаждаться лишь короткими встречами с сыном, и лишь через 4 года она смогла забрать его с собой. Боль, перенесенную от разлуки со своим сыном, Астрид не забудет никогда. Тут же появляются её тонкие наблюдения за детской психологией, и понимание того, что действительно чувствуют и думают дети. Общение со вторым ребёнком, дочерью Карин, также обогащает писательницу в плане знания и понимания детского сознания. Так рождается первая известная книга - «Пеппи Длинныйчулок».
Мне нравится, что Астрид была предприимчивым человеком и всегда знала цену своему таланту. Она сама сыграла немаловажную роль в продвижении своих произведений, что также вызывает уважение. Были и книги, написанные «по случаю», как коммерческая задумка. Например, «Томтен» - это перевод известного шведского стихотворения, но так как стихотворение было трудно перевести на другой язык, Астрид подготовила прозаический перевод, признавшись потом «размышления с метафорическим налётом» она «добросовестно опустила».
Глубокое впечатление на меня произвели вот эти слова из книги, которые хранила писательница в своих заметках, и которыми я и закончу свой отзыв: «Ваши дети - не дети вам. Они сыны и дочери тоски Жизни по самой себе. Они приходят благодаря вам, но не от вас, и, хотя они с вами, они не принадлежат вам. Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли, ибо у них есть свои мысли. Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам, ибо их души обитают в доме завтрашнего дня, где вы не сможете побывать даже в мечтах. Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя. Ибо жизнь не идёт вспять и не задерживается на вчерашнем дне».
Наталья Евдокимова "Лето пахнет солью".

«Шумело море, мы сидели вместе, и только тогда я сделала шаг назад, чтобы посмотреть на нас со стороны». А эта книжка посвящена только лету, точнее отдыху на море. С ней я ездила на море этим летом, настроение этой книжки удивительно точно совпадало с моим морским настроением. Прочитала её очень быстро, за день, пока ребенок спал днем и вечером. Она ориентирована больше на подростковый период, но меня сейчас сильно потянуло именно на детскую литературу, так что никаких возрастных предостережений не было. Книга очень легкая, соткана из разноплановых историй об отдыхе на море почти не пересекающихся людей, а истории эти автор разместила в календарном порядке, таким образом, перед нашими глазами пролетает лето на морском побережье. Получается, что главным героем книги становится само море, а люди, приезжающие на отдых, проживают на море часть своей жизни, влюбляются, с ними происходят обычные и необычные чудеса, и все, как и должно быть в нашей жизни, заканчивается. Заканчивается лето, настает пора расставаний с морем и новыми знакомыми. Но перерастет ли это во что-то более серьёзное или так и останется частью морских воспоминаний? Ответ на этот вопрос нам и не нужно знать, ведь главное в том, что эти события уже стали частью этого лета, проведенного на морском побережье. Я думаю, книжка любого из нас сможет заставить вернуться и в свои собственные воспоминания о лете и пережить все заново вместе с её героями, как в этой цитате: «Впереди обязательно будет что-то новое, и от этого меня изнутри разрывает на куски….Я прощаюсь с летом за всех. …Будет следующее. Оно окажется таким же теплым и радостным, но станет немного старше, мудрее, или, наоборот, обновится. И забудет, что было с нами. И, может, забудет нас, и придется знакомится заново». Рекомендую взять эту книжку с собой на море, и окунуться в наполненный теплотой и тонким юмором сюжет, чтобы просто расслабиться и немного погрустить под звуки морского прибоя.
Руне Белсвик "Простодурсен. Лето и кое-что ещё".

Книга оказалась совсем не такой, чем я ожидала. Нет в этой книге насыщенности действиями, нет головокружительных путешествий и искрометных событий…. Скорее всего, поэтому начало книги мне показалось немного скучным, читалось легко, но книга не захватывала. Только отвлекшись от книги, я почувствовала небольшое послевкусие. А вчитавшись, я поняла, насколько в этой Приречной стране все необычно, только нужно принять её героев и их маленький самобытный мир. В книге всего несколько героев: Простодурсен, любимое занятие которого пускать «бульки» в реке, Октава, которая пыталась «согреть всем души», Ковригсен, пекущий коврижки из теста с «понарошкой», Сдобсен, всегда погруженный в свои тяжелые мысли, и Пронырсен, самый несносный житель Приречной страны, а также Утенок, вечно задающий каверзные, но очень трогательные вопросы. В первой части книги «Простодурсен и великий приречный театр» Октава пытается придумать что-то такое, что может согреть душу и сердце окутанных осенней хандрой жителей приречной страны и решает организовать театр как «в загранице», о котором никто из них и в помине не слышал. Благодаря театру в героях произойдут маленькие душевные перевороты и некоторые переосмысления, а также мы узнаем, чьи же ботинки всегда стоят под окном Ковригсена.
Действие второй части книги «Простодурсен и великая история золотой рыбки» также происходит осенью, когда во время дождливой погоды Ковригсен вдруг заболел «одинчанкой» и загорелся мыслью о золотой рыбке, закрыл пекарню и отправился на её поиски. Выход из ситуации помогает найти мудрая каменная куропатка, обитательница местного леса, которая помогла Ковригсену увидеть и обрести свою мечту в самом себе.
Третья история «Простодурсен и великий летний поход» происходит летом. Герои решают отправиться в дальний поход «в заграницу», но в итоге расположились отдохнуть недалеко от своих домов, а дождь уже не дал им возможности пройти дальше. Но почему же этот поход автор назвал «великим»? В действительности герои очень сильно поменялись в течение нескольких дней, проведенных вместе в одной палатке. Оказалось, чтобы открыть в себе что-то новое, нужно просто посмотреть на жизнь с другого ракурса, что и произошло с героями. Только в походе утенок наконец узнал, что может летать. Даже самый несносный герой книги Пронырсен перевоплощается в походе, в который он отправился в одиночестве и в итоге вдруг открывает в себе способность дарить людям веселье.
Истории написаны плавным, немного философским языком, и чтобы ими проникнуться их лучше читать в тишине и спокойствии. И несколько слов о переводе. Я восхищена талантом переводчика Ольги Дробот. Чего только стоят имена героев, а вот эти словечки можно спокойно вводить в игровой лексикон ребёнка: сок из кудыки, одинчанка, спросонья, блюдо из понарошки… В переводе не утерян тонкий юмор и философский подтекст. Иллюстрации Варвары Помидор также заслуживают самых высоких оценок:






(Возможно, кого-то интересует эта книга, пишите в личку, у меня есть ещё одна).