ФМ Люди, которые играют в книги
Флешмоб!В ФМ я принимаю участие редко, но тут удержаться было невозможно! Ведь увидев тему "Люди, которые играют в книги", я точно знала, о каком математическом двухтомнике напишу).
Бывают книги, на которые стоит взглянуть, и сразу понимаешь: "Нам надо!". Но здесь была совсем другая история). У меня в детстве Кубарика и Томатика не было. А пролистав впервые электронную книгу, впечатление создалось противоречивое. Ведь понятия, которые предлагалось обсудить (шире-уже, выше-ниже, один-много-ни одного, поровну, право-лево), мои дети знали уже в 2 года, в то время, как сам текст рассчитан, как мне показалось, на 3-летку и старше. Однако ценность Кубарика и Томатика в том, что эта книга учит детей рассуждать и аналитически мыслить! Таким образом создается база, на основе которой ребенок сможет в дальнейшем перейти к простейшим уравнениям и неравенствам.
Надо отметить, обе книги изданы прекрасно, как всегда у Розового жирафа). Сам сюжет, как и язык повествования Сапгира очень понравились! Для меня читалось в удовольствие. А дети с интересом ждали продолжение приключений героев). И конечно, отличные методические рекомендации. Каждая из них - практически небольшое готовое занятие! В итоге, прикинув для себя примерный план, как можно обыграть Приключения Кубарика и Томатика, решила рискнуть. Кстати, сначала пришлось самой внимательно все прочитать с ручкой и блокнотом под рукой.
В первой же главе смастерили наш вариант главных героев, в котором Томатик почему-то перепутал цвет своего колпака, а Кубарик стал местами вполне похож на лошадку))).
Могу с уверенностью сказать: покупать книгу стоит, если вы готовы играть по ней! По крайней мере, для меня было бы странно купить достаточно дорогое издание и не выжать из него максимум))). Я брала за основу задания из методических рекомендаций и постепенно усложняла задачу с помощью дополнительных развивающих материалов, настольных игр и разнообразных рабочих тетрадей. Например, в одной из глав нам предлагают разобрать понятие "поровну". По очереди раскладываем кубики лего в 2 корзиочки. Пересчитываем, сколько получилось в каждой. А вот если кубиков получилось не равное количество, как у нас, то перед ребеном уже совсем другая задача: как превратить 8 в 5).
Дальше все зависит от уровня подготовки ребенка. Можно найти соответствующую цифру и отрабатывать состав числа (например: 6 - это и 2+4, и 3+3, и 1+5). При этом мы проговаривали, что множество может состоять не только из одинаковых предметов, но и из разных.
Вообще, больше всего игр у нас получилось на сравнения "больше-меньше".
Если говорить о том, какая игра лучше всего иллюстрирует сравнение по количеству предметов, то для нас это определенно Турбосчет! Хотя, как в случае на фото, иногда приходится искать не только ситуацию, при которой одних зверей будет больше, чем других, но и точное число кого-нибудь).
Иллюстрации В. Стацинского очень своеобразные. Но детям понравились, а я, наверное, со временем к ним привыкла). Но некоторые художественные приемы определенно зацепили: попробуй найди здесть засыпающего Кубарика!
А из тех же треугольничков-квадратиков сложить экскаватор ничуть не проще))).
Во многих главах используется прием наложения, когда мы сопоставляем количество одних предметов относительно других (хватит ли блюдец для чашек или стульев для игрушечных гостей).
Вот мы и раздавали мышкам пластилиновые зернышки
А принцессам - фрукты
Или глава, в которой речь идет о понятиях "много-один-ни одного". Тут мы обратились к Edoludo Djeco. В зависимости от шаблона на полянке оказывалось по 4 уточки и котят, всего 2 зайки и ни одной собачки.
Софи очень понравилось задание к главе "один-много". Так мы брали по одному продукту и добавляли их в кастрюлю с "супом", где в итоге оказалось много ингридиентов.
Сравнение предметов по величине встречается в нескольких главах. У нас с такими заданиями отлично справилось Люданимо, хотя можно взять и любые другие кубики разные по размеру (а еще лучше, если для наглядности их можно будет сложить матрешкой).
А вот во второй части главу с пирамидкой можно обыграть с Пирамидой зверей. Принцип тот же: на меньшее животное большее не поставишь).
"Длиннее-короче" нам оказалось удобнее всего сравнивать на палочках Кюизинера. А уж если выкладывать на листах из учебного пособия рисунки или цифры (как на фото ниже), то результат становится еще нагляднее: стоит перепутать лишь одну деталь, и цифра перестанет быть похожей на себя.
Задания "справа-слева-посередине" нам уже сами по себе не особенно интересны. А вот если их превратить в числовой ряд и искать, что стоит справа от 3, а что слева, то совсем другое дело). Тут нам очень помогли Этажики (пока без карт воздушных шаров и ночных этажей).
Очень много подобных заданий на числовую последовательность нашлось в книге Цифры для ручки tiptoi.
Да и в рабочих тетрадях заданий на пространственное сопоставление предметов хватает.
К различным учебным пособиям мы часто обращались после игр по основным методическим рекомендациям. Подробнее останавливаться на них не буду - тут еще на один такой же пост букв наберется))).
Так в день мы читали и обыгрывали по несколько глав. На некоторых останавливались подольше. Например, учили считалочки! Вот совершенно вылетели они у меня из головы до упоминания у Томатика))).
Конечно, этот пост получился "каплей в море" по сравнению с общим объемом занятий по этой книге). На самом деле, уверена, что игровые возможности здесь исчерпываются только фантазией родителей и самих детей! Надеюсь вам понравилось играть с нами, Кубариком и Томатиком). Спасибо за внимание!