"Уроков не будет!": цепляет за живое, заставляет думать и будит эмоции
младшим школьникам"Уроков не будет!" - новая книга от популярного автора Виктории Ледерман
Я ждала эту книгу, так как мне понравились две предыдущие повести этого автора, а именно "Календарь ма(й)я" и "Шуры-муры в 5 Д" - я уже рассказывала о них.
Книга "Уроков не будет!" - это четыре самостоятельные истории, у каждой из которых свой главный герой - ученик младших классов. Первый рассказ - про первоклашку, второй - по второклассника, третий и четвертый - про учеников 3 и 4 класса соответственно. Герои никак не связаны между собой, поэтому книгу можно считать сборником рассказов про школьников.
Посмотреть книгу в интернет-магазине Лабиринт
Перехожу к содержанию. Но сразу предупреждаю, что ниже будет много "спойлеров", раскрывающих сюжет.
Рассказ первый: "Первый класс. Маргарита и дядька Пират"
Это поучительная история о девочке, которая не хотела учиться. Мама много позволяет дочке, не может отказать ей в капризах, и девочка этим пользуется, вертит мамой, как хочет (написано так натурально, что неприятно читать). Наконец, девочка категорически отказывается ходить в школу. И вдруг мама внезапно попадает в больницу. С кем оставить дочку? Мама не может дозвониться до подруг, и присматривать за школьницей остается сосед Марат - "Дядька Пират" как его называет девочка... Тут у меня возник вопрос: а где папа главной героини? Где бабушка или дедушка? Где другие родственники?.. Видимо, девочка живет в неполной семье, с мамой-одиночкой. Конечно радует, что эту маленькую семью в сложной ситуации выручил сосед (потом он наглядно продемонстрирует юной бунтарке, что бездельничать плохо, а в школу ходить необходимо). Приятно читать о том, как почти посторонний человек помогает малознакомым людям, - на это стоит обратить внимание детей при чтении, чтобы они понимали, что вокруг нас есть люди, готовые прийти на помощь, надо только их об этом попросить... Однако, на вопрос моих детей "А где у нее папа?" в рассказе ответа нет. И - более того - во втором рассказе речь тоже идет о семье, где только мама и ребенок. Получается, что в двух рассказах из четырех рассказывается о неполных семьях, о детях без отца. Неужели таких семей так много?.. Наверное, ребенок, родители которого живут отдельно, прочитав эту историю, ощутит какую-то поддержку, понимая, что подобных семей много. Но мои дети просто не задумывались, что возможна такая ситуация, когда папа и мама расходятся. Поэтому при чтении у них возникло много вопросов и даже, наверное, страхов. Мне пришлось потом полчаса разговаривать с ними, успокаивая. Мальчишки у меня довольно большие (7 и 9 лет), поэтому просто заболтать их не получилось, пришлось подключать логику и факты...
Мне и самой стало интересно, как много сейчас неполных семей, и я поговорила на эту тему с учителем младших классов. Она сказала, что по её наблюдениям семей, где ребенка воспитывает только мама, около 40%. Меня эта цифра впечатлила. Каждая третья семья! Мне кажется, когда я училась в младших классах, таких семей было куда меньше...
Но вернусь к рассказу.
Заканчивается история тем, что вернувшаяся из больницы мама приятно удивляется тому, как Марат перевоспитал её дочь. Вроде бы, всё логично. Но у меня осталось ощущение какой-то неправильности: да, дочку-то пока перевоспитали, но ситуация вряд ли сильно изменился. Тут маму перевоспитывать нужно. Это из-за нее сложилась такая ситуация, когда ребенок чувствует себя главным в семье, а мама только и может, что заискивать, уговаривать и подкупать дочь. На мой взгляд, это в корне неправильно.
Рассказ второй: "Второй класс. Второй "Б" не играет"
У второклассника Ивана Царева большая проблема: он хочет участвовать в школьной семейной викторине, чтобы побороться за звание самой дружной семьи. Но учитель не хочет включать мальчика в команду. И понятно, почему: его мама не бывает в школе, не ходит на собрания. Она воспитывает сына одна и много работает. Папа Ивана живет в другой семье, и мама не очень хорошо о нем отзывается (мне хотелось отметить этот момент). Тем не менее, Иван считает свою семью самой дружной. Он общается с отцом. У папы есть старшая дочь (видимо, от другого брака), и мальчик с ней дружит. Он часто гостит у бабушки и дедушки. Ваня очень хочет участвовать в викторине, он уверен, что семья придет его поддержать. Однако, учитель опасается, что родственники Вани не придут и подведут весь класс. Тогда мальчик обращается к родителям: просит маму поучаствовать - но она отказывается, так как они с коллегой только что поменялись сменами и в день конкурса ей придется работать. Ваня идет с той же просьбой к папе - но папа уезжает в командировку. Мальчик очень расстроен - ему больше не на кого расчитывать: и учитель не берет его "команду", и "команда" не находит возможности прийти на соревнование. А необходимое количество команд уже набрано - и 2"Б" заявляет свое участие в игре. Грустный Иван Царев отправляется болеть за свой класс, но вдруг участие 2"Б" в викторине оказывается под угрозой из-за того, что не все команды пришли. И в этот ответственный момент появляется вся дружная семья Ивана: мама отпрашивается с работы, папа специально на один вечер прилетает из командировки, приходят бабушка, дедушка, сестра - они все поняли, как важно это мероприятие для Ивана... Очень трогательно, хоть и предсказуемо... И мне понравился посыл этого рассказа: не смотря на все дела и заботы, в нужный час, в час, когда тебе действительно это важно, семья соберется, поможет и поддержит.
Рассказ третий: "Третий класс. "Пардон", "мерси" и "о-ля-ля!"
Этот рассказ мне тоже понравился, но подробно о нем я рассказывать не буду. Скажу только, что эта история о том, как добрый, понимающий, пожилой учитель попадает в больницу, а на его место приходит молодая практикантка. Она тоже хорошая и добрая, но строгая и требовательная. Она не дает детям поблажек, не ставит пятерки просто так, а заставляет детей учить свой предмет - французский язык. Дети в ужасе, дети бунтуют. В итоге, когда их учитель возвращается в класс, это радует уже не всех... Автор своим рассказом показывает читателю, что "трудно" - не значит "плохо", и что полученные в школе знания нужны в реальной жизни.
Мне особенно понравилось, как изображены учителя: они очень разные, но при этом они оба - положительные герои. Радует, что Виктория Ледерман в своих произведениях не очерняет образ учителя. И учителя у нее получаются разные, но всегда человечные, заботливые, ответственные. И очень живые.
Рассказ четвертый: "Четвертый класс. Ненавижу Мирона Соломатина!"
Неоднозначная история. На мой взгляд, после чтения этого рассказа с детьми обязательно нужно побеседовать. О чем? Просто читайте дальше, и сами всё поймете...
Однажды Света Головастикова не угодила Мирону Соломатину, и мальчик начал над ней издеваться. Почти целый год Мирон изводил девочку, придумывая самые изощренные способы, иногда даже опасные для здоровья и жизни (например, он зажег петарды и сунул их Свете в карман). Главная героиня все терпит, но не жалуется, не ябедничает. Мама с папой вечно заняты, а старенькую бабушка Света не хочет расстраивать. Автор описывает издевательства Мирона и переживания девочки так подробно, что читатель вместе с героиней начинает искренне ненавидеть обидчика. Ненависть так переполняет Свету, что она даже начинает желать Мирону смерти... Но однажды возникает ситуация, когда от девочки в прямом смысле зависит жизнь Мирона. Пройди она мимо - и он погибнет, и никто ничего не узнает. Однако девочка, не раздумывая, бросается на помощь обидчику... Заканчивается рассказ словами "Спасибо, Света!" - их произносит Мирон.
Этот рассказ дает хороший повод объяснить ребенку, что родители должны знать о неприятностях, с ним происходящих. Какими бы ни были дела, как бы ни расстраивались родители - жизнь и здоровье ребенка для них самое важное, поэтому всегда нужно прийти и поделиться своими проблемами. И это будет не ябедничество, не доносительство...
В этом рассказе я вижу один минус: мне не понравилось, как разрешилась описанная в нем сложная ситуация. Всё вышло как бы само-собой, довольно просто. И у ребенка, который подвергается в школе травле, может сложиться обманчивое ощущение, что он может своими хорошими поступками изменить обидчика. А это не так. Такой Соломатин, как в рассказе, скорей отправит тебя на больничную койку, чем ты что-то ему докажешь...
Второй и четвертый рассказы написаны от первого лица, что еще сильнее передает эмоции детей в описанных автором ситуациях.
Резюмирую:
Книжка хорошая, рассказы Ледерман цепляют за живое, заставляют думать и будят эмоции.
Посмотреть книгу в интернет-магазине: Лабиринт
И еще: смотрите, смотрите! На обороте книги "Уроков не будет!" есть обложки других книг Ледерман! Моим детям это очень понравилось.
*******************************************************************
На этом всё. Надеюсь, Вам было интересно
Читайте с детьми хорошие книги! И - до новых встреч!