Ма-ма мы-ла ра-му. Или Книги, с которых начинается самостоятельное чтение.
Читаем после азбуки. Книги для первоначального чтения
Я читать начала рано, в 3 года я уже хорошо читала. Причем меня учили буквам, а вот чтению я научилась сама, просто увидела букварь, который мне почему-то ни разу не открывали. Может, думали рано) По слогам я никогда не читала, и до сих пор мне не очень понятно, чем это облегчает чтение.
С Ксюшей другая история. Буквы она знала неплохо в 3,5 года, а вот с чтением у нас не задалось. Ну нет у нее желания чему-либо долго учиться. Может еще придет, не знаю. Сейчас ей 4,5 года. Она сносно читает небольшие предложения, но у нее сейчас главное - прочитать, а уж о чем было прочитано, это пока в голове не держится)) А вообще, чаще всего Ксюша балуется больше чем читает.
Сразу скажу, у меня не было цели ни жить, ни быть, научить Ксю читать в 3-4 года. Нет, просто видя ее нежелание преодолевать любые трудности, я решила ей эту трудность все-таки создать, но при этом помочь преодолеть. Долгим, тернистым, опытным путем, мы вывели свой вариант обучения. Каждый вечер перед чтением книжки, мы открываем букварь и немного читаем, пусть несколько небольших предложений или столбик слов, но читаем. Это не сильно напрягает Ксюшу и постепенно дело идет на лад)
За последний год мы перебрали несколько букварей и других книжек-помощников, вот о них и хочу написать. Сразу говорю, это только наш опыт!
• «Букварь», Надежда Сергеевна Жукова (в Лабиринте, в Озоне)
Это первый букварь, который у нас появился. Но Ксюшу ни в 3,5, ни в 4 он не заинтересовал совсем. Первые несколько страниц еще все легко прошли, но дальше, на тех страницах, где начинаются столбики из слогов, Ксюшу перестало интересовать чтение.
Пожалуй, я ее даже понимаю. Что интересного в простом перечислении букв. Вот смотрю сейчас этот букварь, и понимаю, что нужно его сейчас попробовать, только где-то с середины, где уже нет столбиков со слогами, а идут небольшие тексты, простые и милые. Пожалуй, попробуем.
• «Букварь», Елена Николаевна Бахтина (в Лабиринте, в Озоне)
После первого неудачного опыта, решила я поусерднее почитать отзывы. В лидерах оказался помимо Букваря Жуковой, Букварь Елены Бахтиной. решила его попробовать. Сперва все шло хорошо - вначале идут просто крупные яркие буквы. Также была страничка, с которой можно эти буквы вырезать и рассматривать их отдельно. Но… потом опять начались просто слоги. Много слогов, целые страницы просто слогов.
И мы опять забуксовали. Очень красивая, яркая книга, веселые буквы, и если бы не бесконечные страницы слогов, все было бы отлично.
• «Букварь», Владимир Александрович Степанов (в Лабиринте, в Озоне)
Этот букварь привлек меня тем, что очень напоминал тот самый букварь из детства. Что сказать, прекрасные иллюстрации, душевные, легкие, действительно напоминают букварь из советских времен. Да и тексты оттуда) Текста немного. На каждую букву идут сначала слова по слогам (замечу, не просто слоги), затем небольшие предложения. Также есть рассказы в картинках. В общем, и мне и Ксюше он понравился больше остальных. С ним стало проще.
Сейчас мы его как-раз дочитываем, никуда не торопимся. В один вечер читаем только слова, в другой несколько предложений и т.д. По нему Ксюша и стала читать, а не просто перебирать слоги, буквы. Читает не по слогам чаще всего, но я считаю, главное читает)
Да, и этот букварь не идеален. Хочется чего-то такого, чтобы слова и тексты цепляли, были адаптированы под современных детей, с шутками, веселыми картинками. Простой. понятный и не нудный. Но пока такого я не встретила))
_______________________
Помимо букварей, есть еще несколько книг-занималок с заданиями на повторение букв, на написание букв и т.д. Добавлю их в этот список.
• «Учимся грамоте», Земцова Ольга Николаевна (в Лабиринте, в Озоне)
У нас серия книг Земцовой О.Н. Мне нравится, что упражнения в этих книгах небольшие, понятные, с множеством рисунков, с наклейками. Выдаю Ксюше периодически, делаем по странице, по две.
Конкретно в этой книжке: различие букв и звуков, гласных/согласных, определение местоположения букв в словах (в начале/конце), значения некоторых слов, задаия «впиши слово» в клеточки и т.д. Приятное издание.
• «Большая азбука-самоучилка» из серии «Веселые обучалки», Татьяна Романова (в Лабиринте, в Озоне)
Это хотя и азбука, но я решила ее добавить в этот пост, уж очень занимательная) В ней веселые задания, хорошо оформленные, не избитые, разнообразные. Примерно такие: на каждую букву - картинка-искалка (например, найди все предметы на букву «А»), задание «допиши буквы», находилка (найди спрятанные на картинке буквы).
Помимо этого, раскраски по цветам (по буквам), найди отличия, найди пару, распутай веревку с буквами, дорисуй недостающее и др. Автору - огромное спасибо, просто отличный сборник заданий с буквами!
__________________
Ну а теперь о первых книжках для самостоятельного чтения. Точнее, о книжке. Пока у нас одна такая, подходящая для самого-самого первого чтения.
• «Садовник и куст», Катарина Макурова (в Лабиринте, в Озоне)
Небольшая веселая книжка. Это почти комикс. Текста в ней совсем немного, прямо по строчке на страничку. Но это-то и хорошо! Это та самая книжка, которую Ксюша прочитала сама от корки до корки. Сначала Ксюша к ней присматривалась, читали с ней одну-две строки и откладывали. Но потом все случилось. Захожу как-то к ней в комнату, а она сидит и читает! Сама! Это вообще впервые, чтобы она сама что-то решила почитать. Вот такие чудеса) Теперь читает все и везде).
О чем книжка? Книжа о садовнике, который думал что за странный куст растет у него в саду. Вокруг цветут розы, а этот куст никак не зацветет. Пока он думал, зайцы уже распробовали то, что было внизу куста - морковку))) Зайцы милейшие, особенно заяц-повар с усиками!
Спасибо автору, художнику и издательству!
_______________________
Так что начало положено. Пока только не знаю, какая книжка продолжит наше чтение. Везде как-то многовато текста либо маловато картинок.
Посоветуйте что-нибудь. Кто с чего начинал?