Фестиваль "Другие книги" - день первый
мероприятияМне очень нравится само слово "Фестиваль"
За ним видится что-то яркое, мельтешащее - вихрь событий, действий и эмоций.
Фестиваль "Другие книги" не нес сопутствующего этому слову штампа - налета буйной карнавальности. Первый день с профессиональной лекционной программой вообще был "камерным" и проходил в лофте Новосибирской государственной научной библиотеки, проходя через книжный зал которой, даже при беглом взгляде на стеллажи меня начинала грызть дикая зависть.
Настрой был очень почтительным, ведь библиотека - это тишина, шкафы, столы, книги-книги-книги, шуршание страниц и тихие голоса... Да?

Но само оформление интерьера лофта с первых мгновений позволяет даже тем, кто чувствует себя самозванцем в профессиональной среде, расслабиться, распоясаться расстегнуть верхние пуговицы и не следить за строгим соответствием академическому стилю.
Первые же встреченные, хоть и совсем не книжные, персонажи заставили схватиться за фотоаппарат телефон )




Ну ладно, это же все совсем не по теме, скажете вы и будете совершенно правы.
А вот это уже ближе к теме, хотя речь пойдет совсем не об этих книгах, несмотря на то, что они как раз другие...

"Другие книги" - это научный подростковый клуб г.Новосибирска, один из устроителей фестиваля, вместе с книжным Магазином Перемен, издательствами Самокат, Бумкнига и другими организациями.
Так вот, именно главная тема занятий клуба и была вынесена темой фестиваля:
Книга как способ познания мира.
Предполагалось, что мы будем говорить о том, как сказки и приключения помогают понять окружающий мир (улицу, город, страну, планету) во всех его проявлениях, в науке и в искусстве.
В прошлом году первый фестиваль был посвящен мысли о том, что у хорошей книги нет возрастных границ.
Ну согласитесь - ведь в этих двух фразах заключены основные ожидания родителя, покупающего книгу своему ребенку.
Итак, книги куплены, мы приступаем к чтению.
И первым лектором, рассказывающим нам о нетривиальном чтении давно знакомых текстов, был Дмитрий Эпштейн кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН, ведущий детского научного клуба Другие книги:
Как авторы в современных детских книгах следуют (или не следуют) законам физики, математики и астрономии? Почему одни сказки выглядят правдоподобно, а другим мы отказываемся верить? Как увлечь точными науками через чтение на ночь?

Поскольку с первых минут при выяснении есть ли в аудитории учителя, в частности учителя физики, зал ушел в глухую несознанку, то со вторых минут мы, как самые рядовые и не самые высокообразованные родители, начали учиться научно познавать мир через сказку. Так же как дети, с которыми клуб проводит занятия каждую неделю. Только гораздо мееееееедленнеееее, и не так азартно. Возраст, стереотипы, знаете ли... Я прямо слышала как с жутким скрежетом мои мозги пытались шевелиться, услышав вопрос - вспомнить что-то банальное, перемножить всплывающие с мутного дна сознания цифры. В результате я так и не вспомнила что с чем надо перемножать, чтоб узнать толщину слоя атмосферы Земли, и заголовок документального фильма "9 минут до неба" так и болтался внутри черепной коробки, не найдя себе применения, после чего был вытеснен следующими темами.
Итак, читая на ночь, задаетесь ли вы вопросами могла ли Алиса в своем падении в нору, в раздумьях о том, пролетит ли она "всю Землю насквозь", схватить с полки баночку с джемом, а потом поставить ее обратно полку? А пытались ли вместе с ней понять сколько миль она пролетела и изменились ли при падении широта и долгота?
А читая "Мороз и солнце; день чудесный!" задумывались ли почему если мороз, то обязательно солнце, почему снег блестит на этом солнце, почему небеса над нашей Землей голубые?
Алису я в детстве не любила, Пушкин этим стихотворением никаких особенных проблем для меня не ставил, а вот путешествие с Хоттабычем на ковре-самолете вызывало массу подозрительно-недоверчивых вопросов... Из последних книг мое особое околонаучное злобствование вызывал Линдберг со своим паровым авиадвигателем, кстати, продававшийся на книжной ярмарке фестиваля.

Сразу за Дмитрием выступал Даниил Гладких, научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН с темой «Эволюция Кэлпурнии Тейт: когда животное - просто животное. Биология в детской литературе на примере книг Али Бенджамин, Кэндзиро Хайтани, Жаклин Келли, Аси Кравченко, Турбьерна Эгнера и др.»
Даниил сообщил, что перелопатил огромную массу книг из которых полезных для подростков в биологически-научном смысле выбрал лишь несколько.

Жаклин Келли - Эволюция Кэлпурнии Тейт, Удивительный мир Кэлпурнии Тейт


Он очень высоко ставит эту дилогию. Для подростка о научной деятельности - подробно, понятно и увлекательно.
Остальные книги:
Джек Лондон - Белый клык, Зов предков



Герман Мелвилл - Моби Дик или Белый Кит

Кэтрин Эпплгейт - Айван, неповторимый и единственный

Али Бенджамен - Доклад о медузах

Хайтани Кэндзиро - Взгляд кролика

Карл Хайасен - У-гу!

Ася Кравченко - Куда бежишь?

Шейла Барнфорд - Невероятное путешествие

Урсула Ле Гуин - Летающие кошки


Я честно не знаю сколько научного материала или оригинальных взглядов и подходов к этому материалу содержится в нескольких книгах, включая Летающих кошек.

Основной упор делался именно на отношении к животным не с какой-то нравственно-этической точки зрения, так как не бывает животных плохих и хороших, а на понимании, что они просто есть и занимают свое место.
Рассказывал (и показывал) Даниил очень интересно, я столько нового узнала о голубях и тараканах!!! Причем, так это между прочим, а вовсе не потому, что они были целью повествования ))
Из печального: когда Даниилу задали вопрос - каких авторов он может назвать из современных популяризаторов науки, кому можно без сомнений доверять, тот лишь развел руками - увы...
Пока остается уповать на переиздания.
И второе - в современном книгоиздательстве никто не отвечает за достоверность публикуемой информации, и только сам покупатель-потребитель-родитель выступает в роли эксперта, решая нужна ли его ребенку эта книга...
В общем - бачили очи шо купывалы ((

Следующую лекцию надо было слушать именно учителям литературы. Желательно всем.
«Чтение и культурный возраст ребенка: как совместить» - Анастасия Москалёва, кандидат филологических наук, доцент НГТИ, участница проекта "Открытая кафедра", ведущая детского научного клуба Другие книги.
Ни разу не слышала о рецептивной эстетике, совершенно не представляла кто такие Изер и Яусс...
Правда, на этом слайде стремительно падающая к плинтусу самооценка чуть тормознулась,

чтоб продолжить свою траекторию с неизбежным грохотом в конце...

Ну, то есть, я слышала упоминания о теории, что в своем культурном развитии каждый ребенок проходит все стадии развития человечества, но дальше шуточек, что все, с кем я имею дело, находятся в стадии орды, понимание ее не двигалось.
В этот раз на теории остановились подробней и на ее практическом применении тоже.


Далее тему взросления в современных комиксах нам раскрывал Дмитрий Яковлев - директор издательства "Бумкнига"


Лично у меня с культурой комикса отношения, прямо скажем, не очень сложившиеся - признавая за ним право существования для представления задуманных и выполненных именно в этом жанре авторских историй, меня очень раздражает часть продукции просто паразитирующая на литературе. Это, конечно, сугубо личное мнение.
Я с детства обожаю истории в рисунках Бидструпа, был краткий период интереса к Пете Рыжику и подобным ему героям - читались-разглядывались на цветных вклейках "Науки и жизни" истории про Пифа и его сыночка Пифу, Пласида и Мюзо, но интерес этот быстро угас. Наступило время, когда казалось, что чем толще интересная книга, тем она замечательнее )
Хотя не так давно Принц Вэлиант очень поколебал мое отношение к комиксу )) Но, пока я терзалась сомнениями, книга закончилась.
От ехидных вопросов, конечно, не удержалась...
Из всего показанного Дмитрием даже меня, как абсолютного нелюбителя, все же очень заинтересовали книги:
Эдмон Бодуэн - Пьеро

Книга перекликается в душе с впечатлившим меня фильмом "Далеко по соседству", хотя у фильма совсем другой сюжет. Но ведь его герой, заново переживающий драму своего детства - автор графических романов.
Юлия Никитина - Полуночная земля


Крэйг Томпсон - Одеяла (возрастное ограничение 16+)

Наверное, для ценителей жанра там было гораздо больше интересного, но спрашивать человека с оттоптанными медведем ушами о красоте мелодии бесполезно, так что - извиняйте...
И в ответ на мой вопрос можно ли привести пример, когда произведение, выполненное в жанре комикса, превзошло свой литературный оригинал, Дмитрий назвал
Ибикус Паскаля Рабатэ по повести Алексея Толстого "Похождения Невзорова или Ибикус"
...
Кто-нибудь читал эту повесть? Можете что-то сказать?


А потом была встреча с Ниной Дашевской, совершенно очаровавшей всех присутствующих, и презентация ее книг.

Нина - прекрасный рассказчик, очень эмоциональный, с отличным чувством юмора. Слушать ее можно бесконечно - неважно о чем. Будь то книги, их персонажи, сюжетные линии, истории героев или случаи из жизни, бытовые мелочи, дети, друзья, музыка, учеба, работа, поездки и многое другое. А профессиональные музыкантские или театральные байки! Люди, нет ничего интереснее профессионального фольклора, я вам скажу)))) Когда слышишь про "скрипку, бубен и утюг" или "инструмент выбирают в детстве", начинаешь "ржать и биться" ))
Один из моих друзей сказал как-то про наличие "чувства реальности". Таким людям п очти не надо ничего придумывать, нужно увязать лишь в единую нить, все имеющееся, прожитое, увиденное и осмысленное, хранящееся в голове. Нина как раз очень похоже рассказывала о себе. Как же будет замечательно, если все-все-все, что ей хочется сказать вслух, станет рассказами, текстами, которые мы с удовольствием прочтем. Не для развлечения, нет. Есть люди, с которыми даже при разнице характеров и жизненных реалий, вдруг оказывается общее отношение к значимым понятиям, общая система ценностной иерархии. Они как камертон. Периодически надо их слушать и слышать, чтоб понять, не сбились ли собственные настройки, почувствовать, что не уехала земля из-под ног. Поэтому хорошо, что они пишут и говорят вслух.
Поэтому хочется читать и перечитывать книги Нины Дашевской. И ждать новые. И искать в сети когда-то давно опубликованные сказки - ведь надо же с ними познакомиться! Тем более, что такое чудесное название - "сказки на чайных пакетиках" просто не может оставить равнодушным...
Теперь я столько подробностей знаю о полюбившихся героях уже прочитанных книг, об их прототипах, их окружении, даже об их вещах, что они кажутся мне реально существующими знакомыми. Не сомневаюсь, что такими же близкими станут и герои новых книг Нины Дашевской



Продолжение следует
Крис сейчас в возрасте Я-сознание, когда значимыми становятся переживания и чувства отдельного человека, когда подросток сконцентрирован на своем Я. И тут я прямо слышу голос лектора, когда Настя задает вопрос аудитории "А кто у нас из классиков лучше всего выражает эти переживания?.. Ну Лермонтов, конечно!!! Этот вечный подросток русской классической литературы!" ))))
Можно ей еще "Страдания юного Вертера " подсунуть ) тоже классика, хоть и "не наша" ))