Язык родной, дружи со мной
отзывыИскала я для младшей дочери очередную азбуку, а нашла самый настоящий клад для всей семьи! И пусть об этой книге уже высказался каждый, вставлю и я свои пять копеек - просто не могу молчать...
Как помочь ребёнку полюбить свой родной язык? Не ставьте задачу - знать русский язык, это, по моему скромному мнению, совершенно невозможно, настолько он богатый, живой, необъятный и изменчивый. Мне, например, ежедневно приходится искать значения непонятных слов и выражений или проверять их написание, хоть за плечами филфак и в общем-то неплохие знания. Но я не могу себе позволить обращаться с языком небрежно, именно потому, что люблю его. И хочу, чтобы и мои дети полюбили свой родной язык - тонко чувствовали его, видели его красоту и конечно же умели использовать все его богатства. И речь идёт не о знании правил, я вообще не представляю себе, какая эта мука -механически зубрить правила, не чувствуя, не понимая языка. А откуда берётся это самое языковое чутьё? Врождённое оно или его можно развить? Я не знаю однозначного ответа на этот вопрос, но думаю, что ребёнок, любящий читать и слышащий изо дня в день правильную и богатую устную речь, будет больше "дружить" с языком, чем нечитающий и грамотной речью взрослых не избалованный.
Книга Александра Шибаева как раз из тех, что развитию языкового чутья способствует. Как писал в предисловии художник Вадим Гусев, это книга-игра, большая и увлекательная игра с языком.
Автор и художник играют с буквами, словами и их значениями, знаками препинания. А в игре так легко и весело учиться!
Первая часть, из-за которой я собственно и брала книгу, посвящена буквам.
Яркие, запоминающиеся образы, благодаря которым ребёнку не составит труда выучить все буквы. А они в свою очередь сгруппированы по сходству в написании, такого подхода я ещё ни в одной азбуке не встречала.
Буква Ж и К - жук и полжука! Гениально! И просто, и наглядно!
А вот О и Ю, колесо и колесо, прибитое столбику
Буквы Щ и Ц с коготочком на конце)
А ведь буквы Н, И, Й действительно похожи в написании, только поясок "надет" по-разному.
И шляпка! Не забудьте шляпку-хвостик буквы Й, иначе бедный зайчик может начать заикаться) об этом и рассказ есть в приложении.
С и Э, как её зеркальное отражение, но с язычком)
А если Ш перевернуть, можно ещё две буквы сделать)
Б, Ъ различаются способом ношения кепки, а Ь её и вовсе не носит.
После каждой главы в книге есть приложение - филькина грамота) Всё-таки у художника отличное чувство юмора! И тут даются забавные стихотворения и рассказы "по теме".
Вторая книга - любимая у Маши, даже читает её самостоятельно и хохочет над смешными рисунками Вадима Гусева.
Весь этот раздел - прекрасная, остроумная иллюстрация того, как много может значить всего лишь одна буква в слове.
Меняем букву - меняем смысл, всё становится на свои места, но "осадочек" остаётся... Весёлый такой осадочек, радостный) и огромнейшую роль тут играют иллюстрации всех этих небылиц в лицах - особенно покорила меня мама - эдакая некрасовская женщина - и коня на скаку...и дочек в бочках)
По теме можно ещё Кит и кот Заходера перечитать. В приложении есть рассказик на закрепление.
И "разговор" о больших и маленьких буквах, а так же о правилах переноса.
Третья книга, кроме приложения, посвящена кругозвучиям. Слово-то какое умное, научное! А скрывается за ним любимые всеми без исключения детьми кабан в банке и мышь в камышах)
Действительно, волшебные слова и настоящие маленькие открытия для юных исследователей языка.
Приложение к этой главе я бы не назвала приложением, тут вполне самостоятельный интереснейший материал о звукописи - о том, как с помощью слов услышать шелест тишины, звуки дождя и хруст сахара...
Какие слова бывают твёрдыми, а какие мягкими?
Чудесное стихотворение о волшебстве многозначных слов.
О коварных орфографических ошибках и описках, как они могут весёлое письмо сделать грустным,
а то и вовсе превратить в загадку! (эти загадки точно оценят учителя русского языка)
Четвертая часть о синтаксисе - кое-что подойдёт и для пятилеток, которые только учатся читать.
Как объяснить значения знаков препинания малышу - Александр Шибаев и тут уже всё давно придумал!
А отрицательную частицу НЕ отлично знают все трёхлетки) а у некоторых и двухлетки... Знакомо? Близко?
И последнее приложение - Разные несуразности, а на деле полезнейший, интереснейший материал.
Стихотворение о многозначном слове ИДЁТ, готова поспорить, знакомо каждому со школьной скамьи. Его любят учителя, да и ученики - очень увлекательно разобрать каждое конкретное значение этого слова, а они ведь все разные!
А как часто мы не задумываясь используем слова в их переносном значении, а ведь для детей это может быть настоящая Абракадабра!
Очень забавная к тому же!) И тут я снова апплодирую Виктору Гусеву и его чувству юмора!)
С головы до ног - это такой концентрат фразеологизмов с использованием слов - ноги, руки и голова. Причём, это связный рассказ, а не просто перечисление устойчивых выражений.
Несуразные вещи- чудесный рассказ, комический эффект которого основан на использовании омофонов, опять же слово заумное, а явление само по себе интереснейшее! Слова или даже сочетания слов, звучащие одинаково, могут означать совершенно разные, а то и несуразные вещи!
Форзац и нахзац книги оформлены в едином стиле - это одно "море слов" , но с разным информационным наполнением.
Александр Шибаев - моё открытие месяца! Не понимаю, почему я до сих пор ничего не слышала о нём. Его замечательная игровая поэзия способна подружить с родным языком и малыша, изучающего буквы, и только научившегося читать дошкольника, и младшего школьника, который начал постигать азы орфографии и пунктуации. Книга однозначно будет долгоиграющей, кто ещё не купил её - советую срочно сделать это, особенно если школа не за горами. И тогда возможно у вашего ребёнка будет больше шансов научится чувствовать и любить наш великий и могучий русский язык.
Лабиринт-М / Озон-М / Май-шоп-М / Бук24-М / Читай-город-М