"Колесо в заброшенном парке"
подросткамЭто однозначно роман для любителей творчества В.Крапивина. Именно роман, а не то, что сейчас издал ИДМ, насколько я понимаю.

Я обратила внимание на это произведение молодых авторов Бориса Тараканова и Антона Федорова именно тогда, когда оно вышло в ИДМ, в той же серии, что и Крапивин. Так как авторы незнакомые, попробовала найти сначала электронную версию. И нашла ее удивительно легко и просто. Летом решила почитать. И что-то прямо захватило меня. А пока читала, увидела бумажную книгу в магазине. Смотрю, а она и не толстая совсем, 200 с небольшим страниц. Подивилась. Я тут читаю-читаю - и конца не видать, а тут так коротко! А потом оказалось, что Мещеряков выпустил какую-то переработанную версию, типа киноромана, и версию эту народ ругает. Поэтому я напишу о полном варианте 2004 года, ладно? Ведь именно он мне понравился))
То, что произведение звучит по-крапивински - это однозначно. Впрочем, авторы и не скрывают, что Крапивин - их учитель. В книге куча отсылок к его произведениями. Начиная от книг, которые читают герои, и заканчивая самими героями, представляющими собой четкий тип "крапивинских мальчишек". Главные герои - друзья Саша( по прозвищу Бурик) и Добрыня( Доброслав). Совсем не идеальные, далеко не отличники и не паиньки, но увлеченные, умеющие дружить, бороться за правду и ни при каких условиях своих не бросающие в беде.

Они обожают путешествовать вдоль железнодорожных путей. Ведь рельсы всегда могут вывести куда-то, порой в самое неожиданное место. Потому что рельсы - это часть Дороги. Да-да, той самой Дороги, по которой имеют возможность идти герои многих произведений Крапивина, той Дороги, которая соединяет грани Великого Кристалла. Теория кристаллического строения Вселенной проходит красной нитью по всей книге. А еще один из мальчишек - койво. Помните, кто это? Ага, согласно Крапивину, это ребенок, обладающий какими-то особыми способностями. Именно из-за этих способностей взрослые пытаются его подчинить и использовать. Так же происходит и в романе "Колесо в заброшенном парке". Только кто из двоих друзей койво, остается загадкой и для героев, и для читателей почти до конца.
Кроме двух друзей-мальчишек, есть в книге еще 2 друга - молодые мужчины. Хотя, в сущности, такие же мальчишки в душе. У них была своя таинственная история в их детстве.А теперь они оказались втянуты в историю ребят. И играют там такие же главные роли, как и Бурик с Добрыней.

Единственное, что мне показалось странным, зачем в книге для подростков эти молодые мужчины так много пьют, а иногда даже и ругаются. И их шутки-разговоры порой лежат немножко в другой плоскости, нежели подростковая литература. Где-то там, где "Москва-Петушки" и "Географ глобус пропил". Ощущение, что авторам хотелось немножко "постебаться". Но ладно,это детали. Главное, что и эти взрослые герои очень правильно ориентированы. И даже во многом подходят на роль Командоров.
Есть здесь и настоящий Командор. То есть взрослый, собравший вокруг себя ребят, которые могут рядом с ним раскрыться, и ведущий их за собой. И вот это - самый загадочный персонаж книги. Дело в том, что роман( а вот именно поэтому он и роман!) с самого начала имеет 2 основные сюжетные линии: жизнь двух друзей в начале 21 века и жизнь юного композитора Антонио Виральдини аж в 18 веке. Эти линии идут параллельно и странным образом пересекаются в наше время. Сначала говорится о детских годах Виральдини, когда у него проснулся удивительный музыкальный талант

Затем - о его молодых годах, когда, собственно, он и собрал вокруг себя талантливых, музыкально одаренных мальчишек. Ну и о последних годах жизни отверженного, умершего в нищете композитора.

И всегда рядом с ним находилась удивительная красавица, вечно молодая певица Анна. Кто она? Почему она не стареет? И неужели даже в 21 веке продолжает петь произведения великого композитора? Это лишь одна из загадок книги. А еще более важная загадка, которую пытаются разгадать герои - шифр, тайный код, якобы зашифрованный Виральдини в партитуре одного из его произведений. Код, ради которого некая тайная организация, обитающая в Венеции, готова на всё: похищение детей, пытки, убийства. Потому что он даст власть, способность беспрепятственно путешествовать по всем граням Великого Кристалла, путешествовать во времени и пространстве.

Роман буквально сплетен из реальности и фантастики, причем грань, где заканчивается одно и начинается другое, определить порой очень трудно.
А вот главная загадка романа. Был ли мальчик? Ну то есть, существовал ли действительно композитор Виральдини, чья жизнь и творчество так ярко прописаны здесь? Ведь к книге прилагаются даже ноты его сочинений! А в интернете можно найти их и послушать! И в Википедии есть статья об Антонио Виральдини, с годами жизни, местом рождения и смерти и т.д. Так вот, это оказалось гигантской мистификацией! Не было такого композитора! Накануне первого выхода романа кто-то ( авторы отрицают, что это они) запустил в сеть все эти сведения о великом, но незаслуженно забытом композиторе, с его портретами, нотами и мелодиями. Не знаю, кому как, а мне показалось, что это просто круто! Вот честно, сама поверила))
И последнее. Причем тут колесо? Ну было там заброшенное колесо обозрения. И через него, как через портал, герои переместились...не скажу, куда))

Вот такое "Колесо в заброшенном парке". Интересное. И идеальное для любителей Крапивина. Ну и вообще для любителей такой фантастики. Напомню, я читала не книгу от ИДМ, а полную версию.
P.S. Фото обложек, иллюстраций Е.Стерлиговой и колеса обозрения - из сети. Они там в совершенно свободном доступе.