Ноябрьское чтение 2018 (5,5 лет и 2 года)
дневник читателя
В ноябре инициатива выбора конкретных книг к прочтению больше исходила от детей, нежели от меня. "Путешествия Гулливера", "Семеро солдатиков", "Дюймовочка", "Малыш и Карлсон", "Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить" - выбор дочери (подробнее далее). У сына пожелания стабильны: "Стихи с движениями, 2-3года" от изд.Карапуз и книги о машинах.




Появились в нашем осеннем дневнике чтения и сказки. "Курочка Ряба" - излюбленное произведение сына, сам комментирует и готов слушать ее по 10 раз подряд)





"Где очки?" - дочка знает наизусть уже давно, теперь объясняет брату эту веселую историю.
Полюбили песенку про козлика (благо на иллюстрациях козлик отделался меньшими последствиями, нежели в песне) и "два весёлых гуся":



Геометрические фигуры изучали с младшим ребенком:

Теперь подробнее о выборе дочери. Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера", рисунки В.Цагараев, перевод Т.Габбе, 1993г.в. - памятная книга, подаренная нашему папе на выпускной в детском саду. Конечно, было любопытно дочери узнать, что же такое интересное скрывается на страницах произведения, и рисунки необычные больших и маленьких людей. В книге представлены две части из четырех: путешествие в Лилипутию и в Бробдингнег. Первую часть о путешествии в страну лилипутов доченька слушала очень внимательно, пыталась представить своих больших кукол Гулливерами, а маленьких - лилипутами.

Подробно прорисован автором и художником увиденный глазами Гулливера мир, что позволяет легко представить всю окружающую героя обстановку и трудности, с которыми он сталкивается на страницах произведения. Мы по описаниям в книге старались представить размеры домиков лилипутов, их деревьев. Пробовали сами аккуратно ходить на носочках и пятках среди расставленных игрушечных фигурок, кубиков-домиков - получилось весело, хоть и не очень аккуратно)
Сложнее дочерью воспринимался образ Гулливера в стране великанов. Каким же беспомощным казался главный герой: среди огромного поля с зерном, огромной посуды на обеденном столе. Осы кажутся огромными злыми гигантами. Обидно попасть в пасть собаке. Особенно жаль было Гулливера, когда на него напала обезьяна, жившая при дворце. Смелость, ловкость, ум и смекалка, тактичность помогли главному герою не погибнуть среди великанов. Трудности имели место и при возвращении домой: вот, действительно, взглянуть на привычный мир другими глазами у Гулливера получилось:

Интересные путешествия в два разных мира: в одном главный герой смотрит на маленьких беспомощных людей, в другом сам герой становится маленьким и беспомощным. Действительно ли беспомощные? Ответ на данный вопрос даёт сам Гулливер: " И большие и маленькие люди не прочь пожаловаться на свою слабость и хрупкость. А говоря по правде, и те и другие не так уж беспомощны, как им кажется":

Вопрос о том, как помочь маленькому Оле, который мальчик, ставит Ю.Яковлев в книге "Семеро солдатиков". Данное произведение с нами не один месяц уже. "Каков командир, таковы и солдаты" - лозунг, который стимулирует взглянуть на себя со стороны и помогает улыбнуться, причесаться, настроиться на хороший день, не даёт "раскисать") С данным лозунгом утром встаю не только я, и дети тоже стараются: доченька понимает, что на нее ориентируется младший братик, а последний рад стараться вместе с нами. А на страницах произведения мы видим как неуверенный в себе Оля, "которая мальчик", постепенно превращается в бравого Олежку.
Маленькой и беспомощной кажется нам и героиня сказки Г.Андерсена "Дюймовочка". Обсудили с дочерью почему жукам не понравилась Дюймовочка, что зря героиня, опираясь на отзывы жуков, стала считать себя некрасивой - у каждого своя красота.Поразмышляли с дочерью о том, что и Дюймовочка большая молодец: смогла сама найти еду и питье летом, подружиться с мышью,сумела помогать ей по хозяйству и рассказывать сказки, позаботиться о ласточке. Понимая, что не сможет жить под землёй, приняла ответственное решение лететь с ласточкой:

"Малыш и Карлсон" мы так и не приобрели в новом издании. Дедушка и бабушка прислали нам издание 1993 года, компактное, 3 повести в одной книге, иллюстрации черно-белые и их немного - перед сном читать мне детям удобно. Перевод Лунгиной. Первый раз данное произведение читали летом. Второе, нынешнее, прочтение существенно отличается: много вопросов возникает у ребенка, некоторые моменты подмечаю сама для себя в воспитании детей, нашем общении. Прочитана первая повесть.

Итак, в самом обыкновенном городе живёт самый обыкновенный Малыш в самой обыкновенной семье. Знакомится самый обыкновенный Малыш с очень необыкновенным Карлсоном, который живёт на крыше. Что в нем необыкновенного? Моторчик, который позволяет ему летать; место проживания; возраст:"мужчина в самом расцвете сил"; манера общения: "Привет, Малыш" - говорит Карлсон при встрече и прощании; уверенность в своих силах: "я самый лучший в мире ...", умеет и любит веселиться. Кем же является Карлсон для Малыша? Фантазией? Другом? Ответ на этот вопрос мы стараемся найти при чтении повестей.
Как воспринимают члены семьи рассказы Малыша о человечке, живущем на крыше? Почему Карлсона называют "выдумкой"? Что чувствует Малыш, когда срывается знакомство родителей с Карлсоном? Почему Малышу хочется огрызаться и спорить? Как же разрешается спор? Мама Малыша считает: "любой спор можно разрешить словами". Малыш приводит свою ситуацию, разрешенную на кулаках, но, кроме плюшек и вздоха матери, в ответ ничего не получает:

Здесь масса вопросов возникает у меня: что могла ответить мать, какие слова могла подобрать объяснить, или, действительно, достаточно обнять, покормить, остальное сам поймет; в каком возрасте и каким образом разбирать такие вопросы с ребенком?
Малыш к матери прислушивается и споры с Карлсоном пытается решить словами. Какой вывод делает Малыш? Какой итог подводит Карлсон? Какие варианты есть ещё? Читаем, рассуждаем и читаем далее:


Детские желания и переживания. Малыш настолько сильно хочет собаку, что собирает деньги на ее покупку, а приведя домой потерявшуюся собачонку, боится допустить мысль, что у нее есть хозяин, и ее кто-то ищет. При каждом удобном случае заводит разговор с родителями о желании иметь собаку:

По какой причине Малыш просит маленького щенка? Ответ Малыша: "... у меня никого нет, даже собаки" - это чувство одиночества. Понимают ли это родители - да, понимают. По какой причине не торопятся заводить собаку? Возможно, потому что быть хозяином животного - большая ответственность? Что значит слово "ответственность"? Что можно сделать было, чтобы подготовить Малыша к появлению щенка в доме? Готов ли Малыш заботиться о маленьком четвероногому друге? Почему для Карлсона Малыш, не раздумывая, разбивает копилку и покупает "вкусные лекарства" для него? По какой причине Малыш готов смириться с мыслью о невозможности исполнения своего заветного желания? Почему, настраивая себя не думать о собаке в день своего рождения, Малыш столь эмоционально реагирует на подарок брата и сестры? Ожидали ли подобную реакцию Боссе и Бетан? Уместна ли оказалась их шутка? Как они ведут себя в этой ситуации? Да, признают свою ошибку и просят прощения. Замечательно, что все таки Малыша услышали и дали возможность почувствовать себя счастливым обладателем маленького щенка:


Очень умиляет сцена, когда Малыш в день своего рождения рассуждает о том, "как здорово, что мы все встретились":

Улыбнул ответ Малыша на вопрос отца, хочет ли он быть воспитанным. Действительно, что такое "быть воспитанным" для ребенка? Вот отец - это понятно):

Рассуждений о любви в этой части очень много:

Есть и опасные приключения: прогулка по крышам. Малыш перед первым полетом задаёт весьма серьезные вопросы Карлсону: " Ты думаешь у тебя хватит сил долететь со мной до крыши?" Насколько серьезными являются ответы Карлсона? Как ведёт себя Карлсон при прогулке на крыше? Оставляет ли он Малыша одного или вовремя протягивает свою руку помощи? Можно ли Карлсона назвать надёжным товарищем? Бессмысленны ли шалости на крыше?С какой целью положили колбаску в руку маленькой девочки и "испортили" вечер компании из трёх человек? В данной главе Астрид Линдгрен задевает не один вопрос безопасности: опасности нахождения на крыше, оставление малышей без присмотра, общение с незнакомцами. Насколько может быть опасно сразу считать близкими друзьями малознакомых людей мы видим на примере встречи "славного скромного малого" Оскара и двух жуликов Филле и Рулле.
В общем, "Малыш и Карлсон" для нас та книга, с которой хочется размышлять, переживать, радоваться и просто получать удовольствие от чтения. На фоне прочтения данной книги проще было разбирать эмоции по методике Шаманских "Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить".

Неудачное приобретение ноября книга "Приключения Петрушки": иллюстраций много, но они не совпадают с текстом, сложно так воспринимать сказку в целом:




"Приключения Петрушки" брала в магазине Fixprice. Сама сказка сильно напоминает историю Чиполлино, только в очень кратком содержании. И развязка здесь проще: мастер кукол изменил лица представителям власти на добрые и приветливые. Так мир стал светлее)
Сказки Каргановой зачитывались до дыр пару лет назад. Этой осенью они у нас стали снова популярны:


С дочерью читаем и обсуждаем: почему Чуня обиделся на слова кота и утки? Почему захотелось стать кем-то другим? Разве это возможно? А как же те, которые его любят, с кем им дружить, если Чуня станет птичкой? По какой причине мышонок потянулся к Бобру за умениями, а не к белке или зайцам? Интересным делом нашел строительное занятие мышонок? Сложно ли кирпичи класть? Рад мышонок?
Рассказ Носова "Огурцы" принесла доча, сказав, что этот весёлый рассказ они часто читают с бабушкой. Объяснить, что веселого в рассказе доченька так и не смогла. Обсуждали вместе. Не странно ли, что товарищ отдал все огурцы нашему герою, хотя рвать их была именно идея товарища? На чьем участке рвали? Почему дедушка-сторож им вслед кричал, а они убегали? По какой причине мама героя так жестоко отреагировала на действие сына?

Что недопонимает мальчишка? По какой причине нельзя рвать было огурцы? Можно ли доверять товарищу, с которым огурцы рвали? Ждёт ли нашего героя страшное наказание? Порадовались, что Котька нашел в себе смелости и исправил свою ошибку, стал умнее)

"Денискины рассказы" понятны без объяснений, читаем и смеемся всей семьёй. Сборник от Проф-пресс (жёлтый) дети очень любят, но он уже начинает "разваливаться":

Подсмотрела в посте Елены Чуркиной (Елена, вам отдельное спасибо за обзор) сборник из серии "школьная библиотека":

Сборник стихов С.Маршака - книга на любой возраст: цвета и буквы, песенки и загадки, о растениях и животных...



В ноябре по книге "Научите меня говорить правильно" мы рассмотрели тольк о тему "Листья": почему осенью листья желтеют, с какой целью деревья листья сбрасывают на зиму, какие бывают листья, для чего вообще нужны листья растениям. Поиграли со словом иголки:

Листья мы лепили, рисовали, собирали...


Даже проследили за путешествием листика, который очень хотел полетать и увидеть мир (Борис Пасман, "Приключения листика"):

Остальные вопросы касались обобщения и закрепления знаний о растениях.



Несомненный хит второй половины ноября - "Маг Захария". Проделки эльфов искали всей семьёй, повеселились от души:

На карте нашли главное белоствольное дерево нашей страны. Узнали, что есть и карликовая берёза. Нашли сказку "Белая березка" и спели куплет песни "Во поле березка стояла", поводили хоровод.

Познакомились с растениями других климатических зон с помощью "полной энциклопедии для дошкольника"" от Росмэн. Посмотрели видеоролики о том, как спеют финики. Нашли самое толстое дерево - баобаб на карте - взялись за руки и поиграли "толстое-тонкое" дерево. О пользе растений
для животных узнаем из сборника стихов Надежды Кузнецовой "На лесной тропинке":


Стихотворение ноября также из этого сборника:


В книжечке от Алтей ищем юмористические в рисунке (молния, черника):

В чтении дочннька выходит на новый уровень. Огромное спасибо за советы, Ника1313! Активно используем карточки:

На "Ура" пошел "Зайка" от Карапуз (только ребусы ребенок не понял:" какой же здесь житель, есть тут ель нарисована?"):

Фонетика от Айрис-пресс также была принята с энтузиазмом, понравилось проверять совпадение кружочков на обратной стороне:


В логопедии тренировки в заучивании шуточного стихотворения:
"Кра!
Кричит ворона!
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!..."
По пособию Колесниковой уже идут примеры, а у Петерсон знакомит нас с понятиями "равный"-"неравный":

Формулировка к данному заданию в пособии Петерсона вводит в заблуждение: было бы сказано дайте название картинкам одним словом, было бы понятно, что речь только о насекомых и деревьях, а может о животных и растениях? А можно назвать "Летающие животные" и "Растения леса"? Изначально доча стала рассуждать так: слева исключила муравья, т.к. у него нет крыльев; справа пальму - растет не у нас). Возможно, что исключать нужно по размеру на левой картинке, по высоте-низине на правой? Учитывая, одинаковые ответы при первом и последнем подходе, предполагаем что лишние цыпленок и колокольчик. Жаль ответов к пособию у нас нет:

Стараемся не забывать разбирать и такие примеры, как у А.Барто:

Напоследок, провожая осень, сравнили букеты сентября, октября и ноября и обсудили одежду по сезону:




ЛАНА
у Петерсон нет однозначных ответов : по разным признакам можно исключить разный предмет из группы. Ответ вашей дочки логичный и правильный)
05.12.2018
Ответить
Екатерина
Ой, как вы нас обрадовали) Если возможны несколько вариантов ответа, то мне очень нравится возможность рассуждать в данном пособии.
05.12.2018
Ответить
elena
Как у вас все интересно) Столько занимаетесь. Что за Зайка от Карапуз с ребусами, Фонетика от Айрис Пресс и Математика Колесниковой? Чувствую, нам тоже надо. У нас только математика Петерсон.
04.12.2018
Ответить
Екатерина
Колесниковой тетрадь чёрно-белая у нас была "счёт от 1 до 5" - очень понравилась для отработки состава числа. В этом году по такой занимаемся
https://www.labirint.ru/books/289303/
В предыдущем посте я подробнее показывала Колесниковой, Шевелёва и Петерсона пособия.
"Зайка" от Карапуз:
https://www.labirint.ru/books/474692/
Из "Тренажёра по обучению грамоте" от Айрис-пресс мы только один круг сделали, в котором первый/последний звук одного слова нужно соотнести с первым/последним звуком другого слова. Интересна самопроверка на обратной стороне. Где брала не помню.
Тренажёр "Обучение грамоте"
04.12.2018
Ответить
Евгения
"Петрушка" у Энас книги хороший. Полный текст и иллюстрации на местах)) Ваш на возраст помладше тоже неплох, мне кажется, без лишней "политики", да и качество иллюстраций - вполне себе, на мой взгляд))
Только сегодня достала своего старого Гулливера, а тут ваш дневничок - даже полезла возраст ребёнка ещё раз посмотреть. Какие вы молодцы!
У меня такой, 50 - х годов. Нужно поновее прикупить, возможно, адаптированную для малышей))
У меня такой, 50 - х годов. Нужно поновее прикупить, возможно, адаптированную для малышей))
04.12.2018
Ответить
Екатерина
Да, иллюстрации, да и качество книги хорошее. Про сокращённый текст ничего не сказано:
Гулливера я думала на более старший возраст, но не тут-то было) Какой у вас Гулливер серьезный на обложке. Я тоже нового хочу и все 4 повести)
Гулливера я думала на более старший возраст, но не тут-то было) Какой у вас Гулливер серьезный на обложке. Я тоже нового хочу и все 4 повести)
04.12.2018
Ответить
Евгения
Он 100% сокращённый. И сильно. Там страниц 150 так-то, включая иллюстрации, конечно)
04.12.2018
Ответить