Книжный марафон. День 6. Книга, перевернувшая моё мировоззрение
Флешмоб!Очень непростое задание...Перевернуть мировоззрение...Возможно ли такое? Ведь мало того, что книга понравилась, мало того, что она объективно очень сильна. Нужно, чтобы, прочитав ее, ты вынес для себя что-то такое, о чем раньше не задумывался. Ну или задумывался, но не понимал, насколько это важно именно для тебя. Но все-таки совсем перевернуть мировоззрение, то есть отношение к миру вообще, на мой взгляд, посредством книги нельзя. А вот изменить отношение к каким-то вещам, что-то понять, сделать какой-то вывод и перенести потом всё это в свою жизнь...пожалуй, можно. Я сейчас под катом напишу много. Потому что таких "поворотных" книг, которые "стукнули по мозгам", в разные периоды моей жизни было несколько.
И первая книга, которая ошеломила меня в глубоком детстве, - это сказка "Василиса Прекрасная". Мне ее читала мама во время болезни, на фоне сильно повышенной температуры. Мне было таак страшно! Баба Яга, черепа со светящимися глазами, куколка эта говорящая. Но больше всего мне было страшно, потому что именно тогда я вдруг поняла, что мама может умереть! И я могу остаться одна, никому не нужная, как эта Василиса. С куколкой...Это было главное книжное потрясение детства.


В раннем подростковом возрасте (от 10 до 12) было несколько книг, которые, я бы сказала, не перевернули, а оказали влияние на формирование моего мировоззрения.
"Динка прощается с детством" Валентины Осеевой. Именно ее, а не первую часть, я взяла тогда в библиотеке. В 11 лет. Это была моя первая книга о первой любви)) Так вот, оказывается, какая она, любовь-то! Вот какие любовные треугольники бывают! И вот какая светлая грусть от нее, прямо слезы наворачиваются... Очень сильный отпечаток книга тогда на меня наложила. Потом поняла, что даже молодых людей оценивала по тому, похож на Лёню или не похож)) Хотя бы внешне.

А в 12 лет были "Два капитана" Вениамина Каверина. Глубоко потом сидела во мне мысль о преданности своей цели, о верности мечте. Если к чему-то стремишься - надо стараться достичь этого. И в конце концов ты победишь, добьешься, сможешь. При условии, что цель твоя благородна. Вот что я тогда вынесла из этой книги.

И еще одна книга . "Джен Эйр". Просто поразила меня в 12 лет, показав, что можно быть маленькой женщиной - и быть при этом сильной духом, порой сильнее здоровых мужиков)) Можно пережить горе и несчастья - и выйти из них не сломленной,а еще более закаленной.

В 13 лет сильно стукнула меня книга Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." Судьбы всех этих девчонок, такие разные - и так одинаково трагически закончившиеся... Я тогда думала, а вдруг война? Ведь на их месте могу оказаться и я, и мои подруги...Гораздо позже я услышала песню Булата Окуджавы "До свидания, мальчики!" : "Ах, война, что ж ты сделала, подлая..." Жутко, страшно, неправильно!!!
И еще одна вещь тогда намертво застряла в моем сознание. Девчонки завидуют Рите Осяниной: она и замужем успела побывать, и ребенка родить. И неважно, что мужа потеряла и ребенка оставит сиротой. Ей повезло больше. У нее осталось продолжение. Ее частичка осталась в сыне. После этого я вдруг стала бояться, что могу умереть молодой, не оставив ничего после себя.

А потом, уже, получается, в юношеском возрасте, меня настигло стихотворение Роберта Рождественского "Баллада о зенитчицах". Его читал нам учитель на уроке МХК, рассказывая о разных женских судьбах. И такая удивительная перекличка у этого стихотворения с повестью Бориса Васильева! И так оно меня тогда поразило, встряхнуло. Вот тогда я совершенно отчетливо представила себя, домашнюю 16-летнюю девочку, там, на батарее, где "зенитчицы кричали - и стреляли, размазывая слёзы по щекам", плача, причитая "ой, мамочка, ой, страшно мне, ой, мама"! И - стреляли, и взрывали эти бесконечные танки, защищая не только родину, но и свое будущее, возможность жить без войны, выходить замуж, рожать детей, "И то, чтоб закричать в родильном доме:"Ой, мамочка, ой, мама, страшно мне!"
Мой учитель читал тогда это стихотворение в какой-то небольшой брошюрке. Возможно, такой:

Вообще в последних классах школы мы, девчонки, читали очень много поэзии. И серебряный век, и что-то более современное. Тогда очень хотелось найти в этих поэтических строчках что-то о себе)) И вот - она, книга Риммы Казаковой, которую мы по очереди брали у моей подруги.

Ей больше всего нравилась "Офицерская жена", еще бы, она же встречалась с курсантом! А мне - вот это:
Я ошибаюсь по-девчачьи:
Наивно, горько и светло,
И от несчастья, как от счастья,
Мне хорошо и тяжело.
Ещё безвыходно и взросло
Отчаяться не довелось,
Ещё вся жизнь - такая россыпь
Высоких и доступных звёзд.
И, платье новое надевши,
Иду - улыбчива, легка,
Несбывшаяся, как надежда,
Изменчивая, как река.
Тоскую по любви, по ноше
Огромных дел, огромных чувств,
И жизнь не ставит мне подножек,
Хотя порой и горячусь!
Незамутненными глазами
Гляжу, и вижу, как навек
Меня берёт моё призванье,
Ко мне идёт мой человек...
Тогда мы уже основательно стали задумываться о будущем. Как оно там, во взрослой жизни? Что получится с работой? Правильно ли вуз выбрали? А как выбрать свою вторую половину? ведь перед глазами были девчонки немногим старше нас, которые всегда были хорошими девочками, хорошо учились - а угораздило неудачно выйти замуж: одну муж бьет, у другой выпивает. Раньше-то казалось, что только у двоечниц так бывает. А оказалось - вон что! А это стихотворение такую уверенность вселяло в то, что всё будет хорошо: и работа, и "мой человек"!Во взрослом возрасте что-то переменить во взглядах на жизнь гораздо сложнее. Назову несколько книг. Из недавно прочитанного. Которые очень сильно зацепили. И на что-то повлияли)
Эдуард Веркин. "Друг апрель"

До страшного смешно. До смешного страшно. Сколько их, таких семей, из которых ребенок выйдет, скорее всего, моральным уродом? если вообще выйдет...Почему их столько, спившихся, безразличных ко всему окружающему, толкающих детей на преступление? Почему в маленьких городках и поселках по всей России такая безнадёга? Что это? Деградация? как можно этому противостоять? В книге ответ один - надежда и любовь. Только так.
Джон Грин. "Виноваты звезды"

Когда в твоем окружении, слава Богу, нет безнадежно больных, как-то не очень задумываешься, что так бывает. А оно есть. Это такая удивительная книга, где, казалось бы, рядом с безнадежностью живет радость, надежда и любовь. Где привязанные к аппаратам подростки умудряются влюбляться, зная, что рассчитывать на продолжение не приходится, находят поводы для радости, готовы помогать друг другу. Мы, здоровые кони, ходим и ноем: то денег мало, то на работе наорали, то ребенок двойку получил. Нет уж, ребята, это не проблемы совсем...
Дарья Вернер. "Межсезонье"

Уффф...Вот вам и эмиграция в просвещенную Европу, где царит закон и порядок. А может, и неплохо, что мы не там, а тут? Опять страшно, сердце разрывается от боли за маленькую девочку - жертву их хваленой законности - и за ее тётю и бабушку, не знаю, как переживших всё это... Оказывается, бывает и так. Хорошо только там, где нас нет...
И - книга, которая первой пришла мне в голову после объявления темы этого дня.
Евгений Дубровин. "В ожидании козы"

Вот это для меня действительно стало откровением. Вот это был взрыв мозга. Мы же были воспитаны на книгах, в которых подростки - это мужественные и самоотверженные люди, всю войну помогавшие взрослым, работавшие, не щадя себя, на заводах и в колхозах, а после войны - помогавшие восстанавливать порушенное хозяйство... А оказывается, в большинстве-то своем это безотцовщина, выросшая без сильной руки и воспитанная исключительно улицей. А улица может научить разному. Иждивенцы и потребители, не ценящие ничего, считающие, что все им обязаны, не приученные к работе, наглые и бессовестные - вот он, еще один снаряд, который сбросила на нашу страну война, снаряд, искореживший детей изнутри, сделавший их морально ущербными. Снаряд, о котором раньше я не задумывалась никогда...
Что-то расписалась я сегодня...Юлечка, спасибо за тему! Очень полезно оказалось покопаться в памяти. И в себе самой)))