Робот или человек?
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)Я опять про роботов.
Потому что пока писала отзыв на повесть "Дикий робот", все книги про них с полок вытащила. Собрала их в стопочку. Стала смотреть.
Оказалось - ну какие же это роботы? Вообще даже ни разу не они. Потому что робот - это запрограммированный механизм. А в этих книгах у нас живые существа со своими желаниями, страстями и эмоциями... Если Рам и Рум хотя бы в первых главах были похожи на роботов, это уж потом у каждого свой характер прорезался, то Самоделкин с самого начала был железным человеком. И Кьодино тоже. А уж врун, хвастун и лентяй Гоша - тем более, это же просто олицетворение человеческих пороков )
Смотрите какие у них у всех эмоции на лицах,мордах, физиономиях!
Вот единственный настоящий робот в моей библиотеке - РобоТася Пети Пяточкина )
А все остальные писатели контрабандой протаскивали в книги человеческие души и просто так за здорово живешь вселяли их в механизмы, кукол, фрукты и овощи.
В общем - сочиняли сказки.
Их и сейчас сочиняют, но теперь писатели то ли одумались, то ли поняли ответственность, то ли нащупали тему - и стали писать о медленном и постепенном очеловечивании орангутангов роботов.
Конечно, сразу же приходит на ум трогательный герой мультфильма.
Эта книжка мне не очень нравится, с мультфильмом не идет ни в какое сравнение.
Хороша лишь как тренажер для чтения.
Та же самая тема развивается у Цыферова в "Истории про робота", в которой механический человек очеловечивается просто в считанные дни!

"Дикий робот" - как раз одна из таких книг о новом поколении самообучающихся роботов. Книга неспешная, медленно и последовательно рассказывающая о том, как робот учится существовать в мире дикой природы, стараясь не причинять ей вреда.
Она объемна, чтения в ней не на один вечер. Да еще ожидается продолжение.
А вот небольшая книга для дошкольников помладше - это Нортон и Альфа.
Про нее уже много писали и показывали раньше, но она отлично вписывается в подборку, так что покажу еще раз. Текста в книге немного - по несколько строчек на страницу - для прочтения за один раз. Хоть с родителем, хоть самостоятельно. Текст короткий, суховатый, но, как во всех книгах-картинках, рисунки дополняют и объясняют все. Именно в них и заложены все смыслы небольшого повествования. Издательства настойчиво стараются развить у наших детей визуальную культуру. Даже я поддаюсь. В смысле развиваюсь. Все, что когда-то мне казалось непонятным и местами несуразным, теперь подолгу рассматривается, кажется милым или не лишенным шарма ) Многое и приобретается. С книгами Поляндрии вообще беда. Я на них смотреть порой боюсь. Вот прям строго "небудунебудунебудуневижунесмотрю!!!!!!!!данесмотрюявообще!!!!!!!" Бац! Следующий кадр - стоят на полке... И уже листаем, и уже читаем, и я уже хвастаюсь понимающим людям - я-то думала (обойдемся), а оно-то оказалось (ну как же без нее)!
И в общем и целом - да, можно обойтись, но с ними-то куда как лучше!
Какие-то из этих книг мне порою хочется переписать, чтоб было более художественно, лирично, тонко. Но это когда читаю я детям вслух. А когда они читают сами, то вроде бы и нормально все. Просто и по делу. А идеи в этих книгах всегда глубокие, в разном возрасте воспринимаемые одинаково серьезно, независимо от адресации книги.
Одинокий Нортон обследует свою превращенную в громадную свалку планету. Коллекционирует всякую всячину, из которой собирает себе помощника-исследователя - Альфу, удивительно похожую на собачку. Видимо, где-то в электронных мозгах хранилась информация о том, что собака - друг человека.
Вместе они находят неведомое НЕЧТО и исследуют его со всем научным пылом, испробовав все доступные им варианты. И не получив никакого результата прекращают эксперименты, тем более что экспериментировать уже практически не с чем.
Им остается только переждать непрекращающийся дождь, чтоб отправиться на поиски нового объекта для исследований.
И когда дождь, наконец, закончился...
Нортон с Альфой увидели чудо.


Чудо как раз в том, что они его увидели. И классифицировали как чудо. И испытали совершенно человеческие эмоции.
Книга - очередной повод поразмышлять на тему искусственного интеллекта и множества этических проблем, связанных с его развитием. Для детей, по-моему, важна - с введением сейчас в программу чуть ли не с первого класса курса робототехники.

