мамино чтение апрель 2019
дневник читателяАпрель всегда месяц шальной - тут и ДР сына, и Пасха, и предпасхальная уборка, и каждое воскресенье какой-то праздник, и весна начинается, огород, цветы, руки тянутся что-то сажать... А теперь еще и работа. Так что времени на чтение совсем мало остается. Вот что удалось прочитать.

Д.Варденбург Правило 69 для толстой чайки
- в последнее время часто упоминают эту книгу, я решила не отставать от других и тоже прочитать( Я уже писала, что к произведениям современных авторов отношусь с опаской. Но тут вроде все идет нормально, классическое повествование от лица подростка Якоба, который очень сильно заикался и поэтому вообще не разговаривал. Он записался в парусную секцию, там познакомился с 2 мальчишками и девочкой Тохой. У них не было тренера, и наконец он появился - бывший чемпион, ныне алкоголик. Сначала ребята хотели уйти из секции, но потом все наладилось. Они ездили в Питер на соревнования и девочка из их команды заняла призовое место. После этой поездки Яша начал разговаривать, и наконец признался в любви Тохе. Вот, в общем, и все. Вообще довольно интересно было читать. Но показалось, что чего-то не хватает. Показалось, что какие-то ситуации не раскрыты - зачем тогда вообще было их затрагивать? Ситуацию с украденными деньгами я не до конца поняла, например. В общем, неплохая и довольно жизнеутверждающая книга для подростков со своими небольшими недостатками.
Е.Рудашевский Здравствуй, брат мой Бзоу! -
продолжаю читать Рудашевского. В этой книге действие происходит в Абхазии где-то в 80-е. Жизнь в абхазской деревушке течет своим порядком. 18-летний Амза спасает дельфина, выброшенного на берег, и с тех пор они становятся друзьями. Не буду спойлерить, вдруг кто-то захочет прочитать. Эта книга из тех, которые надо читать, не зная финала. В общем книга цепляет, и цепляет больше, чем Ворон. Взяла еще Рудашевского, хотя я не очень люблю трагичность.
Б.Алмазов Старые да малые -
вот эта книга реально прямо мне понравилась( причем один из рассказов был в моем детском сборнике, один из самых любимых сборников и один из самых любимых рассказов. Сейчас мне кажется, что этот сборник во многом повлиял на формирование моего мировоззрения, ценностных ориентаций. Читала книгу Алмазова со слезами на глазах. Не то чтобы там было что-то прямо жуткое, грустное. Просто как-то зацепила она меня. Решила купить себе такую, пока продается. Немного похоже на моего любимого Крапивина. Немного похоже на Коваля, который не стал моим любимым. На Паустовского. Прочитала хорошие отзывы в Лабиринте - со всеми согласна, замечательные слова сказаны! Это действительно те рассказы, которые формируют человека. Посмотрела небольшое видео, на котором Алмазов рассказывает о книге. Запомнилось, что он сказал об автобиографическом рассказе, где маленький мальчик обидел хорошего человека (не буду вдаваться в подробности), и мать отправила его ночью через страшный овраг извиняться. Потом он узнал, что всю дорогу мать и бабушка шли за ним, тоже рыдая. Похожий сюжет про огурцы есть у Носова, он всем известен. А я еще вспомнила, что есть такой сюжет и у Крапивина - там мальчик решил присвоить библиотечную книгу, которую ОЧЕНЬ хотел, мама узнала и заставила его идти в библиотеку виниться (заранее созвонившись с библиотекарем), и сошлись на том, что он отдал САМУЮ ЦЕННУЮ свою книгу в обмен на ту, кстати старую потрепанную. Для него такой обмен был равноценным. И вот Алмазов сказал, что подобная ситуация должна произойти в каждой нормальной семье. И я удивилась: ну неужели в каждой? А потом поняла, что у нас была такая ситуация. Но у меня, видимо, не хватило мудрости довести ее до конца. Мы были в гостях у моей знакомой, пожилой женщины, Лиде было лет 5 или даже меньше. Хозяйка нам показывала свой прудик с лилиями. Когда мы пошли домой, Лида показала мне лилию - сорвала в прудике, пока мы беседовали. Я остолбенела (это все-таки не просто цветок, этих лилий всего и было несколько штук), начала ее ругать и стала заставлять идти обратно, рассказать обо всем хозяйке. Лида, конечно, начала рыдать, уже не помню, что она говорила, но в общем я все же не стала заставлять ее. И самой было стыдно, конечно. И я не была уверена в реакции хозяйки. То есть понятия не имела, как она отреагирует. Ну и главное, я представляла себя на месте дочки в таком возрасте, как ужасно это было бы для меня. И пожалела. А, наверное, зря( Мне казалось, что ее слезы это уже раскаяние и этого достаточно. Но видимо именно надо пройти через искупление до конца. А еще я думаю - а не может быть такого, чтобы у ребенка после такой вот ситуации осталось только чувство жгучего позора и стыда, злость, обида? Как все это сложно!
Много мыслей всколыхнула повесть Презент, о том как солдат, возвращаясь с войны, подобрал в лесу медвежонка в подарок детям. Медвежонок всем очень полюбился, стал членом семьи. Но когда он вырос, стало ясно, что держать его дома нельзя. Его отдали в зоопарк. Но сколько горя пережил из-за этого солдат, понимая, что по своей глупости искалечил живому существу жизнь! И как хорошо звучит в конце фраза: прежде чем сделать что-то, подумай, не принесет ли твой поступок, хоть и непреднамеренно, кому-то боли?
В общем, книга замечательная, нужная, обязательная.
Книгу от Речи я уже получила. Новых рассказов в ней всего два: Юлдус и Родовая метка. Иллюстрации намного больше мне понравились, чем в старом издании. Те я вообще не восприняла(
С.Радзиевская Болотные робинзоны -

читали с дочкой на военную тему, и я вспомнила, что давно ничего не читала о войне. Вот прочитала книгу Радзиевской. Думала, может дочке ее прочитать, но нет, ей пока это рано. Через 2-3 года. Мне эта книга понравилась. Все, кто выжил в уничтоженной фашистами деревне - старик, старуха и несколько детей - выживают на острове среди болот. Им надо добывать пропитание, защищаться от диких зверей, готовиться к зиме. Выжить им помогает только взаимопомощь, взаимовыручка.
Г.Белых, Л.Пантелеев Республика ШКИД
- недавно я прочитала Леньку Пантелеева, теперь вот захотелось прочитать и Республику ШКИД. Раньше я ее точно не читала, возможно, смотрела фильм - что-то смутно вспоминается. Книга довольно большая, читала я ее долго. По сути, это летопись 3 лет с момента основания школы для трудновоспитуемых от лица ее первых воспитанников. В каждой главе появляется новый воспитанник или учитель. Поэтому героев очень много, событий тоже. Какого-то единого события, вокруг которого закручивается сюжет, в книге нет, и читать не так интересно. Заканчивается книга рассказом о том, как первые воспитанники ШКИДы выпустились, и немного говорится о том, как они устроились в жизни. Все они исправились, вели нормальную жизнь, но их путь к исправлению был сложен. И конечно огромная заслуга в этом педагогов, а особенно директора. Каким же нужно быть человеком, чтобы по-настоящему любить этих... нехороших детей, которые воруют, бьют учителей и тд и тп. А он верил, что любого ребенка можно перевоспитать. И даже самым отъявленным он сумел помочь найти вой путь. Вообще детей нельзя судить, как взрослых. Они по-другому мыслят, очень легко поддаются на разные веяния. Особенно те дети, которые уже такого повидали, что и думать страшно. Еще меня сильно поразило, чем занимались эти дети в свободное время. Они много читали, издавали свои журналы, и учились, кто-то увлекался историей, кто-то языками. Организовывали свою "республику" с конституцией и тд. Да самого благополучного ботаника сейчас не заставишь столько писать((
В общем не пожалела, что прочитала книгу, но читать было скучновато. В художественном плане, конечно, книга уступает тому же Леньке Пантелееву, который написан уже взрослым, опытным писателем, а не вчерашними "шкидцами".
Ф.М.Достоевский Идиот - слушала аудиокнигу в исполнении Андриенко Александра. Чтец мне понравился, очень хорошо владеет голосом. Хотя ПиН в исполнении Бориса Улитина мне нравился больше. Книга читается почти 27 часов, я ее слушала два месяца. Я еще в школе читала первую часть романа, а вот дальше, видимо, не осилила. Фильм тоже смотрела, но о том, что происходило после вечера у Настасьи Филлиповны, имела весьма смутное представление. Поэтому можно сказать, что большая часть романа для меня была новой, но для основной сюжетной линии это почти не играло роли. Там чего только не приплетено. Слишком много второстепенных героев, которым уделяется слишком много внимания - это и Лебедев, и генерал Иволгин, Ипполит, Фердыщенко еще этот, Бурдовский и тд. Хотя все эти личности довольно интересные, но прямо так и видится, что все эти герои и их бесконечные разговоры введены исключительно для того, чтобы нарастить объем. На этом месте я завязла, и уже думала - не дослушаю. Но потом опять стало интересно. Даже сериал взялась пересмотреть, так прямо зацепило. Кстати о сериале: очень хорош. Как замечательно подобраны актеры! А Рогожин! Признаюсь, я в него была влюблена в 11 классе, когда смотрела. И все думала - ну чего этой дуре еще надо, если за ней такой мужик бегает? Все актеры молодцы, сериал замечательный! Конечно, несмотря на 10 серий, не все в нем есть, что в романе. Но зато некоторые моменты, диалоги, ситуации как-то в фильме по-другому воспринимаются, объемнее, что ли.
Ну по самому роману что можно казать: как всегда у Достоевского, это взрыв эмоций, накал страстей. Герои очень сложные. В одном из комментариев к фильму прочла: "Надо было назвать роман не Идиот, а Идиотки". Что-то есть в этой мысли( Невероятно сложные дамы попались князю Мышкину, с такими и здоровому человеку недалеко до психушки... Вообще очень много мыслей возникает, тем, хочется, конечно, все это обсудить с кем-то. Всем рекомендую, естественно.