Вот что с буквами случилось
Читаем после азбуки. Книги для первоначального чтенияХочу показать вам одну тонкую книжку. Потому что всякие интерактивные книги стоят дорого, доступны далеко не всем, а мне б хотелось, чтобы хоть немножечко подобного общения с книгой было бы в жизни как можно большего числа детей, особенно приготовишек и первоклассников, начинающих читать.
Историю эту я помню с времен дошкольного детства. Она тогда печаталась в детских журналах - "Веселых картинках", "Мурзилке". Читала я ее не единожды и в точно такой же книжке, возможно, и в сборниках. Она мне очень нравилась!
Такая отличная игра со словом, со звуками-буквами! И почему эту замечательную книжку не переиздают? - много-много лет удивлялась я. Почему ее нет в букварях и детских хрестоматиях, где ей самое место? И, наконец, ее переиздали!!! Это "Речь"! Любимое издательство сделало нам очередной книжный подарок! Уже сколько раз я читала её, и всегда на "ура".
Три дня назад читали в библиотеке с детьми из нулевого класса. Ведь эта книга адресована именно им. На ее обложке прямо так и написано:
Им, конечно, понравилась машина, и ее название, а присутствовавшей бабушке то, что я связала его с недавним праздником - Днем Победы.
И история хороша.



Слушали, читали-гадали, путались в ударениях, поправляли друг друга и радовались найденным правильным.
При чтении дома мы выстраивали магнитные буквы и по сюжету убирали их поштучно, в школе - писала слово на доске и букву стирала, а в этот раз у написанного на листе бумаги и не до конца побуквенно разрезанного слова букву предполагалось отгибать назад, но гораздо интереснее и азартнее оказалось ее отрывать )) За право оторвать букву у близсидящих разгорелась конкуренция, а далеко сидящие им тихо завидовали )
Эта книжка альбомного формата - одна из моих любимых для чтения незнакомой детской аудитории. Я всегда демонстрирую ее родителям только что научившихся читать детей как образец для начального чтения. Такая простенькая, казалось бы, история всегда с интересом слушается и всегда нравится! Беспроигрышный вариант )
Это последовательное уменьшение на одну букву, появление нового смысла всякий раз у слова из оставшихся букв, детей удивляет, радует, побуждает экспериментировать со словами и звуками.
Когда-то я занималась этим по дороге в школу, но ни одного подобного удивительного слова больше не нашла, к своему большому сожалению. Помню только найденный вариант УДОЧКИ-ДОЧКИ-ОЧКИ и по аналогии - УТОЧКИ-ТОЧКИ-ОЧКИ. Но главное здесь, по-моему, даже не результат, а сама работа со словарем, перебор и поиск подходящих слов, и вообще вкус к словесным играм - шарадам, анаграммам, палиндромам.
И призыв на последней странице придумать слова с буквой А - тоже хорошее занятие ))) Мы в такие игры всегда с удовольствием играем - очень хорошо слух развивают. Способствуют различению и выделению звуков в слове.
Еще у меня теплится надежда, что через два-три года юные читатели, взяв в руки "Приключения капитана Врунгеля" и увидев название яхты знаменитого книжного капитана,
вполне возможно вспомнят эту когда-то прочитанную тонкую книжечку...