С - учим подростка бояться и бороться. Что в помощь такой учёбе?
подросткамУстала я от современной отечественной литературы.
Ну ладно, не наши авторы отрываются на образе "чужого" - "the othering" позволяет пережить ужасы за чужой счёт, потом закрыть книгу, выключить ютуб, обвести окружающее ошалевшими глазами и подумать: "Ишь-ты, как бывает-то! У меня всё зашибись ещё!" Но эти "домашние" литераторы, пишущие для домашнего потребления...
Читаю:
"Для самых недоверчивых: тут нет ничего придуманного. Есть городок, где градообразующее предприятие - тюрьма. Есть детский дом, в судьбах обитателей которого мелькнул проблеск счастья. Ситуации, герои, диалоги и даже способы полицейских пыток - всё взято из жизни."
Ладно, взято из жизни. Но ведь не из всей современной жизни, а только из той её части, что облюбована автором и взято не всё, а выборочно, что подходит под авторский замысел. Думаю, если бы писателей стало окружать только то, что они успели описать, литература сильно изменилась бы.
Ну, хорошо, вы - взрослый человек и сами выбираете, что почитать, и чётко различаете за текстом фигуру автора. А ребёнок?
Передавая ему книгу, мы подкрепляем её своим авторитетом: "Я забочусь о тебе, и в своей заботе я хочу, чтобы ты знал о том, что здесь описано"
Вот мы послушались авторитетов и передали ребёнку, пусть подростку, книгу вроде упомянутой в начале - зачем?
Как зачем? - возмутятся издатели, писатели и пропагандисты таких публицистических книг, - Чтобы подросток знал реальную жизнь!
Оставим в стороне то, что это усечённая реальность, которая, пусть по-другому, но тоже делает ребёнка уязвимым.
Зачем мы, родители, покупаем такие книги? Что ещё движет нами, кроме стремления расширить знания подростка о жизни?
А то же, что было до нас и будет после нас - мощнейшая эмоция. Страх.
Мы стремимся, чтобы ребёнок знал жизнь во всей её полноте и не был наивен, предостережён - значит, вооружён и прочее бла-бла-бла...
Передавая полезную, на наш взгляд, книгу, мы ослабляем свой страх за ребёнка, обеспечиваем СЕБЕ душевный комфорт.
А результат?
Сгнобят тебя отец и мать,
Пусть не нарочно, но сгнобят.
Своих сомнений, страхов рать -
Плюс пару свеженьких - внедрят.
Чтоб внедрять свои страхи в сознание подростка, надо быть уверенным, что он уже знает, что такое норма (как минимум, разделяет наше представление о норме, иначе наши страхи его не пугают) и примерно понимает, как не перейти границу между нормой и её извращением. Понимает, как не перейти эту границу самому и, что для нас самое важное, как не дать разнообразным авторитетам увлечь себя (обманом, подкупом, совращением и т.д.) на территорию всяческих ужасов.
Простое описание ужасов этого понимания не даёт, является обычным этнографическим материалом, интересным только другим этнографам.
Книг на свете миллиард, среди них таких "этнографических" тоже немало, а жизнь коротка, всё не перечитаешь.
Подростковый возраст проходит ещё быстрее, чем жизнь - ну, при благоприятном раскладе.
Так какие книги вы выбрали для своего предподростка и подростка, чтобы уберечь его?
От чего уберегали?
Помогли в жизни книжные советы или примеры?
Поделитесь, пожалуйста.
Ориентируйтесь на то, где у автора острый юмор. Как раз возраст для понимания всех тонкостей взрослого юмора.
И добавляйте героики, а то будет типичный нынешний интеллигент - губки подковкой, уголки вниз. Дескать, он родился, а мир не припарадился к сему великому событию и стоит лишь осмеяния.
Из детективов можно Честертона посмотреть об отце Брауне и серию Алана Брэдли о Флавии де Люс.
Не помню, когда в школе "МД" читают, но перечитайте вместе вслух отдельные сцены типа "Давненько я не брал в руки шашек".