Добрый день всем читательницам и писательницам ДК.
Девочки, вы не представляете, я сегодня пол-ночи не спала, читала ваши комментарии к Мариныному посту o школьной программе по литературе.
Я просто после немецкого вуза последний десяток лет пребывала в "затуманенном" состоянии относительно школьной программы по литературе в России. Не думала, что все так плачевно. Почитав ваши комментарии и посмотрев видео, просто в ужас пришла.
Согласна на все 100%, менять надо не программу а методы преподавания. Ну о каком анализе текста можно говорить, если ребёнок не прочитал книгу, не ознакомился с языком и выразительными средствами, а прочитал наскоро слепленную не понятно кем краткую версию или посмотрел фильм? А потом прочитал "умное мнение" из учебника? О каком мышлении, анализе и работе с текстом тут можно говорить?
Я вот, например, с 5 по 9 класс программу по литературе "выполнила" на 100 % - т.е. я прочитала все программные произведения и все, что давалось на лето. В 10-11 классе я по сути не прочитала ничего, т.к. поступила в пед. колледж, а там нам программу за 10-11 класс втиснули в один год, поэтому мы читали учебник по литературе опять таки, и некоторые страницы текста, важные для анализа. Но , благо тогда не надо было сдавать ЕГЭ, и на выпускных и на вступительных мы писали диктант.
А потом, поступив в немецкий вуз, я первые 3 семестра боялась открыть рот на паре, так как профессор спрашивал наше мнение о прочитанном, именно наше, а не чье-то, вычитанное в умной книжке.
Знаете, сейчас в немецких школах (в старших классах) успешно практикуются уроки-проекты, где детей делят на группы, дают определенное литературное произведение-обычно стихотворение, и просят снять по тексту "видеоряд". К сожалению, когда я работала со студентами , программа курса не располагала временем для подобного проекта, но я проводила со студентами очень интересный эксперимент. И сегодня я хочу провести его с вами.
Ниже я вставила текст стихотворения. Там не указан ни автор, ни время написания, ни исторические или биографические предпосылки. Прочитайте его пожалуйста.
Да, к сожалению, не смогла найти его в лит. переводе на русском, поэтому перевод дословный (не претендующий ни на что), мой, что-бы донести вам текст.
Nach grauen Tagen
Eine einzige Stunde frei sein!
Frei, fern!
Wie Nachtlieder in den Sphären.
Und hoch fliegen über den Tagen
möchte ich
und das Vergessen suchen---
über das dunkle Wasser gehen
nach weißen Rosen,
meiner Seele Flügel geben
und, oh Gott, nichts wissen mehr
von der Bitterkeit langer Nächte,
in denen die Augen groß werden
vor namenloser Not.
Tränen liegen auf meinen Wangen
aus den Nächten des Irrsinns,
des Wahnes schöner Hoffnung,
dem Wunsch, Ketten zu brechen
und Licht zu trinken---
Eine einzige Stunde Licht schauen!
Eine einzige Stunde frei sein!
Серые дни.
Один единственный день побыть свободной!
Свободной, далеко отсюда!
Как ночная мелодия в небесных сферах.
Высоко воспарить над этими днями
мне хотелось бы,
и кануть в забытье...
пройти по темной воде
в поисках белой розы,
и дать моей душе крылья
и , о Боже, ничего больше не помнить,
о горечи долгих ночей,
в которых глаза распахнуты
от безымянного ужаса.
Слезы блестят на моих щеках,
слезы безумных ночей,
слезы иллюзорных надежд
и желания разорвать эти оковы,
чтобы напиться света...
На один единственный час увидеть свет.
Один единственный час побыть свободной.
Ну что , прочитали? Какой видеоряд сложился у вас в голове? А теперь давайте посмотрим, как "визуализировали" читай "интерпретировали" этот текст другие люди.
Вот этот ролик посмотрите обязатель, мой любимый. Это отрывок из фильма "Поэма" 2003 года, который представляет собой экранизацию нескольких известных стихорворений.
А стихотворение "Серые дни" было написано австрийской писательницей Ингеборг Бахман в 1944 году.
Думаю, вы увидели, насколько неодназначным может быть лит. произведение. Мне кажется, главное, чему ребёнок должен научиться в школе, это критичное отношение к тексту: прочитать, сформировать свое мнение и доказать его текстом. А все остальное -это уже вторично.
Спасибо, Лена за твой отклик. Но я становлюсь пессимистом. Не верю в изменения к лучшему. Потому что невозможно говорить об улучшениях, об анализе текста, формулировках и изложении своего видения при таких способах оценивания. Они ж сочинения скоро будут писать таким же языком каким пишутся заявления, объяснительные и докладные записки. Я была недавно на презентации книги - удавиться хотелось от тоски. "Данная книга содержит, в данной книге рассматривается, о данной книге, из данной книги, прочтение данной книги". Блин... ну все равно что говорить "данный ребенок является моим сыном" (((( эххх....
У нас всем пофиг чему ребенок учится в школе - учебники просто ужас ужасный, программа тоже. Ребенок просто должен отбыть в школе определенное время - отдать дань государству, которое о нем вот так заботится и формально отчитаться выполнением идиотских тестов.
Видеоряд ни один не оказался мне близким, но очень любопытно, спасибо!
Ника1313, да , прочитав весь пост и Ваш отзыв, не могу нарадоваться на наш лицей, на педагогов ( разновозрастных и в основе совсем молодых) , такие презентации, видиоряды и многое другое ,дети делают давно в нашей школе, пишут эссе по книге которую прочитали , а не только по программе , сочинения у нас 2 раза в неделю . Все это началось с 1 класса. И постепенно внедрялось , сначала с рисования к короткому тексту, потом к рисунку добавлялись несколько строчек - мыслей о книге и дальше ,и дальше... Так что написать два листа своих мыслей за 40 мин для детей не проблема совсем. Вот недавно дочь писала по книге " Алая королева" Виктории Авеярд, ну конечно такое не проходят в школе. Программа и колличество уроков сокращены , по - сравнению с моим образованием, но учитель как- то ухитряется всё совмещать!
LOVELY, я очень по-хорошему вам завидую! Именно так и должно быть, так я и вижу научение излагать свои мысли письменно. Я думаю, что многим сообщникам было бы интересно прочесть подобные сочинения о книгах, может быть, вы опубликуете некоторые?
Лен, сложная тема... Здорово, что немецкие школьники могут выражать СВОИ мысли. Плохо, что русские не могут. Видеоряд - классная идея, много полезных навыков вырабатывает при желании. Мне ни один не близок оказался, но даже не знаю, что сама бы показала.
Удивительны совпадения. Почему я нашла ваш пост? Он очень, очень важен.
Во время путешествий, да и просто прогулок, я снимаю фото и видео (на простой телефон, иногда и на бегу, догоняя детей) - а потом свожу их вот в такой видеоряд (под музыку) под ассоциацию - чаще с песней, иногда и прозой/поэзией. Они не претендуют на какие-либо признания и т.п.
Это определенная свобода - мышления, творчества. Я показываю ролики детям, рассказываю, почему и что я вижу. И вижу отклик с их стороны. Они обращают внимание на то, что видят вокруг, связывают это с литературой, фильмами. Наблюдать это очень интересно. Они не зависят от чего-либо мнения, не пытаются сделать правильно.
Мне посчастливилось в свое время попасть к учителю по литературе, которая не запрещала писать про любовь Андрия в "Тарасе Бульбе" и прочие вольности.
И я бы хотела, чтобы в старшей школе, где литература - это в большОй части проблематика, мои дети имели такую возможность.
А ваше стихотворение... О душевном карантине. На злобу дня в каком-то смысле. Сохраню его и, может быть, для него найду свой ряд.