Ленинградские сказки. Часть 4. Волчье небо.
отзывыКниги Юлии Яковлевой из серии "
Каждая часть - это событие. Это новая история, новая грань, новая веха в жизни главных героев и их родного города. Четвертая часть в очередной раз встряхнула, дала новую информацию для размышления, заставила на многое взглянуть под другим углом.
Напишу немного о каждой книге серии и поподробнее - о последней.
В центре этой своеобразной саги - простая ленинградская семья. Вернее, осколок семьи. Сестра и 2 ее младших брата. Таня, Шурка и Бобка. События книги чётко датированы. События происходят не примерно когда-то, а в конкретное время, я бы даже сказала, в конкретном времени.
Первая книга - "
Год 1938. Кругом шпионы и враги народа. Родители арестованы. 3-летнего Бобку забрали в детский дом. 9-летняя Таня и 7-летний Шурка остались одни. Вместо того, чтобы идти к тёте, они ходят по городу и ищут Ворона, забравшего родителей, чтобы объяснить ему, что они ни в чем не виноваты. Разговоры с птицами, вырастающие из стен уши, открывающиеся в стенах глаза, проходящие сквозь детей люди, которые не хотят их замечать. Жизнь Шурки в детском доме для детей врагов народа, где он практически забывает, кто он такой. И страшное озарение: Ворону нужны дети, из них он сделает себе прислужников! И все они со временем станут послушными детьми Ворона, марширующими строем и скандирующими лозунги...
Конец книги вселяет надежду: Таню, Шурку и Бобку находит и забирает к себе тётя Вера. Но что будет с ними дальше?
Действие второй книги - "
Лето, начало войны, когда никто еще не понимает всей серьезности положения, дети уверены, что очень скоро Гитлера разобьют. Дядя Яша, муж тёти Веры, уходит на фронт. А сама тётя Вера вынуждена остаться с детьми в Ленинграде, причем в чужой квартире. Она идет работать санитаркой в госпиталь и однажды не возвращается с работы. Дети снова оказываются одни. Страшные картины блокады. Холод и голод. Соседи, когда-то дружелюбные, а теперь готовые на всё ради еды. Как вспышки, идут эпизоды. Бесконечные очереди за хлебом. Облизывающий бумажку из-под пирожка маленький Бобка. Хлебающая из собачьей миски бульон из столярного клея соседка. Мужчина, выманивающий у ребят собаку, чтобы съесть ее. Женщина-людоедка, заманивающая к себе Шурку... И тут же - игрушечный мишка, умеющий проходить в другой мир сквозь картины и проводить за собой детей. Странный человек в обтрепанной серой шляпе. Кто он, называющий себя Королем игрушек? Смерть? Судьба? Время? Не все ли люди - его игрушки? И за что так ненавидит своих жителей Ленинград?
В этой книге есть интересный ход. Все главы, в которых герои уходят в другой мир, не пронумерованы. Может быть, потому что время в них стоит?
Эта книга самая длинная. Самая страшная. Но конец ее тоже дает надежду. Плюшевый мишка, этот ворчун, утверждающий, что ненавидит детей, жертвует собой, сгорая в печке, чтобы поддержать жизнь Бобки. Накануне нового года вдруг приезжает дядя Яша, получивший увольнение, и буквально спасающий от смерти Шурку и Бобку. Выздоравливающая от тифа Таня встречается с тётей Верой в поезде, везущий их в эвакуацию. Вернутся ли они в свой город? Встретятся ли снова?
Третья книга - "
1943 год. Шурка и Бобка эвакуированы в маленький городок на Урале. И они ничего не знают о Тане и тете Вере, которые в это время находятся в Узбекистане. Много вокруг всякого. И доброго, и злого. Издевающиеся над мальчишками одноклассники - и молоденькая Луша, которая взяла их к себе, несмотря на то, что ей и так трудно прокормить себя и грудного маленького Валю. А ее муж, Валя большой, на фронте. Шурка, который скрывает похоронку и пишет от лица Вали Луше письмо... А может быть, Валя все-таки жив? Ведь не может же человек просто так пропасть без вести! А тут еще появляется тот самый странный человек в серой шляпе. Ему зачем-то очень нужен оплавленный глаз - единственное, что осталось от сгоревшего в ленинградской печке мишки... Разных людей встречает и Таня: выгнавшая ее с квартиры хозяйка, потому что кто-то пообещал ей за комнату большие деньги - и узбекская семья, собирающая по всему городу грязных голодных детей, чтобы стать для них семьёй, ведь только дети делают семью богатой. Фантастическое превращение Тани в кошку, в шкуре которой она бежит в сторону дома и видит следы зверств фашистов на оккупированных территориях. И снова - надежда в конце. Дядя Яша, лишившийся на фронте ноги, забирает от Луши Бобку и Шурку и возвращается с ними в Ленинград. С ними - подобранная дядей Яшей немая девочка Сара. Туда же привозят и Таню вместе с другими кошками, отловленными по всему Советскому Союзу для борьбы с наводнившими Ленинград крысами.
И вот она, долгожданная 4 часть, "
Год 1944. Война еще идет, но Ленинград уже освобожден. От голода уже никто не умрет. Но когда эта, главная, проблема решена, оказывается, что других проблем ох как немало. Изломанные судьбы, изломанная психика, изломанная система ценностей. Изломанный город. Всё не то и не так. Красотка Людочка, с навитыми кудряшками, накрашенными глазками, шелковой блузочкой с одним пустым рукавом, потому что она чудом уцелела в сгоревшем самолете. Соседка, у которой погиб муж, а она уже красит губы! Умерший прямо во время урока старый учитель. Дети, чьё взросление пришлось на военное время, чьим воспитанием, по сути, никто и не занимался, выросли в трудноуправляемых волчат. В безотцовщину. Разрушенные судьбы. Разрушенный город. Много раз автор обращается к описанию города и пригородов. Шурка с дядей Яшей едут на разбор завалов в Петергофе.
"Обгорелые серые зубья были Петергофом..."
Они находят и закопанные в нижнем парке статуи, так похожие на людей...Статуи воскресить можно. А людей?
Шурка не верит, что Тани больше нет, несмотря на выданное свидетельство о смерти. Он снова встречается с серым человеком, обещающим ему помочь найти сестру. Верит в лучшее и Бобка. Он шьет нового мишку, вставляет ему тот самый оплавленный глаз и...уходит с ним в картину, чтобы найти Таню там, в другом мире. Бобка еще не понимает, что мишка ему не поможет, ведь он еще совсем маленький, только что рожденный, и ответственность теперь полностью лежит на самом Бобке. Поняв, что с братом произошло что-то плохое, отправляется на поиски и Шурка. А с ним - немая Сара и их проводник, замызганная самодельная Сарина кукла.
А где же Таня? Таня уже снова стала человеком. Человеком голодным, раздетым и бездомным. И она принимает решение уйти на фронт, ведь там хотя бы накормят и оденут. По случайно найденным чужим документам Таня попадает в санитарный поезд. Её берут, хотя она совсем не тянет на 18 лет. Потому что она пришла под именем Мира Вайсблюм. А капитан, отвечающий за распределение, видел, что делали с евреями на оккупированной территории. "Понимаешь, Мира...Я сам раньше думал: враг, агрессор, то, сё. Но враг, так подразумевается - это какой-никакой человек. С руками, ногами, головой, ушами. Врага можно победить, переубедить, заключить мир. Так вот. Мира. Это не правда. Это - не люди. Это ад. Победить его нельзя. Только уничтожить. Помни об этом, если тебе вдруг ошибочно покажется, что перед тобой - люди". Кровь, грязь, отрезанные ноги, тяжелый физический труд - ничто не пугает Таню, она уже за той гранью, которая отделяет нормальных девушек, визжащих при виде мышей, от ненормальных, спокойно закапывающих отрезанные ноги. Кто виноват, что она стала такой? Война... Девчонки-медсестрички, даже в самой неподходящей ситуации не забывающие, что они девушки, и наводящие красоту. Девчонки, все до единой погибшие под пулями немецких автоматчиков. Все, корме Тани. Тани, увлекшейся сбором черники. Которую рассыпал Шурка совсем в другом мире. Специально рассыпал, потому что чувствовал, что только так - правильно. Тани, вскинувшей теперь к плечу винтовку и точно посылающей пули в фигуры уходящих немцев, убивших ее подруг. Пять пуль - пять мертвых фашистов. Пустой щелчок. И - летящий навстречу Тане рой железных пчёл из фашистских автоматов...
Единственная книга серии с таким финалом. Плохим. Безнадежным.
И от этого - еще бОльшее желание прочитать заключительную книгу. Что будет с героями? Сведёт ли автор наконец все линии? Вернутся ли родители? А может быть, и Валя-большой действительно останется жив? Раскроется ли, кто такой в действительности этот Король игрушек, очень уж лично мне напоминающий Воланда? Пока автору каждый раз удается оставить читателя в напряжении. Очень надеюсь на мощный заключительный аккорд...