Наше вечернее чтение вслух (май, июнь)
дневник читателяНа этот раз книги, которые я выбрала для чтения вслух, оказались очень неоднозначными (кроме стихов):
Вт со стихов и начну. Продолжали перед "основным" чтением читать стихи, и таким образом целиком прослушали две книжки.
Овсей Дриз "Как сделать утро волшебным":
Старенькая букинистика, книга из моего детства. Я любила её перечитывать, и даже простые черно-белые иллюстрации мне очень нравились. Правда последний раздел, про Хеломских мудрецов, помню, мне в детстве не очень нравился. А вот сейчас понравился именно этот раздел, он, я бы сказала не просто юмористический, а сатирический. Видимо, в детстве я эту подоплеку не замечала. А мальчишкам больше всего понравилось стихотворение "Шерстяной барашек", и у меня в детстве оно любимое было - про то, как бедная старушка благодаря шерстяному барашку стала жить в достатке, но, из-за своей жадности, в итоге все потеряла.
М. Бородицкая "Щенок Мартын и другие":
Стихи очень хорошие, некоторые озорные, с юмором. Но вот иллюстрации Е. Селивановой мне не нравятся. Точнее, сами иллюстрации нравятся, но не нравится, что на ее рисунках у всех людей (да и у животных) глаза куда-то закатываются, отчего выражение лиц какое-то неестественное получается. Мальчишкам эта книга тоже поравилась, даже, пожалуй, больше, чем Дриз.
Ну, а теперь "основное" чтение.
А.С. Неверов "Ташкент - город хлебный":
Точно помню, что в детстве (ну, как в детстве - в школьные годы) я эту книгу читала и даже перечитывала. Но подробностей не помнила. Но то, что главный герой книги - двенадцатилетний мальчик Миша, навело меня на мысль, что пора бы и сыновьям её почитать. Перед чтением решила заглянуть на Лабиринт, посмотреть, переиздавали ли эту книгу. Да, переиздавали. Почитала отзывы и один из них оказался просто разгромным. Я удивилась - ну как же, я же читала, не так там все и плохо. Но когда начала читать, поняла, что тот отзыв не далек от истины...Точнее, не так. Я поняла, что это не детская книга. По крайней мере, не для 10-12 лет, позже её нужно читать. Но мы дочитали до конца, раз уж начали, правда не без моих корректировок.
Действие повести происходит в 1921-22 годах, когда на Поволжье свирепствовал страшный голод. Мальчик Миша (12 лет), позвав с собой приятеля Сережку (11 лет) решает отправиться в Ташкент, за мукой, за хлебом. Денег у них с собой нет, взяли в дорогу лишь чуть-чуть еды и старую юбку, в надежде променять её на рынке на что-нибудь или продать. А раз денег нет, то и на поезде они не могут поехать как обычные пассажиры, а ехать им приходится на крышах вагонов. Не одни они так едут. Сотни голодных людей таким образом пытаются выехать из голодного края. Солдаты гонят "зайцев", но, согнав их с одной стороны поезда, видят, как одичавший, голодный народ лезет на крыши с другой стороны.
В книге много "натуральности". Автор называет вещи своими именами. Тут и грязь, и вши, и понос, и тиф, и смерть. Отдельные абзацы мне приходилось пропускать. Поэтому мне было странно прочитать, что эту повесть Неверова один зарубежный писатель назвал "солнечной книгой". Нет, оба сына сказали, что книга очень тяжелая, мрачная. Хотя оканчивается все хорошо. Нет, нельзя сказать, что хорошо. Но по крайней мере, не так трагично, как могло бы.
Рисунки В. Гальдяева очень хороши:
Следующая книга Б. Харчук "Осип с гроша сдачи":
Действие происходит на Западной Украине. Описывается жизнь мальчика Осипа из бедной семьи, который вынужден вместо того, чтобы ходить в школу, служить батраком у жестокого, злого пана Бородая. Правда, некоторое время Осипу удалось проучиться в школе, но и там ему было не сладко, там он и получил своё прозвище "С гроша сдачи": семилетний Осип не знал, что грош - монета не разменная, и, купив у пана директора карандаш за полгроша, робко просил сдачу, на которую хотел купить конфеток младшему братишке Иванке. К счастью, встречались в тяжелой жизни Осипа и хорошие люди. Например, учительница Ева Станиславована, принимавшая участие в подпольном революционном движении.
Меня очень поразил эпизод, в котором два богача брата Бородая - Роман и Гордей, спорили кому ухаживать за их старенькой мамой. Прямо при ней они спорили и отказывались принимать мать у себя. В итоге, один из них высадил старушку из телеги и уехал. А второй ночью посадил её на телегу привез в сад брату и оставил на улице, в морозную, зимнюю ночь. Страшный эпизод...
Мальчишки слушали книгу с интересом. В третьей части даже есть приключенческая нотка. Но всё-таки, как же тяжело читать о такой тяжелой жизни людей...
Рисунки А. Тарана:
После такого сложного чтения решили почитать что-нибудь легкое. Выбор пал на "Орден Желтого Дятла" М. Лобату:
Я встречала эту сказочную повесть тут у некоторых в дневничках чтения, но сама я её в детстве почему-то ни разу не читала, поэтому тоже знакомилась впервые. Если 10-ти летний Филипп ещё слушал более менее, то Давид, в свои почти 13 постоянно закатывал глаза в недоумении: "Мама, что ты нам читаешь???" Я сама тоже несколько недоумевала по поводу странностей фантазии автора. Но вот удивительное дело - чем дальше мы читали, тем больше привыкали к главным героям книги, и даже, наверное, тем больше начинали их любить. Веселые игры и неуемная фантазия обитателей Домика Желтого Дятла удивляла, поражала, иногда заставляла хохотать. Не обошлось без казуса: в главе "Перо попугая", когда главные герои нюхают волшебный порошок, после чего "все словно погрузилось в какой-то странный сон", мои современные сыновья тут же назвали этот порошок наркотиком. Я убеждала их, что это сказочный порошок, нужно быть проще. Но после прочтения фразы "Эмилия вдруг слабо пискнула: "Дай мне понюхать ещё того порошку, Перышко!" - они все равно разразились гомерическим хохотом. Эх...
В книге, которую мы читали, иллюстратор А. Юз. Ну, что могу сказать... Он точно не войдет в число моих любимых иллюстраторов:
Вряд ли будем книгу перечитывать, но познакомиться с обитателями Домика Желтого Дятла обязательно стоило!
Мама Вика
Книги с иллюстрациями Гальдяева всегда по возможности стараюсь купить, и Ташкент после переиздания хотела. Но вот Марина, если не ошибаюсь, очень вовремя о ней написала - и про голод, и про объедки, и про грязь... Очень тяжело читать такие книги, которые наваливаются на сознание всей своей махиной, буквально давят тоской и ужасом действительности. Не купила и вряд ли куплю, просто потому что это тяжёлая книга.
Спасибо за Ваши впечатления!
06.07.2020
Ответить
Голубка
А я вот удивляюсь, почему в детстве я довольно спокойно читала эту повесть, меня не угнетало то, что на этот раз оказалось тяжелым. И дети сказали, что книга мрачная. Такое вот разное восприятие.
06.07.2020
Ответить
Елена
Очень жаль, что Дриза не переиздают, очень мне нравится! Хорошая у вас букинистика!
05.07.2020
Ответить
Ольга
Люба, как мне нравится, что ты до сих пор читаешь мальчишкам, надеюсь у нас это тоже будет долго, мне хоть иногда и не хочется вечером с тать от усталости, но пересиливая себя, понимаю,что это нужно нам обоим.
И какая все таки интересная идея со стихами перед основным чтением, надо тоже попробовать, потому что стихи Коля не жалует, а некоторые книги мне хотелось бы ему прочесть, попробую, расскажу потом выйдет ли что из этого))
Какая тяжёлая книга Ташкент... спасибо, что рассказала, знаешь, я набрала военных книг в библиотеке и начала читать, думала посвящу июль этим книгам, а сейчас понимаю, что не могу, нужен перерыв, не могу читать их подряд...
Про Осипа не знаю...не понравился сюжет... может потому что опять тяжесть там...такие интересные книги ты подбираешь, никогда таких не видела, а мальчишки на любую соглашаются?
Орден жёлтого дятла тоже мне не знаком, надо спросить в библиотеке.
Спасибо, что пишешь, очень интересно. И конечно полюбовались твоей букой, чудесные книги!
05.07.2020
Ответить
Голубка
Да, Оля, и "Ташкент", и "Осип" - книги довольно тяжелые. Хотя "Осип" как-то мне легче показался, но и там много несправедливости, горьких моментов. Я для вечернего чтения всегда сама выбираю книги. Потому что есть такие книги, которые я обязательно хочу, чтобы дети прочитали, а сами они их точно не выберут. Да они, если честно, и для самостоятельного чтения сами не особо выбирают, обычно так: "Мама, я закончил эту книгу, что мне читать дальше?". И я предлагаю что-то из новинок. Меня это, конечно, огорчает, хочется, чтобы сами полазали на полках, выбрали что-то под настроение, но хотя бы так.
Со стихами это тут кто-то из девочек такую стратегию предложил, а по-другому у меня стихи и вовсе читаться не будут.
05.07.2020
Ответить
Ольга
Хорошо хоть подходят и говорят, а мой и не говорит, напоминаю, что надо почитать(( и мне хочется чтобы сам и запоем, но у них сейчас столько всего кроме чтения...
Обязательно попробую со стихами.
05.07.2020
Ответить
elena
Какие серьезные у вас все книги. Здорово, что вы им читаете. Орден желтого дятла у нас есть, но с другими иллюстрациями, своим я еще не читала.
04.07.2020
Ответить
Голубка
Да, уже большие выросли, чтение более серьезное стало. Спрашиваю- до скольки лет я вам читать-то буду? Пока сказали, что до 14-ти))) Ладно, пока читаем, я и сама удовольствие от процесса получаю.
04.07.2020
Ответить
ЮЛиса
Я до 11-ти старшему читала и наверное ещё бы читала дальше, но родился Ильдар))). Первый месяц после рождения ещё бегала к Вовке почитать, после того как усыплю младшего, но сил становилось всё меньше из-за хлопот с грудничком и потихоньку свернули совместное чтение. Очень чувствовалось, как Вовке не хватает этого, переживали оба, потом он видимо смирился, повзрослел, уже не просил, сам читал много. Но мы всегда обсуждали с ним прочитанное, читали одни и те же книги параллельно, чтобы я знала о чем речь. Обожаю то золотое время, когда есть возможность совместного чтения со своим ребенком).
05.07.2020
Ответить
oxana
да, такие тяжелые книги самой читать сложно, а уж ребенку... по крайней мере не для чувствительных детей.
04.07.2020
Ответить
Голубка
Да, Оксана, полностью согласна! Если бы я помнила подробности "Ташкента", то точно не стала бы брать её на чтение для детей, даже подросткового возраста.
04.07.2020
Ответить
ЮЛиса
Спасибо, Люба, с интересом прочитала. Сколько у тебя интересной буки! Ташкент-город хлебный хочу. Только недавно полюбила творчество Гальдяева, раньше мне его рисунки не нравились. Осип с гроша сдачи тоже заинтересовал, надо в библиотеке посмотреть. Сцена про мать и двух сыновей конечно покорёжила.
Такую Бородицкую я как раз из-за рисунков и не купила, вот что-то смущали они меня и всё.
Орден у нас есть, правда с другими рисунками, но ещё не читали.
04.07.2020
Ответить
Голубка
Юля, спасибо! Да, в этот раз одну букинистику читали. А вот самостоятельное чтение было практически из одних новинок, надо написать дневник.
Бородицкую с такими иллюстрациями я бы тоже не купила, эту книгу нам в качестве приза в областной библиотеке подарили, как активистам акции семейного чтения "С мамой и папой читать в удовольствие"))
"Домик Желтого Дятла" мне кажется тебе должно понравиться, ты ведь любишь юморные, "хулиганистые" книжки)) Да и Ильдару вполне по возрасту.
04.07.2020
Ответить
ЮЛиса
Какие вы молодцы, Люба, активничаете семьей, участвуете в мероприятиях с детьми. Орден пока отложила, мне кажется рановато почему то, там вроде много литературных героев, вдруг Ильдар ещё не всех знает, надо сначала начитать побольше книг))).
04.07.2020
Ответить
Голубка
Да, иногда на нас находит этакое желание "поактивничать"))) Сейчас вот собираемся поучаствовать в конкурсе домашних музеев, у нас папа старину собирает, материалов уже не на домашний, а на настоящий музей хватает))
Да, в "Ордене" есть главы про литературных героев, мне эти главы больше понравились,там в основном сказочные- Белоснежка, Красная шапочка, Золушка, Мальчик с пальчик, Кот в сапогах, Аладдин. А ещё был Синяя борода, мои с ним не знакомы, но почему-то не спрашивали кто это, даже не знаю, давать им эту сказку почитать или не стоит.
04.07.2020
Ответить
ЮЛиса
Ух-ты, как интересно про музей. Я обожаю всякую старину, одно время даже хотела собирать советские игрушки)), обожаю их, но вопрос "где хранить" охладил мой пыл))).
Мой Синюю бороду тоже ещё не знает, она явно на постарше, чем Ильдар.
05.07.2020
Ответить
Голубка
О, да, Юль, вопрос с хранением стоит остро. У меня проблема где книги хранить, а у мужа - где старину))) Я тоже советские игрушки очень люблю - многие из них просто прелесть!
В конкурсе нужно будет видеоролик сделать, если хочешь (и если у нас все получится), я могу потом ссылку скинуть.
05.07.2020
Ответить
Ольга
Как интересно, Люба, а что он собирает, все или за определенный период или определенные вещи, вот бы фото посмотреть
05.07.2020
Ответить
Голубка
У него несколько направлений: во-первых, палеонтология, откапывает разные окаменелости и отпечатки. Во-вторых, ремесла, которые были на Урале: прядение, сундучный промысел, кузнечный, бурачный (туески плели), слесарный и т.д. На данный момент 16 промыслов представлено в коллекции (инструменты, изделия). Мы, Оля, для конкурса видео сделаем, я тебе обязательно покажу.
05.07.2020
Ответить
Ольга
Ничего себе, как интересно, очень люблю старые вещи. Жаль от прабабушки ничего не сохранилось, дом сгорел после ее смерти...
С удовольствием посмотрю видео.
Слушай, действительно где же все хранить, вам нужен дом
05.07.2020
Ответить
Голубка
Ну, пока действительно в доме и храним. Но этот дом готовится на продажу, а потом в подвале хранить придется.
05.07.2020
Ответить