Чуть-чуть про Чуковского
Поэты/писателиПо многочисленным советам товарищей))) купила-таки и прочитала книгу Лидии Чуковской об отце. Ну и традиционно не остановилась на достигнутом)
А это весь Чуковский, что в доме нашелся. Вроде, мало. А с другой стороны, вроде, ничего больше и не надо...

Про книгу "Памяти детства" уже не раз писали в ДК. Теперь и я с полным правом прочитавшего её человека могу добавить в общий котёл свои восторги).

Она действительно замечательная, тёплая, оранжево-солнечная, с ароматом сосен и моря и ощущением счастливого детства. Её нельзя читать залпом, быстро. Ею надо наслаждаться...
С какой любовью и уважением к отцу написаны эти воспоминания! И ведь он не был идеальным отцом, о некоторых его "подвигах" Лидия Корнеевна очень даже честно пишет. Но насколько любил он своих детей, и не просто любил, а уважал их, сколько сил отдавал их воспитанию и образованию! И какими счастливыми они себя чувствовали рядом с ним!
А что за люди были вокруг! Поневоле начинаешь завидовать Лиде, Коле и Бобе. Это же просто мечта, провести своё детство в окружении величайших творческих людей своего времени, запросто ходить в гости к Репину, болтать с Маяковским, слушать Блока и Ахматову, присутствовать на юбилее Горького...
Лидия Корнеевна вспоминает не только детские годы и молодого папу. Часть книги посвящена последним годам его жизни в Переделкино. Но даже в этой части нет-нет, да и возникнет снова дача на берегу Финского залива и ощущение любви и счастья. Светлая память о детстве...



После этой книги мне совершенно необходимо было прочитать что-то ещё о Корнее Чуковском. Ну или хотя бы что-то им написанное. И вот, что называется, прямо в одном флаконе, и им написанное, и о нём. Автобиографическая повесть "Серебряный герб".

Я думаю, многие читали эту книгу, в которой очень точно глазами мальчика-подростка показаны нравы провинциального города конца 19 века. Особенности обучения в гимназии, откуда героя выгнали под надуманным предлогом только за происхождение; быт бедных и богатых, нарушение прав одних и вседозволенность других. Но главное, мне кажется, в этой повести - мысль о том, что даже будучи практически бесправным и униженным, можно оставаться хорошим и великодушным человеком, с высоким чувством собственного достоинства. Именно такой с искренней любовью и восхищением описывает автор свою мать. Даже не имея средств, можно найти возможность учиться и добиться многого в жизни вопреки любым обстоятельствам, если, конечно, не лениться, четко поставить перед собой цель и идти к ней, несмотря на трудности. А это уже о главном герое, в котором без труда узнается сам Николай Корнейчуков, ставший впоследствии нашим любимым Корнеем Чуковским.


А потом наконец-то я прочитала знаменитую книгу-исследование "От двух до пяти"

Я читала раньше части этого исследования. В основном, то, что касается речи детей. Но книга гораздо шире, её смело можно рекомендовать как пособие по психологии дошкольника в целом. И, надо сказать, во многом автор переплюнул ряд нынешних горе-психологов, в большом количестве выкладывающих свои измышления и печатающих свои статьи по детской психологии. Потому что они по большей части, простите, кабинетные крысы, отдаленно представляющие себе ребенка-дошкольника. Недавно сама была в шоке, прочитав "мнение" одного из них о том, что ангина(!) у детей возникает не из-за того, что они простудили горло или попили холодной воды, а из-за невысказанных эмоций, которые взрослые заставляют их скрывать и держать в себе. И что ошибочно говорить ребенку, что он посадит глаза, если будет читать при тусклом освещении. Цитирую: "Куда он их посадит, на диванчик, что ли?"
Исследование Чуковского основано на огромном количестве материала, собранного им самим, его знакомыми и незнакомыми, присылающими письма с описанием поведения и высказываний своих детей. Этот материал им тщательно изучен, рассортирован, выстроен в систему, и только после этого сделаны выводы. На это ушли годы! И все эти годы книга расширялась и дополнялась. Чуковский пишет об уважении к ребенку, однако уважать - не значит потакать, ребенок - не сформировавшаяся личность, его нужно воспитывать, развивать, направлять. "Сентиментальная легенда о ребенке, как о некоем ангелочке, бесхитростном праведнике, чрезвычайно далека от действительности". Нужно уважать и быть внимательным и к детской речи, потому что это совершенно особое явление, ведь именно с 2 до 5, всего за 3 года, ребенок проходит в своем речевом развитии путь, занявший у его далеких предков миллионы лет. Но не надо искусственно задерживать ребенка на этом этапе, умиляясь и восторгаясь без меры словесными играми и забавными высказываниями, ведь это всего лишь этап, хоть и очень важный, а развитие должно идти дальше (кстати, в случае с упомянутой выше статьи "психолога", его развитие задержалось-таки на уровне "от двух до пяти", когда дети не понимают переносного значения слова и трактуют всё в прямом, например, если пришло письмо, то, видимо, у него есть ножки...) И конечно, Чуковский всеми силами отстаивает право ребенка на сказку. Ведь сам он не раз прошел сквозь град критики за свои сказочные фантазии, которые дались ему не так просто (а в книге есть рассказ о создании некоторых его сказок), которые теперь стали классикой и без которых, мне кажется, ни один русскоязычный ребенок не представляет себе своего детства.



А теперь у меня появилась мечта съездить в дом-музей Чуковского в Переделкино. Кто со мной? 😉
Книга Чуковских лежала в корзине без надежды на появление, но как раз перед скидками пришло уведомление о появлении ее на складе. А тут и скидочки очень вовремя случились. Вот только до дому непонятно когда книга доедет. В свете всех последних событий не с кем передать (
А как только читаю рассуждения на тему "устарело" и "что курил автор?" Хочется хватать шашку и бросаться грудью на амбразуру, защищая святое ))