"Трилобиты не виноваты"
отзывыНеобычная, где-то познавательная, но,в основном, весёлая книга Светланы Лавровой о приключениях четырёх подростков-трилобитов около 450 миллионов лет назад.
У меня будет предисловие. Личное) Когда мне было 5 лет, пошли мы с папой в книжный магазин. Я только-только посмотрела фильм "Приключения Буратино" и очень хотела такую книжку. Наивный ребёнок. В начале 80-х невозможно было вот так запросто прийти и купить ТАКУЮ книжку. Чтобы я не особо расстраивалась, папа купил мне набор открыток. С изображением...трилобитов и других древнейших обитателей Земли. Читала я плоховато, картинки были страшноваты, папин выбор на замену Буратино непонятен совсем... Но я честно их рассматривала и всюду таскала за собой. Видимо, тогда уже поняла, что кто-кто, а трилобиты точно не виноваты в отсутствии нужных книг в магазинах...
И вдруг я вижу книгу Светланы Лавровой с до боли знакомым существом на обложке!
Ну разве могла я пройти мимо?)
Ну а теперь к основной части. О чём, собственно, книга.
За сотни миллиардов лет до наших дней, когда практически вся поверхность Земли была покрыта водой, жили в древнем океане древние создания, про которых, кроме внешнего вида, ничегошеньки мы не знаем. Все предложения учёных навсегда останутся только предположениями. Так почему же не предположить, что эти существа были разумными? Что у них была своя цивилизация, свои государства, даже свои научные разработки? Именно это и сделала Светлана Лаврова. Она заранее предупреждает, что всё описанное не могло происходить на самом деле, однако нечаянно всё же может оказаться правдой)))
Итак,
На дне глубокой-глубокой расщелины Альфа заседает древнейший Высший Совет из Двенадцати Безымянных Магистров.
Повестка дня более чем тревожная. Надвигается Конец Света. Температура воды в океане медленно, но верно понижается. Грядёт всемирное похолодание. Мудрой и процветающей расе трилобитов грозит гибель.
В этих условиях Магистры решают основать школу для молодых одаренных и способных творчески мыслить трилобитов, которые должны впоследствии раздобыть информацию о Конце Света и, если предотвратить его невозможно, способствовать тому,чтобы после него раса трилобитов осталась главенствующей на Земле.
Школа основана, подростки разных видов набраны, идёт обучение и тренировки. Но незадолго до выпуска прибывшая комиссия раскритиковала все результаты обучения. И талантливых подростков просто-напросто выгнали из школы. Как неперспективных...
Директор школы не согласен с этим решением. Он узнает, что это - часть продуманного плана. Подростки обидятся и самостоятельно отправятся на задание, к которому их готовили, и отвлекут на себя внимание врагов. А следом, под их прикрытием, уже пойдут другие группы разведчиков. Те, первые, конечно, погибнут...Но ведь это в интересах государства! Директор тайно экипирует ребят, и вот Изя, Шумар, Парабар и Пип уходят в далёкую разведку, из которой могут не вернуться...
Их ожидают опасные приключения, встречи с коварными врагами, сражения, плен, тайны и загадки, знакомства с разными расами и видами, населяющими океан, и даже экспедиция на Сушу (которая считалась мифом, но, как оказалось, всё-таки существует). Друзья собирают информацию о надвигающемся Конце Света, о том, какие существа как к нему готовятся. Они с юмором и оптимизмом проходят через смертельный опасности, благодаря своему уму, способностям и изобретательности. Они не бросают друг друга в беде и всегда приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. И им оказывают помощь очень многие. В результате герои приходят к выводу, что совсем не за господство в мире нужно бороться. Ведь нужны и важны все расы, все существа. Главное сейчас - объединиться и спасти всех! "Ведь трилобиты не виноваты, что природа время от времени устраивает катастрофы, оледенения, великие вымирания и прочие заморочки. Вот назло ей не вымрем ни за что! - говорит командир разведгруппы Пип. - Вылезет на сушу и организуем там счастливую жизнь для всех народов - без войн, катастроф, несправедливостей. По-моему, вполне реальная задача. Не для нас, так для наших потомков. А мы начнём".
Гуманистическая направленность понятна)
Но ценность книги те только в этой направленности и не только в приключениях героев. Она написана с потрясающим юмором и насквозь пропитана информацией о жизни и существах, населявших Землю в период, предшествующий великому ордовикскому вымиранию. Причём и эта, вроде бы, скучная научная информация, подана просто, доступно и всё с тем же юмором. Вот, например, описание арандаспид: "Поскольку до возникновения настоящих рыб оставались ещё миллионы лет, эти существа считались рыбами ордовикского периода. А что - чем не рыба? Форма удлиненная, рыбья, есть хвостовой плавник, есть хорда - нечто вроде будущего позвоночника, есть боковая линия, как у рыб. Вот до чешуи они ещё не додумались, и на коже были прикреплены костные пластиночки и бляшки. Короче говоря, это был новодел эволюции, ещё не до конца проработанный. Плавали эти недоразумения плохо: без плавников-стабилизаторов да без плавательного пузыря конструкция заваливалась. Висели над дном и что-то там фильтровали из воды и ила своим маленьким ротиком на нижней поверхности тела". А вот трилобиты рассуждают, как можно приспособиться к жизни на суше: "Если жить на Суше, то надо как-то разделить те ноги, которыми мы ходим, и те, которыми мы дышим. Дыхательные ноги задрать наверх, что ли. А то грязь в жабры набивается и дышать мешает".
А в конце книги есть небольшая, но ёмкая энциклопедия ордовикского периода.
И есть ещё комментарии к главам. Тоже с рисунками. Вообще, иллюстрации в книге присутствуют только как небольшие зарисовки в начале глав, так себе, ни о чём зарисовки. А вот в комментариях - очень даже хороши. Минималистично, схематично, но чётко и понятно.
Мне кажется, эти комментарии ценны даже сами по себе. Чувствуется, что автор глубоко в теме, что информация им изучена, переварена и проанализирована, а в итоге подана понятно и доступно. Для заинтересовавшихся, между прочим, есть список дополнительной научной литературы. Но даже глубоко изучив материал (а может быть, именно потому, что глубоко изучила его), Светлана Лаврова несколько раз обращает внимание читателя на то, что точно об этом периоде никто ничего не знает.
А книжка получилась хорошая. Рекомендуемый возраст читателей - младший и средний школьный.