Ю.Линде "Литеродура", С.Кулешова "Литейный мост"
подросткамПродолжаю потихоньку почитывать книги из серии "Лауреаты премии Михалкова". Эти две повести с немного похожими обложками не впечатлили. Ощущение, что авторы так много решили туда всего понапихать, что перестарались. Здорово так перестарались, от души...
В этих двух книгах совершенно разных авторов есть даже что-то общее (ну кроме обложек)). Их героини - девчонки-подростки ("литеродуре" Женьке 14, героине "Литейного моста" Лизе, прозванной одноклассниками Федей из-за любви к Достоевскому, - 13), обе из интеллигентных семей (только Женька - представительница интеллигенции московской, а Федя - питерской), обе учатся в элитных гимназиях для одаренных детей, обе планируют связать жизнь с литературой (Женька пишет стихи, Федя - прозу). Но на этом сходство заканчивается. Поэтому дальше - о каждой книге отдельно.
Книга "Литеродура" построена как монолог главной героини. Женя - интроверт, у нее нет друзей, зато есть куча комплексов. Она живет с мамой-библиотекарем (которая как раз полная противоположность дочки, с любым найдет общий язык, а в молодости вообще была рокершей и старалась не пропускать ни одной тусовки) и бабушкой-детским врачом. Именно благодаря бабушкиным связям Женя оказалась в элитной гимназии, до уровня которой она не дотягивает ни по способностям, ни по материальному положению (дети обеспеченных родителей с их закидонами описаны здесь от души). Отец Жени, тоже Женя, сотрудник милиции, погиб в горячей точке до её рождения. Вот такая экспозиция.
Женя описывает свою жизнь, вспоминает случаи из жизни своей семьи (в том числе, например, осаду дома правительства в 1993, где погиб друг её отца), ну и текущие моменты. Например, как бабушка устроила её на практику в качестве журналистки и как ей было сложно взять интервью у юной звезды молодежного сериала; как всем классом они ездили в Питер, но так как денег на бизнес-класс у семьи не было, мама предложила ехать автостопом. Кстати, с Питером придерусь. Вот она описывает планы:
На третий день - Эрмитаж, на четвертый - Зимний дворец. Я всегда думала, что Эрмитаж находится в Зимнем дворце.
Но ладно, это детали. Главное - Женя пишет стихи. Они постоянно крутятся у нее в голове: сочетания слов, звуков, рифмы... Вот это в книге цепляет, вот это прописано здорово. Но мысли 14-летней девочки так переданы, так завёрнуты, настолько серьёзные рассуждения там, что вот прямо НЕ ВЕРЮ!!! Мне кажется, и автор понимает, что слишком взрослые идеи вкладывает в уста подростка, поэтому щедро сдабривает их молодежным сленгом.
Потом Женя попадает в литературную студию, где собираются взрослые поэты, где ей дают ценные советы, сводящиеся, в общем-то, к описанию жизни во всей её неприглядности и беспросвете. А вот Женино мнение (кстати, зацените речь ребёнка):
И Женя пишет поэму о том, что её действительно волнует - о своём погибшем отце. И пусть эту поэму раскритиковали в пух и прах, но назло всем она отправит на конкурс именно её...
Вот как-то так. Ну и иллюстрации приблизительно такие:
В "Литейном мосту" наворотов больше. Даже мистика присутствует. Но это не спасает. Скорее, топит...
Итак, Лизу все зовут Федей. Как Достоевского.
Потом к ним в класс приходит новенькая, Лия. Она странно одета, типа гота (потом оказывается, что это - траур по родителям, странноватый такой траур). Она живет с бабушкой-фармакологом, у них дома есть книги с колдовскими рецептами, переписанными от руки Лииной прабабушкой. И тоже тема этого колдовства непонятно для чего.
Потом оказывается, что Лиины родители когда-то в 1986, сразу после аварии в Чернобыле, погуляли в Киеве под дождем. Лия родилась больной (хотя прошла уже куча времени), родители 2 года назад умерли. А у Лии лейкоз.
Ребята участвуют в театральном фестивале. Пьесу про Оскара Уайльда написала Федя. Все мечтают получить главный приз - поездку в Париж. Они выступают отлично, но приз отдают коллективу глухих детей. С одной стороны, правильно, с другой - несправедливо. Тогда Федя предлагает загадать желание про Париж и написать на стене знаменитой Ротонды на Гороховой - культовом месте рокеров, а одновременно мистическом месте силы. Мистика срабатывает. Они тоже едут в Париж, но без Лии (которая и показала им Ротонду), т.к. у нее обостряется болезнь. В Париже кто-то находит ответы на многие вопросы и уезжает счастливыми, а кто-то считает эту поездку самой ужасной в жизни.
Вернувшись, они постоянно навещают Лию, поддерживают, но болезнь оказывается сильнее. Лия умирает, но умирает счастливой. Бабушка отдает Феде колдовские тетради (это последняя просьба Лии), а потом...Лия приходит к Феде во сне и просит вернуть тетради ей. Федя с Кириллом бросают тетради в полынью под Литейным мостом.
Ну как вам? По мне, так жуткий перебор. Что в одной истории, что в другой. Но не исключаю, что кого-то может заинтересовать. Проблемы поднимаются важные, хотя их концентрация на одну небольшую повесть зашкаливает...
Книги читала в электронном виде, поэтому иллюстрации со скринов. В реальных книгах они в других цветах.