Книжные разговоры. Тема исследования про книги

Как интересно, это отдельный предмет в школе или как дополнительный? У нас такого нет, к сожалению ((
29.09.2020
Это отдельный предмет. Да, здорово, что есть. Тем более, что раньше они никакие презентации и проекты не делали, а сейчас целое исследование будет.
29.09.2020
Очень интересно, у нас простая школа и видимо не сильно заморачиваются, а жаль ((
29.09.2020
У нас тоже самая простая))) это в гимназиях у нас исследования с 1 класса делают. А у нас вот в 3 классе такой урок появился)).
29.09.2020
Посмотрим, что нам предложат в третьем классе)
29.09.2020
О, сколько нам открытий чудных современная школа преподнесёт)))
29.09.2020
К сожалению не могу подсказать по выбранной теме "Фантастика". Но хотела рассказать как было три года у сына. Все три раза мы обсуждали и выбирали вместе тему, причём я держала в голове несколько направлений, которые Лёве были всегда интересны, а значит у нас было много чего прочитаны и сделано по теме. В первом классе он захотел написать о птицах, я подняла наши записи о наблюдениях за птицами, о том, как мы кормушку делали, о том, какие истории вокруг кормушки разворачивались. И напомнила, что кормушка зимой - это спасённые человеческие жизни (птицы, например, наши синицы едят вредителей насекомых, которые губят деревья, а деревья - это воздух, даже цифры специальные нашли, благо у нас есть виртуальный друг биолог), это и стало основной мыслью проекта. Рисовал картинки, писали вместе. Следующий год - хочу про насекомых. Ок, давай про муравьёв, записи за несколько лет - когда весной мы впервые открывшиеся муравейники увидели, когда осенью видели в последний раз, перед тем как они закрылись. Интересные статьи на тему - способны ли муравьи к обучению. Плюс за зиму попали в Аптекарский огород и Палеонтологический музей, а там тема насекомых тоже хорошо представлена. Вообще заметила, стоит только выбрать тему, как сразу начинают всякие интересности попадаться. И вот всё, о чём выше написала, это и за год можно организовать. А потом, если вы захотите тему подкорректировать, потому что вдруг что-то интересное нашли, но не совсем по теме, учитель пойдёт навстречу (у нас так). В прошлом году просто взяли про наш музей динозавров, мы его с Лёвой устраивали, когда ему было пять. Каждый раз это его тема, его собственные наблюдения, статьи прочитанные, интересы. Сейчас он сказал, что хочет про клостридии ботулизма. Я пока перевариваю). Не переживаю, что участвую в этой школьной работе, рассматриваю это, пока он ещё в начальной, как нашу совместную интересную деятельность. Но все гипотезы-цели-миссии и т.п. без зазрения совести формулирую сама. Мне вот это вот не надо, чтобы он на этом моменте в ступор впал и всё. Хотя сейчас уже, думаю, есть понимание, что это такое. В вашем случае может быть, если сын общительный, устроить какой-нибудь опрос родственников и знакомых, чтобы какое-то исследование провести. Кто что любит и какие перспективы развития этого жанра возможны). Или как фантастические произведения в прошлом повлияли на НТП в настоящем. Прошу прощения, если об этом уже писали ниже, не прочитала комментарии.
28.09.2020
Записи за несколько лет... вы супер-мама!
28.09.2020
Спасибо! Но это мы вместе вели, дневники исследования), с рисунками, короткими записями. Крайне нерегулярные. По настроению. Это было здорово.. до школы в основном. Много времени не занимало никогда.
28.09.2020
Как у Вас все здорово!!! Спасибо)))
28.09.2020
Посмотрите в поисковике научно исследовательские проекты для школьников. Про фантастику, я что-то тоже не очень могу придумать. Разве "Предметы, появившиеся сначала в фантастических книгах, а после и в повседневной жизни". Но это сильно в курсе таких вещей надо быть, я не в курсе... Темы, которые мне запомнились, когда сын выступал на конференции: 1. Мыльные пузыри (это наш проект (гипотеза: из квадратной рамки выдувается пузырь-куб и на морозе становится стеклянным, обе не подтвердились) 2. Лимон (гипотеза: исчезнет пятно и побледнеет чай от лимона, проверка и вывод) 3. Бумажные пакеты для покупок в магазине (гипотеза: защита окружающей среды, но и опять же - вырубка леса для производства бумаги) 4. Вторая жизнь пластиковой бутылки (там просто красоту всякую показывали, ничего научного, но учителя -женщины в восторге были) 5. Коллекционирование или раритет (можно рассказать о любой коллекции или старой вещице, передающейся по наследству в семье)
28.09.2020
Спасибо огромное!!! Про мыльные пузыри на морозе так интересно)))
28.09.2020
Главное, дождаться мороза в наших реалиях)
28.09.2020
А при каком морозе замерзают? У нас в прошлом году зима была теплая, но -20 точно зимой будет!))) -30 бывает уже не так часто)))
28.09.2020
Там главное - на снег выдувать, можно и при -10. А еще "фишечка" - присыпать снежком, тогда начнет кристаллизоваться, но станет как пакетик полиэтиленовый. а еще вот такое можно получить, если соорудить спец-рамку
28.09.2020
Ого) спасибо, интересно, надо будет попробовать зимой на снег повыдувать!))
28.09.2020
У нас не получилось( пробовали в -10 и -20.
29.09.2020
Жалко((( но у Вас морозы сильнее, чем у нас. Вы можете и в -40 пробовать)).
30.09.2020
Как здорово! Надо запомнить и тоже попробовать))) Но в наших местах главное зимы дождаться...
28.09.2020
Мы на год старше и прошли это уже.))) Ну как прошли - сейчас в третьем классе требования выше по этому предмету. У нас он называется ""Проектные задачи" А ты не разговаривала с учителем? Наша, зная, что у родителей будет куча вопросов, на собрании рассказывала, что делать. Правда я все равно не поняла.))) Почитала темы, которые здесь предлагают - очень классные, но мне кажется, во 2м классе надо проще быть. Вот именно это я и уточнила бы у учителя: достаточно просто конкретизировать тему или действительно нужна такая, в которой надо проводить сложные исследования. Я думаю, второклашке нужны "маленькие" исследования. Мне понравились предложения про сравнение фильма и книги (думаю, достаточно одного произведения). А тема может звучать так: 1. С чего начать знакомство с произведением: с фильма (мультика) или книги. 2. Почему надо прочитать книгу, если есть фильм. Рассказать немного как пишется сценарий; что произведение урезается, а может и немного изменяться; и главное, что в выбранной книге я получил такое. чего нет в фильме. Тут и актуальность шикарная - зачем читать книги. И кадры можно наделать с фильма и с книги - наглядный материал. Подумала и аж самой захотелось эту тему взять. )))) Мы в этом году с сыном решили посчитать эффективность от кур - в пятницу узнаю, подошла ли тема.
28.09.2020
Спасибо, интересная тема!!! Я сейчас все темы запишу и у учительницы мнения спрошу))). Но Влад тоже в 3 классе. Но у нас простая школа. Так что во 2 классе ничего такого не было. Но те кто в гимназии учится, знаю, что с 1 класса таким занимаются))). У Вас же тоже школа не простая))).
28.09.2020
У нас лицей. Тебе гораздо проще будет, если по любой из рассматриваемых тем, будешь понимать, что дальше делать (те самые пункты про актуальность, этапы выполнения, слайды - наглядный материал). Понятно, что тема про исследование зависимости чтения детей - крутая и актуальная тема. Но ее раскрыть надо только через серьезное исследование - анкетирование. Т.е. и тема учителю понравится, и если что-то "уменьшите" в своей работе (например, мало анкет или они придуманные), то будет 4. Я бы такую припасла на следующий год.
28.09.2020
Ань, не поняла, что за тема Зависимость чтения у детей?))))
28.09.2020
Предлагали ниже про связь чтения перед сном родителями и потом самостоятельным чтением. Тут можно разные факторы привлекать. Например, можно исследовать зависит ли прочтение книги от просмотра фильма: кого-то сподвиг фильм про Гарри Поттера на прочтение книги.
28.09.2020
Ясно, не поняла к какой теме это относится)))
28.09.2020
Ну это уже просто про чтение, не про фантастику.
28.09.2020
хорошая тема. Дочка как раз высказалась, что в книге про Поттера все понятнее , чем фильме. Но персонажей видит уже такими, какие они в фильме. А уж про Алису - кино и книга - вообще есть где разгуляться.
28.09.2020
С ума сойти, ну и задания! "Актуальность, предмет, объект, гипотеза, исследование, практическая значимость". Дети понимают, что это? Бедные дети, бедные родители)
28.09.2020
К первому уроку надо было придумать тему. Я сначала к этому проще отнеслась, думала как сообщение. Расскажет про фантастику. Но тему забраковали))). На втором уроке они пишут актуальность. Должны ответить на вопрос почему они выбрали эту тему.
28.09.2020
Интересное кино... Забраковали, значит, надо объяснить детям, чтоб они поняли КАК выбирать тему. Делать урок по выбору и формулировке, объяснять, что надо учитывать. И вообще повторю - тема, не компетенция ученика, он может лишь обозначить желанную тему, а учитель должен сформулировать в этом направлении что-то конкретное.
28.09.2020
Вот учительница и объяснила, чтобы что-то конкретное было, более узкое. Чтобы исследование можно было провести, всем родителям пример скинула))).
28.09.2020
Да почему родителям-то? Если все родители с высшим образованием, то могут ей привести примеры выбора темы диплома под началом руководителя. Попросите скинуть методичку ))
28.09.2020
еще и забраковывают... ну, родителям есть чем заняться))
28.09.2020
Ну я и занялась))) на все ДК тема оказалась 🤦
28.09.2020
Алина, очень интересная тема и обсуждения! А мы ещё и заранее морально готовимся 😂🙈
28.09.2020
Тема- проблема: Как определить, что произведение относится к жанру фантастика. Тут можно дать определения жанра, представить примеры, отличия и спорные произведения.
28.09.2020
Спасибо большое!!! Тоже интересная тема)))
28.09.2020
Еще социологический вариант: соотношение читавших книгу/смотревших фильм. И про Гарри, и про Алису фильмы есть (и мульт). Как часто фильм заинтересовывает настолько, что появляется желание прочитать книгу (и наоборот). Сюда же Риордан, Чернильное сердце. Можно не только про фантастику, а на основе наиболее читаемых в этом возрасте книг.
28.09.2020
Спасибо!!!
28.09.2020
Ещё вариант - он может провести маленькое исследование, к примеру, попытаться выяснить связь между чтением родителями перед сном детям и любовью к самостоятельному чтению у детей. Да, тема банальна, но он сможет выдвинуть теорию, составить опросник, опросить одноклассников и сделать выводы. Речь идёт прежде всего о научном подходе, я правильно понимаю?
28.09.2020
Или "передается ли любовь к фантастике от родителей к детям":)))
28.09.2020
Ну да, что-то в таком духе. Тема, которая позволит провести классическое исследование с гипотезой, собиранием материала (а опросник - это удобный и понятный способ) ну и проч.
28.09.2020
Да!))))
28.09.2020
Здорово! Передаются ли книжные предпочтения?!!))) Интересно!))
28.09.2020
Спасибо, интересный вариант!!! Столько классных идей! Я думаю, что теперь с темой определимся)))
28.09.2020
Можно сузить до темы герой-путешественник или что-то в таком духе. Пусть сравнит героя современной фантастики с мифическим. Есть множество разных теорий, все они более или менее сходятся к мономифу (Кэмпбелл) Это достаточно просто будет, пройтись по ступеням и сравнить с примером из современной фантастики...
28.09.2020
Все можно, мысль отличная, при условии, что дети умеют выполнять исследовательскую работу. Предмет Я-исследователь должен дать ребенку инструмент для исследования. Кто-то же сначала должен научить ребенка "проходиться"? Причем, каждого ребенка в классе.
28.09.2020
Спасибо большое! Тема интересная, но мне сложной показалась) Влад ещё мифы не читал. А вот сравнить с героями сказок наверно проще будет!))) Спасибо, надо подумать.
28.09.2020
Сказки по той же схеме работают, конечно... у героев есть инициация, они преодолевают преграды, есть роли советников, часто и волшебный предмет, герои уходят в потусторонний мир и возвращаются и т.д. Непонятно, конечно, как ребёнок должен сам научиться проводить подобный анализ, если школа требует только проект, но не объясняет...
28.09.2020
Еще проще (на отвали:))): Есть сборник фэнтези Мифическое путешествие. Там уже собраны готовые переделки мифов. В аннотации обещаны Медуза Горгона и Аргонавты. Медузу пересказал Чуковский, Аргонавтов Смирнова. Мифы вполне по возрасту. Остается только надеяться, что переделки приличные) + Риордан.
28.09.2020
Не видела такую книгу, спасибо, интересно!!!)))
28.09.2020
у Чуковского очень смешно - не богини, а волшебницы. А Смирнова - хорошо.
28.09.2020
Зато об этом можно написать)
28.09.2020
Алина! У меня ИДЕЯ! Вы договариваетесь с родителями в чате и даете идею учителю. Суть такова - дети разбирают по сказке, хоть жеребьевкой, кому Гуси-лебеди, кому Семеро козлят. И - берется одна тема, учитель сам ее выбирает, как и положено в научной академической традиции. Типа "актуальность сказки "Колобок"в современных реалиях и воспитательных традициях" или еще какую-то, не суть. Суть в том, что на уроках она будет учить детей находить предмет, объект, строить гипотезы, подтверждать, опровергать. На уроке разбирают одну сказку взятую за образец, фактически создают лекала "научной" работы, исследования, а дома каждый ищет в своей сказке все, что надо и оформляет. К концу у детей готовые работы, а у нее готовая методичка по предмету и материал исследования, на котором можно построить что захочет, хоть диссер написать ))) Детские защиты тоже можно отличным мероприятием забабахать. Про нее точно напишут местные газеты! )))) От нее же требуется научить детей работать, а не предоставить научные диссертации. Вот и пусть учатся на уроке и на доступном их возрасту материале. А главное - научатся.
28.09.2020
Насколько я знаю, проектная деятельность не только что возникла). И учитель (нормальный) и так в ней участвует вместе с ребенком.
28.09.2020
Проекты брали по желанию. Те, чьи родители собирались этим заниматься, так как понятно, что ребенок 8-9 лет не в состоянии этого сделать.Теперь это обязан делать весь класс. Весь класс надо учить это делать. Это теперь предмет, а не факультатив.
28.09.2020
В началке это было, у нас, для всех, видимо да, учителей обязывают. В классе защищали все, а вот дальше отправляли тех, чьи проекты заслужили внимания, на взгляд учителя. Учитель объяснял детям, как это должно выглядеть. Конечно это ложится на плечи родителей в большей или меньшей степени, тут уж на усмотрение родителей. Сейчас очень много заданий, которые дети совсем сами сделать не в состоянии. А родители впадая в ступор от "страшных слов", пытаются 8-9 летним детям забабахать проект со своей колокольни.
28.09.2020
Вот точно! Мы в универе так курсовую по статистике писали.
28.09.2020
Мы для курсового проекта брали в библиотеке "Нормативный метод расчета..." и по нему подставляя свои данные и условия считали, проектировали, чертили" Именно такой Нормативный метод им должна дать школа, предмет.
28.09.2020
Идея замечательная. Вот только даже самый хороший учитель очень не очень хорошо относится к попыткам его учить. ))) Я пробовала на меньшем примере - показывала новые словарные словари. А у нас очень хорошая опытная учитель. ((( Теперь себя сдерживаю.
28.09.2020
Тогда надо саботировать выполнение, спрашивая и уточняя каждую мелочь, а то вдруг, мол, неправильно научим. и пусть учит каждого родителя, если ей неохота учить детей на уроке. Пусть мается с двойным количеством обучаемых ))
28.09.2020
И тут я учусь себя сдерживать. ))) Проекты, я так понимаю, будут делать, всю школу. Да и в жизни пригодится: выбор стиральной машины ведь тоже проект. Саботировать учителя себе дороже будет. У меня вот и парень не глупый, и я стараюсь в контакте с учителем быть. Но в прошлом году (2й класс) получил 4ку за проект про книги. Причина: недопоняли требования ни я, ни он. Возможно учителя еще сами только нарабатывают опыт в этом предмете - предположение.
28.09.2020
Блин!!!! Я не понимаю... Аня, ну предмет же и вводится, чтоб НАУЧИТЬСЯ, научить детей выбирать, анализировать, составлять опросы, видеть задачи, находить пути решения поставленных задач. Ну почему в школе все сразу сводится к экзаменации??? Причем, экзамен сразу сдает вся семья... По-моему на этом уроке и надо пробовать придумывать вопросы для анкет, анализировать выявляют ли эти вопросы то, что вам нужно, анализируя ответы вот здесь же, сейчас, на уроке учимся видеть, что не учли, дополнять, корректировать. Проводить прямо на уроке пробные защиты. Учиться представлять свой проект, оппонировать, отвечать оппонентам. Это же классно, это же живые уроки! Если они сейчас до нового года этим позанимаются хоть на стихах Барто или мультиках, они потом успеют сделать что-то более "приличное" за 3 четверть. П.С. Можно составить анкету всем классом для другого класса, потом весь урок разбирать, можно проводить опросы между рядами... А у нас все так, что зубы ломит от тоски!
28.09.2020
Да, да, да. Вот так бы я очень хотела, чтобы учились мои дети. Саму бесит, что надо садиться с ним и делать проект вместе. Ломаю голову, как помогать ему так, чтобы сам понимал и учился, а не чтобы по моим подсказкам. Хорошо, что хоть по остальным предметам все сам-сам. . Я точно не знаю: но то ли учителей "ругают" за инициативу с интересными живыми уроками, то ли нагрузка такая, что сами боятся заняться креативом. Но у меня ощущение, что они просто обязаны учить по некоему "протоколу", где шаг влево - расстрел. А может еще быть причина такая: всегда найдутся недовольные родители, люди с тараканами - лишь бы предраться. К протоколу не придерешься, а вот к "интересным" урокам легко, объясняй потом в минобр свою инициативу. П.С. Предложила учителю по шахматам сделать уроки живыми. Аккуратно предложила - с извинениями, что лезу. С примерами идей таких уроков. Потом полгода смотрела в ее грустные глаза, слушала вычитку материала. Объясняла, что если огонь в глазах ребенка не горит - не нужны ему труды. А она мне - шахматы это спорт, спорт это труд. Бросили шахматы. Убила она в нем желание, как мне кажется. Хотя это не школа, это кружок - ее не так контролируют. Вот это лень.
28.09.2020
Блин... как же это обидно... эта установка работает в "хороших школах", потому что у них нет цели научить, им нужен рейтинг для школы. И они сразу всех впрягают в гонку за баллами ((((
28.09.2020
И еще, ты меня прости, Аня, но учителя в вашей гимназии вообще не понимают суть этого предмета в начальной школе. Правильный подход - это в школе у Кати, где детей только хвалили. Это же содрали с иностранной модели обучения, ну так там совсем по-другому. Там каждый готовит ВЫСТУПЛЕНИЕ на любую тему, именно чтоб снять стресс от публичных выступлений, не бояться их. Я про это еще 12 лет назад читала в дневнике мамы из Новой Зеландии, завидовала как там все это поставлено. Как праздник, где каждый ребенок говорит свою речь. Только подумала "вот бы у нас!" как оно началось и у нас, но началось так, что все взвыли. У нас же все так - сразу надо всем нос утереть на академическом уровне! Отрапортовать и отчитаться...
28.09.2020
Мне не за что прощать. Я сама это понимаю. Это наша действительность, к сожалению. Всегда были и "интересные" учителя, и "лишь бы отчитать программу". Но сейчас вижу ужасную тенденцию к появлению "запуганных" учителей. "У нас же все так - сразу надо всем нос утереть на академическим уровне! Отрапортовать и отчитаться..." - думаю это больше про тех, кто эти программы спускает учителям.
28.09.2020
Неет, в том-то и дело, что учителя отчитываются родительскими проектами, чтоб там наверху уже можно было говорить об успешном внедрении инициативы (((
28.09.2020
Спорить не буду, не знаю как там на самом деле.
28.09.2020
Да я тоже не для спора...
28.09.2020
ой, я тут как то спрашивала про словари. Посоветуйте!
28.09.2020
Посмотрите автор Анна Красницкая. Я купила словарь за всю началку, сейчас смотрю по классам сделали. Мне понравился способ запоминания слов, это на многих работает. Но должна сказать - не пользовались, сын легко так все запоминает.
28.09.2020
а, такая книжка есть у нас. А толкового нет словаря для детей ?
28.09.2020
нет, не пользовались пока
28.09.2020
у нас есть на фр. Это такая классная вещь! и учит орфографии тоже ненавязчиво, когда ребенок листает. А вот на русском не видела ничего подобного.
28.09.2020
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книжные разговоры 21.09.2020. Книжные разговоры 05.10.2020