Бен Хеллман "Сказка и быль. История русской детской литературы"
познавательные книги, энциклопедииБен Хеллман - доктор лингвистики и профессор Хельсинкского университета - написал капитальный труд, посвященный истории русской детской литературы. В сети я видела много комментариев о том, что это лучшая работа в своей области. Не знаю, лучшая ли, но что работа прекрасна - точно.
Книга Хеллмана - это 526 страниц мелким шрифтом о том, что интересует каждого здесь присутствующего. Начинается обзор с 1574 года и заканчивается 2010.
Книга разделена на периоды, для каждого из которых автор выделяет характерные черты. Разделы включают общую характеристику времени и литературы, обзор основных произведений, информацию по зарубежным изданиям и переводам, информацию о детских журналах.
Для меня самой интересной эпохой было время СССР. Я оставлю здесь небольшой конспект по литературе советского времени. Но всем порекомендую не останавливаться на конспекте, а прочитать книгу целиком.
ДЕТСКАЯ КНИГА В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
Обратите внимание:
- Все написанное ниже - лишь маленькая выжимка из большой и серьезной книги. Я опишу основные тенденции, характерные для детской прозы времен СССР. А ведь есть еще стихи, журналы, переводы, критика, статистика - темы, которые я не затрону, но которые прекрасно освещены Хеллманом.
- Цитаты из книги я беру в кавычки. Внекавычное - мой текст. Если он покажется саркастическим/ироническим/злым/любым другим, это мое видение вопроса. Бен Хеллман в книге очень тактичен и объективен.
- В качестве примеров я привожу небольшое количество произведений. В книге их куда больше. Как и книг-исключений.
Период 1918-1932
После октябрьской революции суть детской литературы определял главный революционер: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» (стр. 272). На практике наказ Владимира Ильича вылился в появление цензуры, закрылось ряд издательств и журналов, многие писатели царского времени уехали заграницу.
Образовалось некое пустое место, которое сразу заполнить не удалось. Вплотную к вопросу создания правильной детско-юношеской литературы приступили после XIII съезда партии в 1924 году, где была принята соответствующая резолюция.
«С самого начала существования советской детской литературы от нее громко требовали социальной включенности. Писателям предписывалось рассказывать молодежи о недавней истории и о том, как революция привела к разрыву с прошлым. Жизнь дореволюционной России рисовалась в мрачных тонах […] В прозе частой темой стало изображение революций 1905 и 1917 годов. Детей показывали активными помощниками революционеров» (стр. 312). Смысл сводился к тому, чтобы показать несчастных детей царской России и счастливых, целеустремленных, готовых к борьбе детей нового времени. Примеры: «Красные дьяволята» Павла Бляхина, «Макар-следопыт» Льва Остроумова, «Первая девушка» Николая Богданова.
Второй популярной темой были беспризорники. Пример: «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева, «Педагогическая поэма» Антона Макаренко.
Альтернативной неполитической темой стала природа. Яркие представители - Виталий Бианки и Михаил Пришвин.
Пострадавшими жанрами оказались сказки и фантастика. Исключения из правила были (Александр Грин с «Алыми паруса» или Юрий Олеша с «Тремя Толстяками»), но основная масса книг писалась в стиле реализма.
Период 1932-1940
В это время под присмотром партии формируются профессиональные союзы творческих работников, от которых требуется придерживаться социалистического реализма и поддерживать политическую линию партии. Гайки затянули потуже. Конкретно детская литература, за которой признавалась большая воспитательная роль, теперь была «обязана обеспечивать детей понятиями и образами, которые помогли бы им стать сознательными коммунистами. Насущные вопросы дня должны обсуждаться в конкретной и реалистической манере так, чтобы пробудить в читателе волю к борьбе» (стр. 330). Все это, по-моему, хорошо считывается в произведениях Аркадия Гайдара.
Громкая тема детской прозы того времени - хорошие мы и плохие они. Появился ряд произведений, где дети были устремленными борцами за скорейшее достижение социалистических целей. Пример: книги о Павлике Морозове.
Вторым литературным трендом стали произведения о коммунистических вождях. Было издано много книг о Сталине, предназначенных для детского чтения. Существовал библиографический список 1939 года «Детям о Сталине», включавший как прозу, так и стихи. Но пока культ Сталина только набирал обороты, а вот популярность Ленина в литературе уже достигла пика. Интересно, что про Ленина писали все-таки как про человека реального, хотя образ был приукрашен и романтизирован. А вот образ Сталина в литературе со временем стал почти божественным, недосягаемым.
Альтернативными темами в худлите оставались природа и появившиеся исторические романы (например, книги Сергея Григорьева, Леонида Савельева). Думаю, писатели, работающие в этих жанрах, были самыми счастливыми в плане профессиональной реализации.
Период 1941-1953
В этот период на повестке дня были два вопроса: готовность к войне и отношение к труду. Новый ген.секретарь комсомольской организации на совещании с писателями говорил о том, что «самое главное - воспитывать правильное отношение к труду и способность ощущать романтику простой и обыденной работы» (стр. 394). Примеры: «Звездочка» Ивана Василенко, «Стожары» Алексея Мусатова.
Военная тема показывалась в литературе через участие в войне детей. Примеры: «Сын полка» Валентина Катаева, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Улица младшего брата» Льва Кассиля.
Хеллман очень интересно пишет о характерной особенности литературы того времени - теории бесконфликтности. «Социалистический Советский Союз - бесклассовое общество, следовательно, в нем нет и не может быть глубоких конфликтов. В отношении детской литературы это означало, что «серьезные жизненные конфликты подменяются мелкими недоразумениями, важные морально-этические проблемы решаются с невиданной легкостью». Влиятельные учителя утверждали, что описание отрицательных черт характера и плохого поведения литературных персонажей может негативно сказаться на читателях» (стр. 404). Для меня лично эта безупречность положительных персонажей - одна из узнаваемых черт советской детской литературы. Хорошие - хороши, плохие - плохи. Но плохих можно перевоспитать, в основном с помощью коллектива хороших.
Сила коллектива - яркая черта школьной повести послевоенного времени, сохранившаяся и в последующие периоды. Типичных сюжет: один или парочка плохишей мешают классу в достижении благородной цели. За перевоспитание берется коллектив и, конечно, преуспевает. Интересно, что плохишом мог быть не только лентяй или хулиган, а индивидуалист, не желающий быть частью коллектива. Примеры: «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова, «С тобой товарищи» Марии Прилежаевой.
Естественно, набирал обороты культ Сталина. Славили отца народов громко и дружно и особенно в стихах.
Зато стала стали потихоньку появляться юмористические книги, фантастика и приключения. Примеры: работы Николая Носова, Юрия Сотникова, Анатолия Рыбакова и Виталия Губарева.
Период 1954-1968
Оттепель. Литературе она дала возможность уйти от соцреализма, стать сложнее, неоднозначнее и попробовать что-то новое. Даже несмотря на то, что главная цель печатного слова все так же состояла в «воспитании любви к Родине, к своему народу, взращивании братских чувств к народам других стран, подготовке детей к мирному созидательному труду, взлелеивании лучших черт социалистического гуманизма, воплощенных в идеях Коммунистической партии» (стр. 444).
Новая политическая тема в детлите - атеизм. Примеры: «Старшая сестра» Любови Воронковой, «Чудотворная» Владимира Тендрякова.
Новая естественная особенность - более правдивое отражение реальности и возможность показать трудное положение в семье, в школе, на работе. Книги становятся более конфликтными и психологичными. Примеры: «Честь» Григория Медынского, «Беглец» Николая Дубова, «Саша и Шура» Анатолия Алексина.
Во время оттепели появилось больше книг в жанре приключений, научной фантастики и авторской сказки. Продолжает активно писать Николай Носов, Юрий Дружков написал «Приключения карандаша и Самоделкина», Роберт Штильмарк - «Наследника из Калькутты».
Период 1969-1985
Тут наблюдался какой-то разброд и шатания. С одной стороны, «по-прежнему много усилий тратилось на объяснение детям принципов коммунизма и преимуществ советского строя» (стр. 505). С другой стороны, становилось понятно, что поезд почти ушел. Поэтому из типографий выходили и «Жизнь Ленина» Марии Прилежаевой, и «Крокодил Гена и его друзья» Эдуарда Успенского.
В целом же реализм социалистический последовательно вытеснялся «новым реализмом», представителями которого были Альберт Лиханов, Владимир Амлинский, Владимир Железников, Владислав Крапивин, который на Съезде писателей РСФСР в 1970 году сказал следующее: «Мне кажется, что они хотят видеть сейчас не идеального мальчика, к которому призывают некоторые критики, и не этакую сильную личность двенадцати лет отроду (а были и такие намерения в критике). Они хотят видеть в героях современных книжек своих товарищей, таких же школьников, которые могут увлекаться играми, порой несбыточными мечтами, иногда получать двойки, и, может быть, плакать от обиды. Но в серьезных вопросах оставаться твердыми и принципиальными. Они не должны проходить мимо подлости, они не должны забывать о чести, они должны быть именно нашими, советскими ребятами, гражданами нашей страны» (стр. 503).
Эх
Жаль не могу пересказать все, что описал Хеллман. Про гонения и реабилитацию Чуковского, про роль Горького в становлении правильной советской литературы, про коммунистическую приверженность Агнии Барто и про конъюнктурность восьмидесятого уровня Сергея Михалкова (что не мешало ему быть прекрасным поэтом, конечно). В общем, читайте, не пожалеете.
После распада Союза
Очень маленькая часть книги. Во времена перестройки и в 90-е стало не до литературы, и громких, ярких писателей было совсем мало. Заканчивается книга 2010 годом, самые интересные детско-литературные процессы начались уже позже. Очень хочется, чтобы автор написал отдельный труд и по новой русской литературе. Таких книг, на мой взгляд, не хватает (если знаете хорошие, пишите).
P.S. Книга Хеллмана выпущена в 2016 году. И, кажется мне, переиздания ей не светят. Так что торопитесь, если тема вас заинтересовала. ИМХО, книга будет отличным подарком учителям начальных классов и литературы.
