Ноябрьская проза
Поэты/писателиНедавно смотрела на Культуре старый выпуск Агоры, посвящённый современному кинематографу. И вспомнила один эпизод, который на первый взгляд не имел к теме передачи никакого отношения. Это комментарий редактора.
Но так они пересеклись для меня, что захотелось поделиться.
"Нам нужно мясо" - так звучали слова издательства.
"Они страшно переигрывают" - это мнение закупщиков о нашем современном кино.
Эти два момента озвучивают мне то, что происходит сейчас в литературе, в художественном творчестве. В основном.
И в этом художественном мире мне очень не хватает ноября. Когда просто, тихо, тепло, когда нет закрученного сюжета, когда нет страстного поиска себя. Когда нет лихорадки. Я совершенно ничего не имею против ярких работ, они бывают уникальны и превосходны - сюжеты и личности. Главное, не переигрывать. А вот то, простое, ноябрьское, оно теряется в ленте или просто не издаётся, наверное.
И профессионально выверенное. Помните, как у Бабеля
"- Да, - ответил он и покраснел от смущения. - Это «Любка Казак». Рассказ. В нём не больше пятнадцати страниц. Но здесь все варианты этого рассказа, включая и последний. А в общем, в рукописи сто страниц.
- Все варианты?! - пробормотал я.
- Слушайте! - сказал Бабель, уже сердясь. - Литература не липа! Вот именно! Несколько вариантов одного и того же рассказа. Какой ужас! Может быть, вы думаете, что это - излишество? А вот я еще не уверен, что последний вариант можно печатать. Кажется, его можно еще сжать. Такой отбор, дорогой мой, и вызывает самостоятельную силу языка и стиля. Языка и стиля! - повторил он."
(К. Паустовский "Повесть о жизни")
Но это, наверняка, маятник, просто он сейчас очень сильно отклонился в одну сторону. Но наступит время, когда место его окажется на середине. Мне так кажется.
Конечно, я по-прежнему не люблю обобщать, и исключения бывают! Но я что-то не могу припомнить вот так, навскидку, среди изданного. В субботу утром, перед прогулкой в ноябрь.