Откуда есть пошла русская земля
История детям.Две книги по древнейшей русской истории для начальных классов (если верить аннотации). Хвалю и ругаю.

Сначала буду хвалить. Хвалить буду книгу Дмитрия Емца "Древняя Русь. История в рассказах для школьников".

Это действительно рассказы. Ну в смысле, художественные произведения. Автор взял период от древнейших славян до крещения Руси и выстроил повествование об этом периоде в виде отдельных небольших рассказов, героями одних из которых являются исторические личности, других - простые люди, становящиеся свидетелями или участниками событий русской истории. По стилю написания, построению предложений эти рассказы очень напоминают рассказы Сергея Алексеева, непревзойдённого, на мой взгляд, мастера-популяризатора русской истории для детей. Если честно, не знай я, что книгу написал Емец, подумала бы, что это Алексеев, настолько точно удалось автору влиться в его манеру письма.
Каждую главу предваряет цитата из "Повести временных лет" - по большому счету, единственного письменного источника, из которого черпают информацию о начальной русской истории. Эти цитаты набраны старинной кириллицей в переводе Д.С.Лихачева.


Эти цитаты - как очередной пункт плана, показывающий, о чём дальше пойдет речь. А потом на него нанизывается сам рассказ, разворачивается история. И вот уже мы видим глазами маленькой Весеи из племени полян ладьи, плывущие по Днепру; переживаем за кузнеца Молчана Гирю, погибшего в плену у хазаров, но не сломленного; плывём вместе с бывшим пастухом, а теперь - Олеговым воином Прокшиней в Царьград...
Хорошие, простые, доступные для детского восприятия рассказы + иллюстрации прекрасного Виктора Бритвина = отличная книга!



Теперь немножко поругаюсь. Ругать буду книгу "Первые князья русские".

Сразу напрягло, что у книги нет автора, а есть...составитель! Может быть, я чего-то не понимаю, но вроде бы, составитель - это тот, кто берет какие-то произведения и делает из них сборник, хрестоматию. А не тот, кто берет куски разных текстов: из "Повести временных лет", из былин, из учебника истории, не знаю ещё, откуда, потому что начало и конец конкретного текста не указывается, даёт повествование единым полотном, и в него, насколько я понимаю, вставляет собственные куски от "автора-составителя". Но плавности и единства тексту это не придаёт, он очень неровный, прыгающий какой-то, всё урывками: там дата - и событие, потом вдруг фрагмент художественного описания, опять дата, внезапно фрагмент былины...
Охват событий - тот же, что и у Емца, от древних славянских племен - до крещения Руси. Но если Емец старается (и у него это получается!) изложить эти события последовательно и доступно, то здесь ощущение,что детей намеренно путают, выхватывая куски то в одном источнике, то в другом и вываливая это всё в виде винегрета. Вагон сложной и по большому счёту не такой важной информации, местами трудночитаемый, сложный для младшеклашек текст (ну вот что это, например: "Духовенство беспрерывно совершало молебствования в церквах, полных молящимися"). Местами встречаются вообще перлы: "Страшны были для изнеженных византийцев суровые воины севера - рослые, голубоглазые, со светло-русыми волосами". Да уж, страшнее не придумаешь. И это я просто наугад раскрыла, и про страшных голубоглазых (даже на себя в зеркале теперь смотреть боишься)), и про молебствования молящихся - на одном развороте. Временами в это повествование втягиваешься, идёт оно плавно...и опять ба-бах! на ходу спотыкаешься. Вот в главе про Олега, например. В таком-то году было это, в таком-то - это, и стал Олег мирно жить в Киеве...Пришла осень. Какая осень? Почему она вдруг пришла по прошествии стольких лет? До этого не было осени? Читаем дальше. Ах вот в чём дело! Это же очередной фрагмент "Повести временных лет", он так начинается, словами "пришла осень". Вот как-то логично это в текст нельзя было встроить? И о черепе коня рассказать так, чтобы было интересно?
Ещё хочу сказать про иллюстрации. Они здесь - да, действительно красивые.



Но в некоторых местах мне их катастрофически не хватало. Например, там, где описывается жилище славян, их одежда. И - голый текст, без визуального подкрепления.
Вот сейчас народ почитает мои претензии и решит, что книга из рук вон плохая. На самом деле, это не совсем так, есть в ней много положительных моментов. Многие события довольно хорошо и интересно рассказаны. Для закрепления материала вполне себе нормально. Наряду с другой литературой по теме. Но для первого знакомства с ранней русской историей, а тем более, в качестве единственного источника такого знакомства, я бы эту книгу не выбрала и не посоветовала никогда.
А в конце про концы))) Книга Емца заканчивается тем,как детей по приказу Владимира ведут учиться. Последние фразы книги: "Велел князь взять их в обучение книжное. Будут их чтению да письму обучать!" И последняя фраза "Первых князей русских": "Умер Владимир в 1015 году".
Вот, вроде бы, и всё, что я хотела сказать об этих двух книгах, очень близких по содержанию, но совершенно разных по способу подачи информации.
Не знаю, когда учились Вы, но в 4 классе её проходили и в 80-х, когда училась я. Города и реки России - во втором. Так что проблем с географией тоже нет. Во всяком случае, Новгород от Владимира отличают)
Исторические реконструкции - это, конечно, очень интересно, но так же, как и до исторического музея, не все могут туда добраться. А что интереснее, идти смотреть черепки и ржавые железяки в местном музее или читать интересные рассказы о прошлом своей родины - для младшего школьного возраста, по-моему, ответ очевиден.