Нина Дашевская "Зимний мастер"
отзывыВолшебная, милая, добрая, холодная и одновременно тёплая предновогодняя сказка...
Я знаю, как надо фотографировать эту книгу. Её надо со всех сторон обложить стеклянными новогодними шарами. Её надо положить на пушистую еловую лапу. Её надо вынести вечером под снегопад и фотографировать сквозь летящие снежинки... Но снега не наблюдается, до ёлки еще далеко, шары пока мирно лежат в пыльной коробке на антресоли. А настроение уже - вот оно. И шары, и ёлка, и снег - и всё это вместе, предвкушение праздника, ожидание новогоднего чуда...
Мне нельзя писать про книги Дашевской. Я необъективный читатель. Я - читатель, раз и навсегда влюбленный в ее творчество. Во всё творчество, от маленького рассказика - до большой повести. И эта сказка для меня - только еще одна грань таланта любимого автора, еще одно окошко в ее мир.
На этот раз в тот мир, где можно творить чудеса своими руками. Если, конечно, очень захотеть) В этом мире живёт Юхан - практически волшебник, умеющий из маленькой капли жидкого стекла выдувать ёлочные игрушки. "Само его имя как выдох, теплый воздух внутри стеклянного шара".
Самые разные игрушки. Но лучше всего - просто шары. "Потому что шар - пространство. Как свободная комната, я могу туда войти, там есть место для меня." В простом стеклянном шаре дети могут увидеть всё, что угодно. "А взрослым нужны точки отсчёта, подсказки, чтобы отправлять свои мысли в путь".
Вот эти самые точки отсчета, "отправные станции для чьих-то историй", рисует на шарах главный герой этой сказки - тот самый Зимний мастер, от имени которого и ведется повествование.
Он живёт в высоком узком доме с печкой, в котором между комнатами оказываются не двери, а лестницы.
Он не считает себя большим мастером, он просто рисует. И каждый шарик, каждая игрушка рано или поздно находит своего хозяина, как, например, нашли игрушечные слоны худенькую учительницу, которая чувствует себя немножко слоном, хоть и стесняется этого: "Простите, я говорю ужасные глупости, но я так устала говорить исключительно правильные вещи! Понимаете, я учительница..."
Он не считает себя талантом, просто видит иногда волшебные сны, засыпая под чудесную музыку, которую играет сосед, живущий за стеной, музыку, которая уносит, увьюживает...
Но в этом году зима никак не приходит. И только около дома Зимнего мастера и музыканта лежит снег и воет вьюга. Но неожиданно мастер понимает, что начинает замерзать. От музыки стены покрываются инеем, затвердевают краски, коченеют руки. И мастер изо всех сил рисует, рисует, рисует на своих шарах что-то тёплое, горячее: костры, свечи, чайники, кофеварки...
И сами шары становятся нестерпимо горячими, их даже в руках не удержать, словно внутри у них на самом деле горит костер. Ну или хотя бы тлеет уголёк. И под окнами появляются проталины... Но звучит музыка, ее звуки "не тянутся мелодией, они падают, как снежинки, кружатся и летят" - и снова становится нестерпимо холодно.
И тогда мастер решает идти к музыканту - своему ближайшему соседу, с которым, оказывается, никогда еще и не разговаривал. "...поднятый воротник, натянутый капюшон. Наши дороги бегут в разные стороны, не пересекаясь. Так и живём спина к спине..."

Зачем он это делает? Странный музыкант. Худой, угловатый, с волосами цвета пепла. Зачем он играет замораживающую музыку на старинном молоточковом фортепиано - хаммерклавире? Можно, я не буду раскрывать хотя бы эту тайну? И так уже почти всё выболтала)) Просто... "музыка дает человеку то, чего ему не хватает".
И как волшебно - и здорово, когда есть кто-то, кто "сохраняет зиму, держит ее в своих руках, на кончиках пальцев". И как замечательно - и не менее волшебно, когда кто-то другой будет теперь рядом и не уйдет туда, где ему было бы лучше и легче, потому что "тогда - кто будет греть моего музыканта?"
И общая стена теперь не разъединяет, а совсем даже наоборот. И снова мастер будет рисовать и рисовать, а музыкант - играть и играть. "Под тихие звуки белых и черных клавиш я рисую город, который заметает снегом. Заметает сады и дорожки, и все высокие крыши в снегу. А из труб поднимается дым - во всех домах тепло". "...и я пока не пойму - на самом деле играет фортепиано или эта музыка только в моей голове? И снег...идет ли он на самом деле или только в моих глазах".
И разве была бы Нина Дашевская Ниной Дашевской, если бы в конце, неожиданно, после всей вот этой улётности и возвышенности, не появился простой шарик для простого мальчика Мики. Простой - да не совсем. "С ума сойти, контрабас ему..." И в этом - вся она. В этой фразе, в этой простоте, в этой глубине...
Ребята, я никого не агитирую. Книжка тонкая (хотя в твердом переплете и формата А4), но дорогая. И, возможно, не каждому она придется по душе: слишком много размышлений, слишком мало событий. Но я ни на минуту не пожалела, что ее купила. Потому что буду еще читать и перечитывать, наслаждаясь языком, атмосферой, окунаясь в тепло, душевность и "зимний пейзаж, полный детей и собак")))
/