Моё осеннее чтение
дневник читателяХоть по календарю осень еще продолжается, но у нас уже вступает в права зима. Вот фото из местной группы, именно так выглядит сейчас наш городок, и сосед напротив, живущий в частном доме, каждое утро будит нас звуком лопаты:
Поэтому всё дальнейшее чтение можно будет называть зимним)). А пока расскажу что я читала в сентябре и октябре.
Начала читать четвертую часть цикла романов Л. Олкотт "Маленькие женщины". Первую и вторую части я читала больше 10 лет назад, третью читала вслух мальчикам года 3 назад. И когда приступила к четвертой части, то понял, что многих героев не помню, или помню недостаточно хорошо, отчего не так все понятно. Поэтому решила начат сначала, и перечитать все части.
Восприятие сейчас, по прошествии довольно длительного времени, изменилось. Первая часть показалась очень наивной, слишком сентиментальной. Хотя читать было все равно интересно. Вторая часть, помню, мне понравилась тогда больше, потому что я сама была в то время молодой женой, еще только учащейся вести хозяйство, выстраивать отношения с супругом. На это раз она тоже показалась проще, но понравилась даже больше, чем первая.
После прочтения решила посмотреть фильм "Маленькие женщины", который не так давно был в прокате. Я не согласна с режиссером фильма в вопросе образов главных героинь. Если Мег и Джо вполне соответствовали моим представлениям, то Бет в фильме вообще не раскрыта так, как в книге (и вообще она в фильме просто фоном как-то идет), а уж образ Эми - совсем мимо. В книге Эми - изящная блондиночка, наивно-глуповатая, несколько эгоистичная, избалованная, но всячески старающаяся в меру своих сил расти в духовном смысле, становиться лучше. А в фильме - коренастая, грубоватая, даже голос при дубляже у нее этакой "пацанки", а не феечки. Ну и мама Марч - образец женской и материнской мудрости и милосердия в книге - в фильме какая-то... слегка полоумная. Это, конечно, только моё впечатление, никого не хочу огорчить.
Третья часть "Маленькие мужчины" мне понравилась больше всего. Здесь на первый план выходят уже новые герои - дети сестер Марч и воспитанники школы-пансиона Джо. Эту часть вполне можно читать отдельно, даже если не читали первые две. Много событий, читается легко и с удовольствием.
Последняя, четвертая, часть "Ребята Джо" - дети из третьей части вырастают и рассказывается как складывается их почти взрослая жизнь. Эта часть мне понравилась меньше предыдущих. Она какая-то неровная - то интересные события и динамичный сюжет, то длинные рассуждения и переживания. Радовало, то у большинства героев жизнь сложилась очень счастливо (порой даже подозрительно сказочно-счастливо, когда хотелось воскликнуть "не верю!"). Но у одного из моих "любимчиков" все получилось совсем не так, как мечталось. Жаль, конечно, но эта линия придает книге больше реалистичности, потому что если бы именно у этого героя все получилось бы так, как он мечтал, то уж точно это можно было бы назвать просто сказкой.
Прочитала две книги Ю. Томина. Советская детская фантастика. В первой части в результате эксперимента учителя физики и его ученика на Землю попадает мальчик - пришелец из космоса. Ведет он себя как младенец, хотя довольно быстро обучается. Вместе с Борей (тем самым учеником) пришелец по имени Феликс отправляется в спортивный лагерь, где, конечно же, попадает в разные курьезные ситуации. В подобные ситуации попадает и учитель физики решая проблемы, связанные с необычным гостем. В этой части мне понравились иллюстрации - художник придумал интересный прием: первая часть картинки на одной странице, а вторая - на другой. Например вот мы видим, что учительница и ученица на что-то смотрят с большим удивлением:
переворачиваем страницу и видим что же именно их так удивило: несущийся сломя голову учитель физики:
Или вот еще: уборщица заглядывает в замочную скважину:
А на другой странице мы видим что видит она:
Вторая часть "А,Б,В,Г,Д и другие" мне понравилась больше. Она более динамичная, таинственная и загадочная. На этот раз к тому же учителю и Борису направили уже взрослую девушку, которая, будучи двойником учительницы оной из школ, под ее видом отправилась с учениками в многодневный поход. Тут и характеры ребят раскрываются при возникновении каких-то сложностей, и сама девушка-пришелец остается для нас загадкой: с миром ил со злом она действует? Кстати, художник во второй части тот же самый, но такого фокуса с "двойными рисунками" тут уже нет.
В конце октября прочитала небольшую букинистическую книжку рассказов:
Рассказы небольшие, но довольно емкие. Всего 6 рассказов.
"Сестренка" - девочка начал переписку с солдатом-танкистом, потом переписка прервалась. Прошло много лет, у Лиды совсем не складывалась личная жизнь, интересы её были все больше мещанские - вещи, деньги. И тут приехал к ней тот самый солдат. И мать и Лида восприняли его как жениха, через три дня Лида согласилась уехать с ним на целину. Там, на целине, выяснилось, что у солдата есть любимая девушка, а Лиду он, как сестренку забрал, чтобы не потонула она в том омуте, в котором жила. Взгляды Лиды менялись, она постепенно почувствовала себя членом большого дружного коллектива и даже нашла, наконец, свою любовь.
"Гости" - молодая пара приехала в село по распределению с твердым намерением по окончании срока отработки вернуться в Москву. Но когда подошел конец отработки они решили стат тут не гостями, а "хозяевами", остаться насовсем.
"Счастье" - писатель средних лет и его жена встречают в гости сестру жены - молодую девушку. Та на все и на всех смотрит с восторгом и обожанием. Это наводит писателя на определенные мысли: он решил, что Галка (эта девушка) влюблена в него, и понимает, что тоже начинает в нее влюбляться. Жена чувствует эту перемену в муже, но не предпринимает никаких решительных действий. Лишь однажды, в разговоре спрашивает "Ты никогда не был счастлив со мной?" Постепенно картина проясняется - Галка вовсе не влюблена в мужа сестры, она любит молодого тракториста. Это открытие отрезвляет писателя и заставляет его опомниться и задуматься на другим вопросом "А была ли счастлива со мной моя жена?"
"Пять с плюсом" - брак студентки и преподавателя, несчастливый брак, когда муж-ученый и маменькин сынок и жена ему требуется как украшение на выходах в свет и как человек, обеспечивающий его быт.
"Простая история" - рассказ официантки, которой сделал предложение человек совсем не из ее круга, человек солидный и ученый, а она понимала, что никогда не будет счастлива с ним и отказала ему, после чего он проявил и свою истинную сущность, далеко не привлекательную, лишь подтвердив её правильное решение.
"Круг жизни" - авторитарная мать-учительница приезжает к своей дочери, а та на сносях и не замужем... По дороге в телеге от вокзала к деревне у дочки раньше времени начинаются роды, они теряют дорогу, застревают в непролазной грязи и эти переживания сближают мать и дочь, примиряют их.
Начинала еще одну букинистическую книжку:
Форзац:
наше, уральское издательство. По обложке и первой странице думала, что что-то про природу. На самом деле - про революцию) У автора довольно интересный, самобытный язык, правда при долго чтении от такого языка устаешь. И примерно в середине пошла, как и водится, мощная антирелигиозная пропаганда, поэтму дочитывать не стала. Отправлю обратно в буккроссинг)