Ольга лукас "Мопс и Каракуля"
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ И АНОНСЫ(пишут модераторы и издательства)Редактор Татьяна Леонтьева поговорила с Ольгой Лукас о её новой книге «
Т.Л. Как возникла идея книги? Может быть, у стенда с детскими рисунками?
О. Л. Я не помню, в какой момент она возникла, но помню, что очень долго ее откладывала. Каракуля - рисунок, который зачирикали и забыли, - появилась сразу, идея с детскими новогодними рисунками - тоже. Но Каракуле нужен был какой-то харизматичный спутник, который уговорил бы ее показаться на глаза другим рисункам. Я перебрала несколько вариантов, но все было не то. Так что я отложила задумку. А потом возник Мопс - полная противоположность Каракули, но при этом такой милый и дружелюбный, что он сразу захотел с ней играть, а она захотела ему помогать. Именно желание помочь обаятельному нескладному щенку заставляет Каракулю покинуть бумажный сугроб, в котором она прячется.
Т.Л. Что для тебя первично при создании книги - тема или сюжет и конкретные герои? Например, «Напишу книгу о том-то и том-то» - и дальше подбирается команда героев. Или вдруг видишь детские каракули - и сразу вспышка, высвечивается вся история.
О. Л. Идеи разной степени готовности варятся в черепной коробке, я их периодически достаю, рассматриваю и возвращаю обратно. Иногда у меня на компьютере есть целая папка с материалами, но чего-то не хватает, и я продолжаю их собирать. Когда звонит звоночек «готово!» - начинаю писать.
Т. Л. Ой, а можно «заглянуть» в такую писательскую папку? Какие материалы, например, были собраны для «Мопса и Каракули»?
О.Л. Самый первый файл в папке датирован 7 декабря 2020 года (последняя редакция файла) и называется «Новогодние рисунки учатся праздновать». Туда я просто накидывала идеи. Интересно, что мопс, оказывается, фигурировал уже тогда, но он просто должен был стать героем второго плана на одном из рисунков. Вот что у меня записано в большом перечне всевозможных вариантов новогодних рисунков: «Одна девочка никогда не рисовала по заданию. Она всегда рисовала свою мечту. Это я и моя собака мопс!»
В итоге рисунки выбраны такие:
Новогоднее семейное застолье (рисунок очень правильного ребенка, попросили нарисовать Новый год - он и нарисовал).
Куча подарков под елочкой (рисунок еще одного ребенка, который понимает задачу буквально: Новый год - это подарки).
Отдых от всех дел (рисунок мальчика, замотанного всевозможными кружками и дополнительными занятиями).
Пляжный волейбол (рисунок ребенка, чья семья уезжает на Новый год в жаркие страны).
Коты-музыканты в новогодних колпачках (рисунок ребенка, который любит котиков, но, чтобы соблюсти правила, снабдил их новогодними атрибутами).
А еще на стенде есть большая-большая елка, к которой дети помладше прикрепляли пластилином нарисованные елочные игрушки (такими игрушками должны были стать и Мопс с Каракулей). Дело происходит, по моей задумке, либо в детском саду, либо в школе, либо в кружке рисования.
Так, что еще у меня в папке… Вот, есть файл с краткими характеристиками персонажей. Например, про Мопса там написано:
«Цель - попасть на праздник.
Тайна - его спрятали, и поэтому он не попал на елку.
Сокровище - он добрый и помогающий.
Изъян - неуклюжий».
О, оказывается, самая изначальная идея, вокруг которой всё начало крутиться и нарастать, была такая: «Новогодние рисунки тоже захотели праздник. Но у каждого свое представление. Надо отмечать так, как нарисовано у меня. Кто-то ходит от одного к другому, объединяя всех». Да, вот такими фразами я записываю для себя свои мысли. Раньше ещё писала в блокноте, предельно неразборчивым почерком, чтоб никто не прочитал и не посмеялся. Но что ж это получается, вначале Мопса с Каракулей просто не было! Не помню такого, кажется, Каракуля была всегда. Неудивительно, что я тогда отложила и забыла эту идею, Мопс и Каракуля - это же самое главное! Они всех объединят!
Словом, в папке обычно копятся идеи, задумки, характеристики персонажей. А иногда и материалы, которые надо прочитать, или фотографии, на которые надо ориентироваться. К примеру, в папке с шестой частью «Кошачьего детективного агентства» у меня очень много фотографий на тему трех расследований и один файл со ссылками на статьи, которые надо изучить.
Т.Л. А почему Мопс - именно мопс, а не просто собачка или щенок?
О.Л. Мопсы - компанейские, обаятельные и дружелюбные собаки. При этом они очень похожи на детей: любопытные, игривые, немного наивные. Истории нужен был персонаж именно с такими характеристиками, и когда я поняла, что это может быть не собака вообще (я думала об этом), а мопс, все встало на места.
Т.Л. Но будет ли история интересна тем, кто не входит в клуб любителей мопсов?
О.Л. Ха-ха-ха, прочитав эту историю, вы сами захотите создать клуб любителей мопсов. Ладно, шучу. История не совсем про мопсов, она про поиски себя, своего места в жизни (в данном случае - на стенде с рисунками), и даже немного про ответственность художника перед своим творением.
Т.Л. А вот Каракуля - кажется, совершенно уникальный, новый персонаж. Хотя в детской литературе насчитывается не менее 10 книг об оживших рисунках. Есть ли какая-то перекличка с классиками?
О.Л. Мне кажется, в Каракуле можно увидеть сходство с Гадким Утенком. Но есть существенное отличие. Каракуля попадает в дружелюбный мир детских рисунков, где все персонажи, кроме Карандаша, ее принимают: не дразнят, не обижают, вообще никак не подчеркивают внешнее несовершенство. Она для них - просто еще один рисунок, вот такой, необычный. Ну так и все рисунки - уникальные. Мальчик, к примеру, и Мопса, и Каракулю называет «сказочными зверюшками». То, что Каракуля - зачириканный рисунок, гложет ее саму. Потому она так и реагирует на нападки Карандаша: он проговаривает то, что она думает о себе сама.
Т.Л. Тема довольно серьезная. На какой возраст рассчитана книга?
О.Л. От пяти - и до тех пор, пока читатель или слушатель верит в чудеса. Почему от пяти, а не раньше? Потому что принятие окружающими и поиск друзей - это уже темы, близкие старшим дошкольникам. Хотя послушать про забавного мопса и елочные игрушки интересно будет и более юным читателям.
Т.Л. Какие темы могут обсудить родители и дети после прочтения книги?
О.Л. Тут же их масса! Каждый рисунок, на который попадают Мопс и Каракуля, - это отдельная тема. Например, застолье: в какой момент прекрасное семейное времяпрепровождение превращается в нудную обязаловку. Или подарки: дарить и получать подарки здорово, но не стоит превращать это в цель жизни. Или необходимость чередовать работу и отдых - тема, которая сейчас актуальна уже и для дошкольников. А одиночество, когда вокруг тебя всё, о чем мечталось, кроме друзей? А тема Карандаша, который присвоил себе право решать за других? А Мопс, который сохраняет оптимизм в любой ситуации? Про Каракулю вообще можно много говорить, но, боюсь, это уже будет спойлер.
Т.Л. Может ли быть у этой истории продолжение?
О.Л. Почти у любой интересной истории может быть продолжение - всегда хочется домыслить, а что было потом, или что было раньше. Но «Мопс и Каракуля» - это законченная сказка: все персонажи решили свои проблемы и сумели вместе отпраздновать Новый год так, чтобы каждому было хорошо. Вопросов типа «а что было с таким-то?» после прочтения не должно остаться.
Т. Л. А переход в другие жанры? Например, мультфильм.
О.Л. Из сказки «Мопс и Каракуля» вполне можно сделать полнометражный мультфильм: есть симпатичные герои, у каждого из которых своя тайна, есть злодей Карандаш, тоже со своей тайной, есть приключения, есть драматический момент, когда кажется, что все пропало, но этот момент становится точкой преображения всех персонажей. Опять же, герои-рисунки, такие, какими увидела их Стефания Янковская, так и просятся в рисованный мультфильм. Осталось убедить какую-нибудь студию в том, чтобы они взялись за экранизацию, а это самое трудное.
Т.Л. Созвучен ли стиль иллюстраций Стефании Янковской замыслу автора?
О.Л. Да, у нее получились очень живые рисунки! У Мопса все эмоции написаны на мордочке: тут он радуется, тут злится, тут удивляется. Это хорошо как для развития эмоционального интеллекта самых маленьких читателей, так и для восприятия персонажа всеми остальными. И для умиления тоже: этот мопс невероятно мил! Еще мне нравится изобретательность, с которой Стефания разместила иллюстрации и их части на странице. У нее то волны вырываются на соседнюю страницу, то нитка тянется через весь разворот, то сам Мопс выходит за рамку. Это очень созвучно идее сказки с выходом рисунков за пределы листа, на котором их нарисовали!
------------
Ольга Лукас. Мопс и Каракуля
Иллюстрации Стефании Янковской
56 страниц, размер 200х260 мм