Голубые книги о нездешнем
подросткамПосле Марининого поста с библиотечным списком "Читают дети Ленинградской области" нет мне покоя)) Две книги, которые понравились, впечатлили, но и немного напрягли.
Одна из них - о жизни до рождения. Вторая - о жизни после смерти...
Немного о каждой.
. Если выбирать из этих трех повестей, эта мне понравилась больше всего.
Где-то не здесь находятся (не скажу "живут", поскольку они еще не живут) дети. У каждого из них есть своя капсула, где он спит, ну и вообще может уединяться. Они ходят на уроки, играют, ссорятся и мирятся, дружат, в общем, всё у них как у людей за исключением того, что эти дети еще не появились. На каком-то этапе они выбирают себе родителей, могут наблюдать за ними через особый экранчик, потом выбирают дату появления. Ну и, в общем-то, всё, они исчезают из этого странного места и появляются уже там, где положено. Всё поначалу кажется простым и логичным.
Но потом у главной героини под названием Восьмерка начинают появляться вопросы. Неожиданно одну из девочек, которая уже появилась, вернули (как это???). Как себя чувствуют дети, которые не могут выбирать себе родителей самостоятельно, поэтому их распределят (как же любить потом родителей, которых тебе назначили, вдруг они плохие?) А потом - настоящая катастрофа: Восьмерка всего на один денёк опоздала продлить запрос на своих родителей - и как раз в этот день запрос на них подала другая девчонка, Ритка, и теперь у родителей появится она. А Восьмерку ждет распределение совсем в другую семью.
В книге много цепляющих моментов, много проблем поднято. И ревность между братьями-сестрами, и родительские ссоры, которые напрямую отражаются на детях, и нежеланные дети, и, наоборот, желанные, но никак у родителей не появляющиеся, и готовность детей любить и поддерживать любую маму, хоть больную, хоть непутевую. Дети учатся здесь, в этом мире, дружить, любить, понимать, как это, уходя, оставлять часть своей души здесь, с теми, кто стал очень дорог. Порой пробирало до мурашек, в конце слезы даже навернулись. Классный финал. Прямо очень)
"Дорогая Рита". Эта повесть - продолжение "Восьмерки". Прошло уже 13 лет, и все основные герои, естественно, живут уже в нашем мире, само собой, не помня ничего о своем существовании до рождения. Очень здорово было узнавать их всех здесь, наблюдать, как и здесь лучшими подругами оказываются девчонки, подружившиеся еще там, как они встречаются, знакомясь с теми, кто так был дорог там, заново находя с ними общие точки соприкосновения. Но это тем, кто читал предыдущую повесть, это проходит словно фоном.
На самом деле эту часть можно читать как совершенно самостоятельное произведение. Здесь совсем другая проблематика, хотя и семейные ценности никуда не делись. Сестра 13-летней Саши Рита попала в больницу. Она в коме, и ничего конкретного врачи сказать не могут. На Сашу наваливается сразу много всего. Родительские ссоры, потеря собаки, непонимание в школе, чувство вины (а вдруг это из-за нее с Ритой такое случилось, ведь прямо перед трагедией они поссорились, и последними словами Саши были: "Я никогда не буду больше с тобой разговаривать!"), и еще одна, очень сложная и серьезная проблема (но я не скажу про нее, иначе раскрою интригу финала первой повести). Лечащий врач просит родных приходить и разговаривать с Ритой, но Саша не может себя заставить. И тогда новый друг (но те, кто читал первую часть, знает, что он совсем не новый)) советует ей написать письмо. Саша делает больше: она размещает на своей страничке в соцсетях пост о Рите и предлагает всем, кто ее знает, тоже написать ей письма. Она даже не предполагает, в какую лавину это выльется, скольким людям будет небезразлична судьба ее сестры. А если столько людей искренне чего-то желают, их желание должно исполниться. правда ведь?
Ну а это уже о существовании за другой чертой, за чертой смерти.
12-летний Витя погиб, пытаясь пройти по альпинистскому маршруту. Теперь он находится в странном месте. У каждого обитателя здесь есть свой домик с камином, садик перед домиком и бесконечность впереди. До тех пор, пока тебя помнят... Когда кто-то вспоминает тебя в реальном мире, он дает энергию, силы. Но воспоминания могут быть добрыми, дарящими тепло, и не очень добрыми, как у одного строгого профессора, который от воспоминаний своих студентов теперь постоянно мерзнет. А уж если вспыхивает камин - значит, кто-то вспоминает что-то очень хорошее, связанное с тобой, и ты можешь тоже оказаться там, в этом воспоминании. Если же кого-то забывают, если о нем не думают слишком долго, он теряет силы, выцветает и в конце концов исчезает совсем, ведь все здешние обитатели - это лишь память о них, нет памяти - нет и человека.
Витя постепенно открывает для себя этот мир, знакомится с его обитателями, находит подружку, Светку. Ей всего 10, но она уже старожил здесь, целых 34 года! Начинает понимать законы, по которым здесь всё устроено. Находит умершего 2 года назад дедушку и знакомится не только с Александром Абдуловым, но и с его тезкой Александром Невским (хотя вообще-то он шел к Пушкину, тоже Александру)) Но главное, они со Светкой придумывают способ напоминать оставшимся в реальном мире об их умерших родственниках и друзьях, ведь без их воспоминаний от человека может скоро не остаться ничего.
Вот такая штука, тоже с хорошим посылом, добрая и, каким бы каламбуром это ни звучало, жизнеутверждающая. Ведь главный слоган у местных обитателей (в противовес земным жителям) - "Memento vitae" - "помни о жизни".
Неплохие, вроде, книжки. Теплые, душевные. Голубое небо, белые облачка.
Мягкие облачка. И земля пухом.
И вот это напрягает. Две книги из 10 про жизнь за чертой жизни. Путёвый такой выбор у подростков. Так и хочется сказать словами Веры Полозковой:
Нет, еще не пора, моя девочка.
Все еще не пора.