"Механический ученик" А. Чапковский
дневник читателя
Есть люди, открытия которых не были своевременно оценены и признаны, потому что не было способных оценить. Думаю, здесь многие вспомнили Галилео Галилея, Грегора Менделя. Герой исторической повести "Механический ученик" - один из таких людей, опережающих время.
Автор повести Александр Вениаминович Чапковский - советский журналист, детский писатель, переводчик в научно-технической и научно-популярной направлениях. У писателя две исторических детских повести "Пароходный дилижанс" (1975г) и "Механический ученик" (1978г). Именно чёткое описание технических частей машин, промышленности привлекло моё внимание. Для ребят, увлекающихся механикой, имеющим инженерное мышление и интерес к данной сфере, рекомендую к прочтению.
Однако повесть историческая. Автор в самом начале вводит нас в атмосферу, в которой "родился" город Екатеринбург. Иллюстрации В. Винокурова отлично дополняют текст:
Руда - это и стимул к появлению новых городов, так как для работы на рудниках нужны люди, и причины для раздора между представителем государства Татищевым и владельцем собственных заводов Демидовым:
"Несколько лет спустя (после значительного события - рождения г. Екатеринбурга), в 1728г, ... произошло незначительное событие... " - родился великий русский изобретатель Иван Иванович Ползунов:
С детства мальчик проявлял любознательность и удивительную способность к запоминанию информации. Специфика уральских школ, видимо, во многом определила то направление деятельности, в котором и раскрылся талант Ивана:
Уже с первых страниц повести автор знакомит нас с людьми, которые сыграли важную роль в жизни главного героя. Мать, Дарья Абрамовна, всегда была рядом с сыном. Про отца после отъезда Ивана с матерью из Екатеринбурга в повести больше заметок нет. Встретившиеся на предыдущей фотографии имена Стёпка Клинок и Сенька Черемисинов встретятся ещё на страницах повести. Пожалуй, самыми значимыми фигурами в становлении Ивана механикусом явились капитан шведской армии Тур Шедаль, молодой прапорщик геодезии Андрей Иванович Порошин и механик главнейших горных и заводских дел канцелярии Никита Бахарев:
Интересно, что Шедаль часто просто играл с мальчишками, окружающие это воспринимали как чудачество. Именно с игровой формы обучения и начинаются познания юного изобретателя:
Обобщить знания помог Никита Бахарев:
Бахарев очень грамотно распределял задания между учениками. Доступ к библиотеке В. Н. Татищева для Ивана открыл увлекательный мир книг:
Иван обратил внимание на одну отличительную особенность своего наставника: он мог "поперёк командирова приказа идти", отменяя наказания " провинившимся солдатам" (начальству не по нраву были требования со стороны работников, например, одежды и обуви для работы в стужу). Позже герой повести сам будет поднимать вопросы отношения к работникам на предприятиях. Желая "облегчить труд по нас грядущим", Иван Иванович всё больше думал об " "огненной машине".
Андрей Иванович Порошин - вот с ним связана материальная сфера. В своё время изобретатель дал Порошину информацию, благодаря которой последний стал двигаться в направлении своей цели (он очень стремился "сделать карьеру "). Несмотря на различие взглядов в отдельных вопросах, именно Андрей Иванович спустя годы помог осуществить строительство "двухцилиндровой огненной машины":
Автор не даёт осуждений и оценок своим персонажам. Повествует, как есть. У каждого героя свои интересы и цели. Мальчик, увлечённый науками, однажды вырастает. У него есть кумиры, есть мечта. Есть те, которые от него ждут определённого социального поведения: построить свой дом, жениться, получать богатое жалование. Герой, несмотря на давление общества, живёт верным своим принципам.
Интересно наблюдать за встречей Ползунова с Шлаттером, книги которого Иван читал:
Надо же так случилось, что "Шлаттер не понял главного. Он принял мою (Ползунова) машину за паровой насос... ", когда Иван Иванович отослал свой проект огненной машины. С данного момента, мне кажется, Иван Иванович начинает чувствовать себя одиноким, потому что не находит принятия и понимания со стороны окружающих его людей. "Вот ведь какой человек, - сказала Поля (жена Ползунова) Левзину. - Ему счастье привалило - чин да награды, а он изводится. Четыреста рублев... "
На протяжении всей повести тонкой нитью прослеживается мысль о том, как коротка человеческая жизнь. Вот Стёпка, беглый солдат, сетует, что так жить в бегах невозможно; вот слепой старик, который 20 лет следил за серебром, чтобы оно закипая не стало испаряться...Поля, которая в 20 лет стала вдовой... Вот Иван Иванович приступил к строительству машины, об устройстве которой думал всю свою жизнь и на которую не хватало времени из-за рутинной работы. Вдруг "приступ удушливого кашля охватил Ползунова... Краешком сознания он понимал, что бредит... "
Автор замечает:"Прошло два-три десятка лет - а для истории это сущий пустяк, секунда, - и огненная машина снова появилась на свет. На этот раз ей повезло больше: она родилась вовремя.Люди и техника были готовы к её появлению ... Паровая машина закрутила колёса заводов во всём мире... появились удивительные кареты-самоходы... ".
Мне понравился в повести тот момент, что данная история - это часть большой истории. Ведь начиналось повествование с появления города среди рудниковых мест, а конца у истории нет: после перечня современных машин, не знаем где ещё возможно будут применены данные знания. На страницах повести чётко обозначено как тесно сплетены знания поколений, умения разных людей, идеи учёных из разных стран:
И автор верит, что "люди не забудут этого человека (Ползунова И. И.), который подарил замечательную идею огненной машины".
Спасибо Александру Вениаминовичу за повесть, об Уральском изобретателе Иване Ивановиче Ползунове. Это наша история.
Не только как историческую, но и как мотивационную книгу её готова рекомендовать: здесь и фокус на цели, наставничество, командная работа. Ведь история каждого из нас - это уже часть большой истории.