Три бабушки. Недоумение, непонимание, негодование
обсуждение прочитанногоС осторожностью отношусь к иностранной современной детской прозе. Не знаешь, что от нее ожидать с их толерантностью. Нашу же современную прозу всегда брала без опаски. Варианта два: или открою новых авторов или книга проходящая и уже через два и не вспомнишь, о чем она. Но книга Валентины Осколковой "Жили у мамы три бабушки" вызвала бурю эмоций, которые я перечислила в заголовке.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-15/z2y1n4p1wj1a1ltkm5yx6friojse296u58h.jpg)
Из названия понятно, что нас ждут истории про семью, внуков и бабушек. Если персонажи бабушки, то, скорее всего, это будут активные, идейные пожилые дамы, с внуками на одной волке. А значит будут приключения и будет интересно и взрослому и юному читателю.
Книгу стала читать сыну, хотя крупный шрифт подразумевает самостоятельное чтение младшего школьника.
В первой главе автор знакомит нас с героями: мама, папа, двое детей (мальчик-третьеклассник и девочка-первоклассница) и три бабушки. Отдельное описание каждого члена семьи, длинное, витееватое, со сложноподчиненными предложениями. Но главной интриги - почему в семье три бабушки - автор нам не раскрывает. Ладно, подождем развития сюжета и открытие тайны трёх бабушек.
Вторая глава о том, как родители выбирали школу. Рядом с домом три школы: крутая гимназия, школа с углубленным изучением английского языка и обычная школа. Родители решают начать с гимназии.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/xs9c893fp08nqhpf11x4y4sx4raq5sc2e2g.jpg)
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/z2vjarlsupuaulcuiqfjbynm0tmb58jai5y.jpg)
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/xdy8fdc126io0knggq31lm6gqlykhacfijp.jpg)
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/im1bbm8oo7qje9z9kusrszdxeuihv7jsqxg.jpg)
Что это? Зачем о таком писать в детской книге? Какой ребенок в возрасте 7-9 лет поймет про "родительскую помощь" и к чему ему эта информация?
В школу с углубленным изучением иностранного языка ребенок тоже не поступает, потому что... подрался. Причин происшествия не указано.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/qqlknithonbtfnlcjyhufse76qhe6xi6gc9.jpg)
А вот и пример сложноподчиненного предложения в 9 строк.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/uj18b27ji1ao7zpayeo3r4tw9v4esv1c4f2.jpg)
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/09mrln4lz5ka5stl4u8o4svdlim1cz5b8iw.jpg)
Третья глава. Первоклассницу Гаечку (почему так зовут девочку автор тоже не объясняет) в раздевалке сбивает с ног ее одноклассник. Гаечка настроена грозно, со сменкой наперевес наступает на одноклассника и требует извинений. Тот отказывается и тогда девочка начинает строить планы, как накостылять (слово из текста) обидчику. Весь день она переписывается с обидчиком и суть этих записок такова: придет мой брат и твоей сестре, придет мой папа и твоему папе, придут мои бабушки и твоим.. Предание старо, как мир. Ничего нового. Вот так девочка "кипит" и злится весь школьный день, в конце которого приходит к мысли, что ей нужно разрулить ситуацию без посторонней помощи и после уроков она дожидается одноклассника в раздевалке и сбивает его с ног. Отомстила. Выдохнула.
И снова у меня одни знаки вопроса в голове? В чем смысл этой главы? На зло отвечать злом? Весь день строить планы мести, злится вместо того, чтобы сразу простить и провести школьный день в хорошем настроении?
Четвертая глава. Третьеклассник Лёша на уроке английского языка, рассказывая о своей семье, упомянул, что у него три бабушки. Учитель не поверила в такое количество родственников, высмеяла ребенка: вышло так, как будто он путает цифры 2 и 3. Лёша вышел из школы расстроенный. На школьном дворе он встречает сестру и бабушек и рассказывает им о случившемся.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/eslrjbn10rzidvchhdph5p2yrasmh1ehed3.jpg)
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/xg38qha8rmd92o6qspl01mya4p31wagrka8.jpg)
- Давай, я ей каштаном в лоб как двину?....
Я не успела остановиться и прочитала эту реплику сыну, поднимаю на него глаза и вижу ошарашенного ребенка. "Чего, чего, мама? Каштаном в учителя?"
Я тоже пребываю в шоке. Попыталась вспомнить, как в других произведениях дети реагируют на несправедливость учителей. Вот только на днях закончила книгу "Улица Ручей" этого же издательства. Там дети не любили и всячески изводили свою учительницу: они объявляли ей бойкот (не здоровались), отвечали на уроках невпопад (спрашивали Олю, отвечал Коля), рисовали карикатуры, крали ее кота и даже подбрасывали чадящую дымом бомбочку ей на балкон, но никакого, никакого прямого физического воздействия!
Еще вспомнился Ералаш с его кнопками на учительском стуле. Но там это злой розыгрыш, а тут реакция на поведение учителя. И масштабы разные: там кнопка с одним острием на мягкое место, а тут неочищенный каштан в лицо. И хоть эта фраза звучит из уст глупышки-первоклассницы, но в уста ребенка ее вложил всё-таки взрослый человек - автор книги.
Распускать руки - это нынче норма? Как такое мог произнести ребенок? Как он такое вообще мог подумать? Где уважение ко взрослым? На худой конец страх перед взрослыми?? В голове не укладывается эта фраза про каштаны.
Далее по тексту дети переименовывают учителя: вместо Любовь Евгеньевна теперь она Ненависть Евгеньевна. Ну, клички были всегда. И тут на сцену выходят бабушки. У читателя остается одна надежда на бабушек, на их опыт, изобретательность и умение улаживать конфликты. Что же делают бабушки?
Во время следующего урока иностранного языка одна из бабушек приходит в школу. Она стучится в кабинет и на английском языке говорит учителю: "Здравствуйте. Прощу прощения. Я только хотела отдать телефон моему внуку Лёше Вересову". Учитель опешила от того, что бабушка знает английский, поэтому позволила ей передать внуку телефон.
Только мне кажется этот поступок некрасивым - отвлекать учителя и детей во время урока по таким пустякам, как забытый дома телефон? Учитель вправе был ответить: "Подождите конца урока и тогда отдадите. Если не можете ждать, оставьте на охране".
Телефон у Лёши и что же будет дальше? Верно! Он начинает звонить прямо на уроке через некоторые промежутки времени. В сумме три звонка. Мой ребенок удивился этому факту. Почему Леша не отключил звук телефона сразу после первого звонка? Когда после урока учитель говорит о том, что мальчик невоспитанный, я с ней полностью согласна.
В общем урок сорван.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/kcekg3e0046ushanz8orydpga3ulgmsky5f.jpg)
- Добрый день, - вежливо поздоровалась Сашенька (это другая бабушка, не та, что передала телефон) - А почему Лёша к английскому языку не способен?
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/q34ytmf763ew7e4gtovhgwedwqe9qr01vkh.jpg)
Напомню, что Лёша не поступил в английскую гимназию, потому что подрался. Но в любом случае, слова учителя о неспособности к языку не педагогичны.
Я в предвкушении бабушкиного ответа. Сейчас автор покажет, как разрулить такую щекотливую ситуацию: чтобы учитель понял свою ошибку, но при этом не уронить авторитет учителя перед его учеником.
Жду что-то такого: "Давайте не будем делать поспешных выводов. Что у Лёши не получается? Три времени? Отлично, нас как раз три бабушки. Я буду отвечать за будущее время, вторая бабушка - за прошлое, третья - настоящее."
Но ответ бабушки не таков. Она говорит следующее: "Предполагаю Вы преподаете в этой школе по той же причине - потому что неспособны к языку". Занавес.
Бабушка обвиняет преподавателя в непрофессионализме в присутствии его же ученика! Об авторитете учителя можно забыть, он растоптан. И даже, если бы Лёши не было рядом, я же читаю эту книгу своему ребенку. Т.е. я читаю, что так можно - сказать учителю: "Ты сам не знаешь предмет, который преподаешь!".
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/qt7rbont44z3vy6uoz1t4uq7lbkluoukx2w.jpg)
Учитель начинает оправдываться. Последней каплей, после которой я закрыла книгу, были слова учителя: "Там (в гимназии) дети элитные, способные к языкам". А кто же тогда учится в обычных школах? Не элитные дети - это кто? Отбросы общества, не способные дебилы?
Перевернуть страницу и узнать, чем закончилась история с англичанкой, что придумала еще третья бабушка, я уже не имела никакого желания, меня просто трясло от прочитанного.
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/creation/2023-02-14/rr8t6fbtyr29sn0fa9elbye6j4r5lexstzq.jpg)
Итого, из 4,5 глав (а всего их 8) мы узнали про семью, где два ребенка постоянно (в каждой главе!) дерутся и допускают мысль о том, чтобы нанести физическую травму учителю. Про семью, в которой бабушки нарушают школьную дисциплину и унижают учителя перед его же учениками. Про учителя, в компетентности которого также приходится сомневаться. Ни одного положительного героя. Ни одного!
Глава с английским меня вывела из равновесия. Сегодня не редки случаи, когда дети средней и старшей школы могут послать учителя на три буквы, выйти из класса на уроке, не спросив разрешения, и другими способами выказывают неуважение к учителю. Читая эту книгу, я чувствовала, как будто разрешаю сыну и поощряю подобное поведение. Книга вроде, как про хорошую семью, а значит их поведение априори хорошее и можно брать с них пример.
Я сделала много скринов страниц, идущих подряд, чтобы не было так, будто я вырвала слова из контекста.
Я уважаю труд автора, поэтому честно пыталась понять, что он пытался донести до читателей, какие семейные ценности, но не смогла. Я ханжа, моралист? Нагнетаю и ошибочно интерпретирую текст? Это такой современный юмор? Надо было смеяться над каштанами, родительскими поборами и бабушками, срывающими уроки?
Лучший ответ
![](https://cdn5.imgbb.ru/navatar/105/1052377/201506/b6a91dd7ff55c3d881fea3f7fa3bd796.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://cdn5.imgbb.ru/navatar/105/1052377/201506/b6a91dd7ff55c3d881fea3f7fa3bd796.jpg)
![](https://cdn1.imgbb.ru/navatar/156/1565221/201509/ab1d9fcd022f098528f09e8815fcde41.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/e/b/0/eb07d75835f9fa8b3814c09c3b6e39d7.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://imgbb.ru/frontend/users/avatars/2024-01-16/4ziofyrmaprzj2olxj8eqzcvl0111rpxfhz.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://style.imgbb.ru/st/img/user_avatar.png)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://style.imgbb.ru/st/img/user_avatar.png)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://cdn1.imgbb.ru/navatar/309/3091713/201902/26720cf7191c9537955c3ba1dda47d28.jpg)
![](https://cdn2.imgbb.ru/navatar/249/2497759/201712/83163f26f47915dd9d89f3a8da8be0b5.jpg)
![](https://cdn1.imgbb.ru/navatar/142/1424723/201406/db5b37fe9bbf60edb79f6fe7968e73a3.jpg)
![](https://cdn4.imgbb.ru/navatar/79/798317/201710/a227bde6882cd082466c3a3e4ae02acf.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://cdn4.imgbb.ru/navatar/79/798317/201710/a227bde6882cd082466c3a3e4ae02acf.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://imgbb.ru/frontend/users/avatars/2022-07-08/ue06zpi0jrii4w541cq8epnq8qj1v3gt6jx.jpg)
![Изображение](https://imgbb.ru/frontend/posts/comments/2023-02-15/wfn4q6xxuq0ayu467cakj5gp25208xgawhm.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)
![](https://cdn2.imgbb.ru/navatar/114/1147459/201806/82661aa0f1fe9f5a77f5db4bfb1fc78c.jpg)
![](https://cdn.imgbb.ru/5/e/6/5e6d1489ec7ac9887a57ef6759b1fe8c.jpg)