Глаз зацепился за эти книги по причине просто жуткой разницы в цене в разных интернет-магазинах (около 1500 в Лабиринте против 216 на ВБ). К тому же, аннотация звучала очень даже многообещающе. Но это оказался тот грустный случай, когда аннотация написана более красиво и талантливо, чем сам текст повестей (которые я скорее назвала бы рассказами)
Начну с названий, которые, на мой взгляд, подобраны очень удачно, поскольку слово "другой" можно рассматривать в каждой из них в двух значениях: 1) не такой, как все, непохожий (мальчик с особенностями развития; далекий континент, жизнь на котором резко отличается от жизни в родной стране; необычная цирковая собака); 2) не этот. Больше ничегошеньки удачного я в книгах не увидела. Сюжеты, задуманные как очень даже интересные и имеющие такой большой потенциал, совершенно не разработаны. Кажется, что авторский текст - это либо каркас, план написания, на котором потом должно было "нарасти мяско" (но так и не наросло), либо краткий пересказ. Некоторые эпизоды по непонятным причинам растянуты, хотя смысла в этом никакого (то же самое касается внимания к каким-то деталям, совершенно лишним), а некоторые, просто требующие более глубокой разработки, проеханы галопом по европам. Логика у автора страдает просто очень сильно. Язык, скажем мягко, небогат. Ну а герои...странные такие герои ...
О каждой книге чуть подробнее. Внимание, возможны спойлеры!
"Другой мальчик". Неназванная страна, в которой либо только что закончилась, либо всё еще продолжается война. Отец 14-летнего Антона погиб на фронте, мать утонула (как? почему? - неясно), сам Антон попадает в приют. Думаете, дальше будет про невыносимые условия жизни там? Я тоже так думала. Ан нет. Антон сразу попадает на урок, где учитель раздает ученикам тетради (предупредив, что не потерпит, если тетрадь будет измазана, порвана и т.п.) и просит украсить рисунками обложки. Антон рисует красивую картинку в стиле импрессионизм, но другой мальчик отбирает ее, а взамен кидает другую, на которой нарисована карикатура на учителя. И знаете, что делает Антон? Он просто говорит, что не хочет здесь больше находиться - и уходит. А так что, было можно??? В аннотации это гордо названо "Антону удалось сбежать из приюта". Он приходит в город, где идет посадка на корабль, увозящий переселенцев из разбомбленной страны на далекий континент, к другой жизни. Корабль, на минуточку, последний, однако ажиотажа не наблюдается, мало того, Антону без проблем удается пройти на него в компании умственно отсталого мальчика и его мамы (которая по непонятной причине даже не заметила, как Антон прошел вместе с ними). А потом, уже на борту, она предлагает Антону присматривать за ее сыном Максом, как это раньше делал его брат-близнец Кристофер, который погиб в пожаре. У обоих близнецов была врожденная особенность: у них не росли волосы. Зачем нам эта много раз повторенная подробность, я не поняла. А на следующий день Антон выпал за борт (и никто ничего не заметил, между прочим), а Макс его спас (и этого тоже никто не заметил). Мало того, оказалось, что Макс - это не Макс, а Кристофер, притворившийся умственно отсталым Максом, поскольку думал, что брат дороже матери, и хотел таким образом смягчить ее горе. А мать....тадам!...ни о чем не догадалась. Это всё.
Вот несколько иллюстраций из первой книги, которыми оформлены начала глав
некоторые слова и фразы выделены более крупным шрифтом. Видимо, с точки зрения автора, они представляют особую важность
"Другая земля". Со времени событий, описанных в первой книге, прошло не менее полугода, а может быть, и больше. Антон, Кристофер и его мама приплыли на Новую Землю и , прожив какое-то время в лагере для переселенцев, направляются в какой-то населенный пункт, где мама нашла работу в баре. Приехавший за ними хозяин бара возмущен: ему нужен помощник-мужчина, а дети так и вовсе не нужны, но все же забирает их с собой в поселок, пока временно. И вот по дороге начинается тщательно разработанная туалетная тема. Кристоферу приспичило пописать, но после двух неудачных попыток (каждый раз мимо пробегают дикие животные, запущенные, видимо, чтобы создать местный колорит) хозяин предлагает ему бутылочку, в которую он и справляет нужду, не выходя из грузовика. А по прибытии предлагает хозяину...глоточек из этой бутылочки, но в последний момент не выдерживает и выбивает бутылку у него из рук. Это вообще что было и зачем??? На этом туалетная тема не заканчивается. Потому что на следующий день Кристоферу приспичивает...покакать. Он заходит в туалет и видит там сидящих в рядок мужиков, приглашающих его присоединиться. Он не готов справлять нужду в таких условиях и в течение недели(!!!) не может найти места, где бы покакать. Однажды пристраивается под кустом, но так как идет дождь, мама загоняет его домой. Еще раз. Кристоферу 14 лет. У него уже сильно болит живот, и он решается преодолеть себя и сходить в женский туалет, там хоть уединиться можно. Но когда уже мальчик справил нужду, неожиданно туалет начинают...сносить! Стена падает - и все видят Кристофера на унитазе без штанов. Мне даже комментировать это не хочется. Ну а дальше Кристофер начинает следить за хозяином бара, оказывающим знаки внимания его мама, так как подозревает, что тот где-то держит свою якобы погибшую жену. Но всё оказывается гораздо проще, хотя в процессе оба они чуть не погибают из-за начавшегося наводнения. И все эти приключения занимают примерно столько же места в тексте, сколько похождения Кристофера вокруг туалета.
Иллюстрации из этой книги:
"Другая собака". История, которая более-менее примирила меня с этой безумной трилогией, хотя сама она не связана с предыдущими книгами совершенно. Герой этого рассказа называется просто мальчик. Они с матерью живут очень бедно, и мальчик надеется выиграть ежегодные гонки, чтобы получить денежный приз, хотя шансов у него ноль, слишком уж он слаб. Плюс ко всему, мальчик не может говорить. Он умеет разговаривать сам с собой, с животными, но когда рядом человек, даже крик издать не способен. Почему так - загадка, и интригу автор держит, раскрывая ее только ближе к концу. По дороге к началу гонок мальчик встречает машину, в которой едет самый богатый человек их городка и его дети. Дети открывают окошко и начинают над мальчиком издеваться и оскорблять, продолжается это довольно долго, а потом их отец открывает дверь и...предлагает подвезти мальчика (не по приколу, он действительно хороший человек). Вопрос: он глухой, слепой, безмозглый? Почему он сидел до этого и тупо слушал, как его отпрыски говорили гадости? Мальчик отказывается и идет пешком. Вскоре он становится свидетелем ДТП, в результате которого водитель погибает, но жива его собака, и собака эта убегает в лес. Мальчик идет за ней и вдруг понимает, что она ведет себя неадекватно, то замирая, то до упаду бегая и т.д., и наконец догадывается, что собака дрессированная и тупо исполняет команды. Вместе они выходят из леса как раз к окончанию гонок. Вредные злые дети, опознав в собаке цирковое животное, начинают над нею издеваться, требуя выполнения команд, хотя она уже обессилела. Мальчик кидается на защиту, его бьют - и тогда собака разрывает замкнутый круг, впервые не выполняя команду. Разрывает свой замкнутый круг и мальчик, потихоньку начав разговаривать.
Иллюстрации из книги:
Что я хочу сказать в заключение. Я не понимаю, откуда издательства берут цены на свои книги. 2500 без скидки за тоненькую книжку (меньше ста страниц) небольшого формата? Если это из-за покупки прав на издание, то, простите, не стоит ли более критично подходить к выбору текстов для такой покупки?
Скорее всего, издательства тоже недоумевают из-за цен в интернет магазинах.
Меня удивляет: "С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?" Это зарубежный автор, у него другие гонорары, оплата художника, переводчика - все эти деньги издательство потратило для чего?
Мне кажется, это вам надо за обзор по 2500 за каждый том + молоко за вредность.
Я читала эти книги. И мне даже понравились. :) Отторжения не вызвали. Мне кажется они отлично подойдут для малочитающих детей лет 9-10, т.к. читаются очень быстро и сюжет довольно необычный. Конечно, не за ту стоимость, что на лабиринте, а рублей за 200 вполне. Про собаку понравилась больше двух других. Да, во второй части много уделено времени туалетной теме. Тоже считаю это лишним. Но, например, я давно покупала детям "Капитан Подштанник", и решила прочитать сама сначала. Так вот та книга мне совершенно не понравилась, избавилась от неё. В этих же книгах я увидела такие темы как взаимопомощь, сила духа, целеустремлённость, доброе отношения к животным и к людям, война. Одним словом, эти книги я бы дала почитать своим детям.
Varegka, совершенно согласна с вами, что книги подойдут для расчитки нечитающих детей не старше 10 лет (а не 12+, как на них заявлено). Но только за 200 рублей)) Про собаку - да, вполне нормальная. Первые две (особенно вторая) ну настолько слабы, что даже если по 200, выбрала бы для своих детей что-нибудь более стоящее (тем более, что недостатка в детско-подростковой литературе сейчас не наблюдается).
По вашему совету прочитала "Промежутье". Очень понравилось. Спасибо за рекомендацию!
Хммм. "Он лауреат многочисленных книжных премий в области детской и подростковой литературы в Австралии и за ее пределами. Пола Дженнингса не зря называют мастером коротких рассказов и интригующих поворотов: его сюжеты всегда имеют неожиданную развязку".
Похоже, таланты везде мельчают, коль лауреаты пишут такие невнятные книги.
Привет, Оль.
Ты знаешь, как-то я смотрела видео с Дмитрием Золотницким-это менеджер Эксмо в отделе Фантастики-Фэнтези. Так вот он, исключительно по собственной инициативе читает тексты на английском , а потом понравившиеся предлагает к изданию. Но к сожалению, маленькие издательства себе этого позволить не могут, а большим видимо не интересно. Поэтому тексты покупают какие попало, ориентируясь на отзывы и хайп англоязычных читателей. И имеем мы потом такие ситуации, когда деньги выкинули, права приобрели, текст перевели, а его нельзя публиковать в таком виде, как есть. Помнишь Морозинотто с его "Дневником Вити и Нади"? Ну или вот как в случае с этой серией, ладно уж выпустим как есть, может кто и купит на скидках...
Кстати, погуглила я автора, так он чуть ли не Дарья Донцова в мире австралийской детско-подростковой литературы, написал кучу всего, но вот по обложкам все произведения с уклоном в сюр...
Лен, всё зависит от людей, работающих в издательстве. Уж насколько маленькое издательство "Розовый жираф", а ведь практически ни одной проходной книги, а уж подобного шлака нет вовсе. Именно потому, что им не всё равно, что издавать, что нести читателю и во что вкладывать деньги.
Описанные ситуации похожи на типичные кошмары из снов: невозможность издать ни звука, оказаться перед всеми без штанов и т.п. Может, это автотерапевтические книги? - автор прорабатывает какие-то свои фобии, навязчивые состояния...