12 апреля. Чтение вслух
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)12 апреля в Казахстане празднуется как День Науки, хотя это никак не отменяет его как День Космонавтики.
Я по-прежнему следую своим принципам читать детям художественные произведения. Энциклопедической информацией их напичкают и без меня.
А потому в младшей группе у нас традиционные "Дядя Степа и Егор", пара стихотворений Сапгира с парой рассказов Драгунского про космических братьев Сокола и Беркута и про строительство с последующим запуском собственного космического корабля, изготовленного из бочки и прочего хлама.

Все рисуют ракеты и подписывают их.
Порассматривали развороты книг, посвященные Валентине Терешковой.
Поскольку все знают Белку и Стрелку, из книжки от "Насти и Никиты" Летающие звезды зачитываю абзац, рассказывающий как советские дворняжки облаяли американский спутник.
И гвоздь программы - коротенькая баечка про космонавта Васю из книги Байки космонавтов.
Кто оказался случайным гостем на космической станции видно по фото. Дети предлагали свои варианты - птичка, хомяк, ящерица, крыса!
Таракан Вася стал героем дня и удостоился чести быть изображенным на космическом панно )
Школьникам из "Архива Мурзилки" я читала рассказ Владимира Железникова "Космонавт". Распечатала, конечно, и вложила листки в тонкую космическую книжку, чтоб не таскать огромный фолиант.
Он совсем небольшой, но я этот рассказ с детства люблю.
И опубликован он был в сентябрьском номере 1960 года. Еще до полетов человека в космос, когда в первом отряде космонавтов тренировались только военные летчики, он говорил школьникам о том, что путь в космос может пройти не только через военные летные училища. Что в космосе будут нужны и гражданские специалисты, ученые.
И вот тут - хоп! Я вытаскивала и показывала детям фото первого космического экипажа. Сейчас их не узнал никто... А тогда, всего через четыре года после публикации рассказа, они подтверждали то, что говорил своему мечтающему о космосе ученику учитель.
И тогда я торопилась рассказать, как, стараясь в космической гонке опередить американцев, готовивших к полету экипаж из двух человек, было решено отправить в космос троих. И подготовить полет в кратчайшие сроки. Вот тогда, стоя у спускаемой капсулы с группой конструкторов и глядя внутрь, Королев сказал:
- Вместо одного здесь надо разместить троих. Если справитесь, один из вас полетит в космос.
Хотя генерал-лейтенант Каманин - руководитель центра подготовки был против отправки в космос гражданских специалистов, свое слово Королев сдержал, и инженер-конструктор Константин Феоктистов, руководивший разработкой "Восхода", полетел в космос и сам испытывал собственный аппарат (кстати, из конструкторов космической техники до сегодняшних дней в космос удалось полететь только двоим).
Командиром первого экипажа был военный летчик-космонавт Владимир Комаров. Третьим был врач Борис Егоров.
Жаль, что про одно интересное совпадение бесполезно сообщать младшим школьникам, ведь они еще не знают повесть Железникова "Чучело".
Но зато все знают наших отечественных космонавтов - от зубов отлетает!
И тут можно говорить про День Науки. Квалификация Талгата Мусабаева - космонавт-исследователь. Он летал три раза, на его счету восемь выходов в открытый космос! В программе полета Айдына Аимбетова - экологические исследования Аральского и Каспийского морей.
И стихи Ефима Ефимовского из книги "Ракета и травинка" тоже как нельзя более кстати подходят этой теме.
В школьную программу включено одно из его стихотворений.
Стихотворными главами этой книги хорошо дополнять порою скучноватые и суховатые рассказы об ученых и их открытиях. Стихи позволяют изменить настрой - порой придают возвышенный пафос, порой понижают "заумность", словом, помогают переключать регистры восприятия. Мне всегда нравится все, что может хоть чуточку дополнить скучный материал учебников, изменить угол зрения, дать возможность взглянуть с другой стороны. В книге очень большой исторический охват тем, приличный список знаменитых имен - от Евклида и Архимеда до Эдисона и Эйнштейна. Читать подряд для детей может быть утомительно, книга приличного объема, а вот читать тематически очень полезно.


Художественное чтение в основном представляли книги Кира Булычева из цикла про Алису Селезневу. И книга Велтистова Миллион и один день каникул о путешествии детей-школьников в дальний космос. Отзыв тут.
Как мне нравится возможность сказать старшим ребятам, что автор коротенького школьного рассказа об ученике, мечтающем о космосе, тот самый Владимир Железников, написавший повесть "Чучело"! Которую мы читали и обсуждали зимой - и книгу, и фильм. А сейчас я говорю, что исполнителем роли Димки Сомова стал сын космонавта Бориса Егорова - тезка своего героя, тоже Дмитрий.
- Да ладно! - изумляются подростки, разглядывая фото первого космического экипажа. Эта ниточка совпадений их впечатляет.
Мы снова читаем про космического зайца - таракана Васю, перебегающего из клуба в клуб и вспоминаем о науке. Из книг выбираются три - Эволюция Кэлпурнии Тейт, Доклад о медузах и Эффект Матильды. Пока думаем на какой из книг все же остановиться, про эффект Матильды приводится куча бытующих предрассудков, которые дружно осуждаются. И, забыв про науку, выбираем мы для следующего чтения и обсуждения Трудно быть богом Стругацких. Хотя можно и связать книгу с наукой, ведь Антон - Дон Румата - сотрудник Института экспериментальной истории. А предлагаю я книгу потому, что мы читали и обсуждали Я не тормоз Дашевской. Помните, в ней Игнат рассказывает о недавно прочитанной любимой книге отца, которого все друзья зовут Доном Руматой. И этот герой связан с неувядающей темой школьных сочинений "На кого я хочу быть похожим".
А на кого мы хотим быть похожими?