Апрельский дневник: Дональдсон, муравьи и лягушки, ПДД для детей
дневник читателяВсем привет. Записала что мы читали в апреле.
Моему слушателю 3,7.
Вот так всегда, кажется что мало читали, а вышла высокая стопка в конце месяца.
Мне недавно казалось, что я уже не знаю что читать с ребенком. У меня был список книг на 3-4 года и я методично носила по нему книги из библиотеки, и к апрелю весь список я вычеркнула. Но тут распродажа на Лабиринте, новые интересы у ребенка и вот уже образовалась стопка новых книг на лето.
Разделю наше чтение в этом месяце на познавательную литературу и художественную.
Познавательная литература.
Я докупила новую книжку из серии "Давай познакомимся" от ЭНАС - «Лягушонок и его соседи» и немного разочарована. Ожидала, что в ней будет подробно написано про каждого жителя рек и озер: рыб, жуков-плавунцов и других водоплавающих жуков, лягушек, стрекоз, комаров, пиявок, ручейников, улиток.. А уж сколько разных рыб там водится! Многие животные строят свои дома на берегу озер - ондатры, утки, птицы, змеи. Но ни кого из них в книге нет, а есть про... пчел, муравьев, бабочек, яблочную плодожорку (разве яблоки растут на берегу озера?), про жука-оленя и морскую звезду. В общем, про совершенно неожиданных живых существ, не имеющих отношения к озеру и лягушонку. В конце книги заявлено что оказывается это издание про метаморфозы у животных и насекомых! Вот так сюрприз. А я то презентовала ребенку эту книгу со словами "Вот мы уже знаем кто обитает в морях и океанах, а сейчас мы узнаем кто обитает в пресных водах рек и озер". Угу, узнали.
Еще одно приобретение - книга «ПДД для детей от 6 до 12 лет». Про книгу я написала отдельный пост, тут повторяться не буду. Книга плохая, и я пожалела о покупке. Но Илье понравилось, мы в итоге всю книгу прочитали и ответили на все вопросы после каждой главы, да и материал хорошо усвоился. Теперь когда гуляем, Илья мне напоминает про правила поведения на дороге, смотрит сам на светофоры, рассуждает почему машины стоят и видит кто нарушает пдд.
К теме про Правила дорожного движения перечитывали нашу старенькую книгу Олега Тарутина «Для чего нам светофор».
В апреле продолжили читать Юваля Зоммера, «Большую книгу цветов». Сколько же интересных цветочков мы узнали благодаря книге! Илья в принципе интересовался этой темой, расспрашивал меня про мои цветы на подоконнике, выучил в детсаду что растет у них на клумбе, теперь вот и про необычные цветы вроде аморфофаллуса и венериной мухоловки знает.
Не забывали мы и другие наши книги об окружающем мире: про тело и морских обитателей, другие книги ЭНАС про дельфина, обитателей луга и животных строителей. Все они любимые и часто выбираются с полки.
Обсуждали мы тут с ребёнком какие птицы вернулись после зимы. Илья первый на улице увидел на небе стаю уток и закричал что утки прилетели, потом увидел грачей и тоже узнал (я сама то их не знаю, а вот ребенок узнает). Доставали книгу Фадеевой «Здравствуй, зима», читали странички про перелетных птиц, проверяли наши знания.
Продолжили проходить главы «Кубарика и Томатика», Илья очень быстро и безошибочно справляется с ответами на вопросы в главах. Но он похоже раскусил, что это не художественная книга, а что-то вроде пособия и уже не с таким энтузиазмом выбирает ее почитать.
Читали новые главы из книги «Интимный ликбез с родителями и без». Я ее так и читаю, лишь по запросу, в ответ на определенный вопрос от ребенка. Тут вот сидит как-то Илья за обедом и вдруг выдает "мам, а как папина и мамина клеточка соединяются?", это он значит, переварил наши предыдущие ответы на эту тему ("мам, а как ребенок в животе у мамы получается? - соединяются мамина и папина половые клетки.. <...>) и его мышление шагнуло к вопросу а как же они соединяются-то. Ну логично, надо же узнать. Пошли мы читать главы об этом, заодно главу про строение женских и мужских половых органов, про личную гигиену, про правила и границы. Хорошо что у меня есть эта книга, и мне не нужно мучительно выдумывать про пестики и тычинки.
Художественная литература.
В художественной литературе у нас одни книги смещают с первой позиции другие каждую неделю.
В этом месяце я принесла из библиотеки стопочку новых книг: «Муравей Ферда» О. Секоры, две книги Лины Жутауте «Тося Бося и пир у зубной феи» и «Гном Чистюля и незваный гость», «Тюлька» Джулии Дональдсон, и большой сборник рассказов про Тильду Яблочное Семечко «Чудесные истории из переулка, где растёт шиповник».
В начале апреля мы с интересом читали истории про находчивого муравья Ферду. Илья познакомился с таким понятием как обращение - пан и паночка, которые употребляются в книге.
Потом принялись за Лину Жутауте, - Гном Чистюля понравился нам больше (из-за Муцика, конечно), чем Тося-Бося. Илья с удивлением обнаруживал в одной книге гостей из другой - у Тоси на картинках можно было найти Гнома Чистюлю в городе, а у Гнома на вечеринке друзей была Тося Бося. Книги неплохие, со своим шармом и писательской изюминкой, но другие из серии мне как-то брать не захотелось.
Потом звание Любимой и Главной книги отошло к «Лёле и Миньке» Зощенко. Про этих ребят мы читали каждый вечер, по несколько раз повторяли истории по кругу. А еще по совету Иды посмотрели вместе с Илюшей фильм «Про Лёлю и Миньку» (2020) и нам он очень понравился.
Вообще, мне удивительно, что у меня ребенок уже может высидеть часовой фильм и удерживает внимание, следит за сюжетом. Ему очень понравилась экранизация его любимых историй, жалел только что про Большое Путешествие не показали, как дети ушли в кругосветное путешествие и ночевали в лесу. Фильм неожиданно хороший, прям не к чему придраться, и дети отлично играют и подбор актеров хороший. Рекомендую.
Я принесла новую Дональдсон и так и знала что Илье понравится. "Тюлька" попала в его нынешний стойкий интерес к морской тематике и легла на зарождающееся умение чувствовать юмор. Так что он ходил и пару дней повторял "а эту вот фитюльку отпустим, пусть живет" и смеялся.
Надо еще что-то из Дональдсон взять почитать, может Больничную Собаку. Мы уже все самые интересные у Дональдсон прочитали, по-моему: Груффало, Улитка и кит, Хочу к маме, Зог, Нелли, Если в домике тесно, Огромный прыгуар, Тюлька.
Читаем сборник стихов "Большая книга профессий" уже второй месяц, теперь в любимчиках оттуда стих Сапгира "Спасибо" и Маяковского "Кем быть". Каждый вечер читаем, Илья уже выучил стих наизусть и однажды, когда я для благозвучия сменила кое-где слово в рифме, он меня поправил со словами "там не так было!".😅
Как-то днем ударились в перечитывание любимых старых книг, достали истории про Тюпку Чарушина, "Кротика", из сборника Маршака за один день все любимые стихи и циклы перечитали: Усатый-полосатый, Кто колечко найдет, Вакса-клякса, Сказка о глупом мышонке, Вот какой рассеянный, Багаж, Угомон, Где тут Петя где Сережа, Детки в клетке.
Почитывали также книгу Скороговорок, играли в книгу "Где обедал воробей" Маршака, в "Невероятно длинную таксу"; вспоминали и Чуковского, читали любимые стихи. В один вечер Илья вспомнил о любимой книге Носова и попросил почитать, выбрал рассказ "Дружок" про щенка и "Мишкину кашу". Так что и о Носове не забываем, только теперь большие рассказы готов слушать, а те что на одну страничку уже не просит, начитался.
После фестиваля красок приехали домой и на пока были на творческой волне, открыли новый набор гуаши в тюбиках, которую удобно выдавливать в палитру. Илья вспомнил про книгу Михеевой "Жили-были карандаши", затребовал ее принести и читать ему, а он будет смешивать краски как в книге. Вот так в один день всю книгу перечитали и прорисовали.
Во второй половине месяца нашим основным чтением стали рассказы про Сашу и Машу Анни М.Г. Шмидт. Обе книги пошли в активное чтение, и все Илье их читают по очереди, и папа и я и бабушка. Обнаружилось, что в Маяковке есть все оставшиеся продолжения историй и это спасает меня от необходимости выкупа серии до конца, буду брать в библиотеке.
Из неудачного в этом месяце только книга "Тильда яблочное семечко", большой сборник тематических сезонных историй. Я решила взять что-то еще о Тильде, так как наша книжка-картинка "Ветер приключений" хорошо принимается Ильей и ему мышка нравится. Но сборник оказался ну совсем не подходящий для трехлетки, да честно и в пять-шесть думаю нам будет это не интересно читать. Слог у автора не детский, некоторые рассказы не имеют действия, а описывают разговоры ахи вздохи и переживания персонажей, что ну совсем не интересно ни мне ни ребенку. Это или девчачья книга или просто не наша.
И еще стоит упомянуть книжку-картинку «Малюсенький паровозик» Криса Галла, которую я купила на распродаже в Лабе даже не для нас, а в подарок для малыша. Но Илья увидел книгу в стопке и затребовал прочитать. Конечно, его постигло разочарование на последней странице: "мам, и это всё? а где продолжение?". Я говорю да, это всё, книга-то для малышей, короткая. Нам надо было ее читать в два года, когда мы каждый вечер читали любимые книги "Стройка баюшки-баю" и про машинки, вот тогда бы она имела у Ильи успех.
Вовремя я успела на распродажу Лабиринта и купила Бориса Житкова «Что я видел», не прогадала. Это продолжение истории про путешествия мальчика Алёши Почемучки с бабушкой. У нас есть "Что я видел. Железная дорога", где Алешу мама везет на поезде в Москву на встречу с бабушкой, а в новой книге Алеша уже с бабушкой плывет на пароходе из Москвы в Киев. Тут такое же детальное описание нового пространства глазами трехлетнего ребенка, все его переживания и удивления, которые очень нравятся моему сыну, и отлично ложатся на его нынешнее восприятие мира. Из минусов только то, что приходится на ходу чтения заменять оскорбления из уст взрослых ("он у нас гадкий мальчик", "Фу, какой ты гадкий") на более приемлемые "непослушный". Ну что поделать, сто лет назад шеймить детей было нормальным, так что Борис Житков, описывая свое детство, не покривил душой и не пригладил подробностей своего воспитания. А вот из плюсов - в книге есть небольшие симпатичные иллюстрации. Хотя Илья готов был слушать предыдущую книгу про железную дорогу и без единой картиночки, так они ему нравятся.
Из аудиокниг в этом месяце Илья заслушал и загонял Алису с книгами про Конни, и немного слушал любимую Собачку Соню.
Вот, пожалуй, и всё, что мы читали в апреле.