Моё чтение август - сентябрь
дневник читателяСентябрь в этом году выдался на удивление теплый, солнечный, настоящая "золотая осень". В лесу у нас обилие бурундучков - видимо запасы делают, ближе к людским лесным стоянкам подбираются. А вот на работе сентябрь традиционно "горячий" месяц, аврал из срочных дел и большая усталость. Поэтому по вечерам, открывая книгу, я чувствовала, что вот так с книгой и засыпаю. Однако без чтения никак, и кое-что все же прочиталось.
Начну с букинистики:
А. Бодрова "За синей каемочкой горизонта". Из аннотации становится понятно, что эта книга - продолжение. Первая часть называется "Аринкино утро". И читателям так она понравилась, что они прислали в издательство множество писем с просьбой выпустить продолжение. И автор написала вторую часть книги. Я первую часть не читала, но это не мешало - и во второй части всё было понятно при чтении. История про боевую деревенскую девочку Аринку, которая жила в довоенное время, и которую отправили в город, учиться в средней школе. Жить ей пришлось в съемной комнате, и не сразу ей досталась хорошая квартирная хозяйка, пришлось и пострадать от житья у дальней родственницы. И в самой школе не сразу всё сложилось удачно - одноклассники сторонились её, смеялись над деревенским прямодушием, деревенским нарядом. Но постепенно все в жизни девочки стало меняться лучшую сторону, и друзья появились, и учеба наладилась. Во второй части книги Арина уже взрослая, уже сама мама, но началась война и Аринка со своим боевым характером не могла оставаться в стороне, отправилась на фронт, к партизанам. И дальше рассказывается одна история из её боевой жизни, которая показывает, что не всегда человек такой, каким его считает большинство.
В книге есть иллюстрации А. Карпова:
Следующая книга про времена послевоенные, 1946 год. И. Васильев "Как жить будете, мальчики?":
Сергей Николаевич, бывший фронтовик, направлен директором в деревенский детский дом. Ребят в нем не много, но все они пострадали от войны, потеряв своих близких. Новый директор прилагает все усилия к тому, чтобы воспитать из этих ребят хороших людей, учит их трудится не только себе на благо, но и на благо тех, кому еще тяжелее живется, кто нуждается в помощи. Кто-то из взрослых поддерживает его начинания, кто-то, наоборот, противится и "вставляет палки в колеса". Книга мне понравилась, хорошая. Конечно, не для наших современных реалий, когда "труд только за плату"...
Потом читала осенние книги Ю. Коваля. Рассказы Коваля, конечно, не только про осень, они и про зиму, и про лето. Но для меня эти книги именно осенние, они требуют особого настроения, созерцательного, светлого, у меня такое осенью.
Книгу "Листобой" я приметила для себя уже давно, но все никак не получалось выкроить средства на книгу "для себя", "для души". А тут мы с Филиппом сняли экологический лего-мультфильм и приняли с ним участие в областном экологическом форуме, в конкурсе социальной рекламы. И к нашему удивлению, наш мультфильм занял 1 место. В качестве приза мы получили сертификат в книжный магазин. Решили с Филиппом, что каждый выберет себе по книге. Он выбрал "Метро 2033", которую давно хотел. А я долго бродила по магазинчику, все никак не могла что-то подобрать, и вдруг, на полке детской литературы увидела "Листобой". Все сомнения сразу же исчезли, я свой выбор сделала)).
Книга-настроение. Возможно, на любителя. Но я, как выяснилось, любитель. И акварельные иллюстрации Веры Цепиловой мне в ней очень понравились (правда больше понравились те, где нет изображения людей)):
После "Листобоя" стразу взяла "Воробьиное озеро". Несколько рассказов пересекаются в этих книгах, но большинство разные. А тут рисунки Галины Макавеевой. Эти рисунки мне очень памятны с детства - у меня была много раз читанная - перечитанная книжка со стихами Барто и иллюстрациями Макавеевой, поэтому этот стиль для меня сразу узнаваем. Кстати, и в Мурзилке часто встречались её иллюстрации:
На волне Коваля я посмотрела советский фильм "Марка из страны Гонделупы", потому что там эпизодическую роль папы одного из героев играет Юрий Коваль и поет песню на свои слова.
Прочитала наконец-то "Побег из библиотеки мистера Лимончелло":
"Наконец-то", потому что несколько лет назад про эту книгу и её вторую часть было очень много отзывов. А я всё собиралась-собиралась, а потом раз - и получила её в подарок)) И вот я теперь тоже среди тех, кто знает кто такой Мистер Лимончелло и почему из его библиотеки был совершен побег)). Ловлю себя на мысли, что практически всегда при чтении детских американских книг у меня в голове представляется детский американский фильм. Вот как-то у них всегда фильмы по какому-то единому плану, на котрый накладываются разные герои, разные события. История эта мне понравилась, предложу почитать младшему сыну, думаю, ему тоже должно понравиться. И заинтриговала загадка в конце книги, есть даже кое-какие мысли по поводу разгадки, надо выкроить время и подумать))
И завершила моё сентябрьское чтение "Республика ШКИД" Г. Белых и Л. Пантелеева. Я не читала раньше её. Конечно, много слышала, но вот не читала. И даже фильм, кажется, не смотрела. В общем с этой книгой был у меня пробел. И вот встретилась мне бука с иллюстрациями, которую я с удовольствием прочитала:
Впечатлилась. Роман написан на основе реальных событий, участниками которых были сами авторы. И вот это факт, когда "дефективные" (читай трудные) подростки в спец. школе по собственной инициативе, а не по указке сверху, издают рукописные газеты и журналы, причем у каждой редколлегии своя тематика и ест ежедневные издания, когда они переводят с немецкого Гете и Гейне и пишут перевод готическим шрифтом, когда они сами требуют у директора найти для них преподавателя по политграмоте. Да, параллельно с этим они воруют, бьют педагогов, которые не могут им противостоять, портят имущество школы... Но то, что они САМИ хотели что-то, стремились к чему-то, спорили, рассуждали - это меня, как педагога, заставило печально вздохнуть. Почему сейчас, в сытое благополучное для детей время, большинство из них ничего не хотят?.. Даже участвуя в каких-то мероприятиях, конкурсах, у некоторых первый вопрос: "А что нам за это будет?". То есть просто получить новые эмоции, новый опыт, впечатления, знакомства - этого уже не достаточно. Таких, у которых есть собственная цель, к которой они стремятся и прилагают какие-то усилия, в моем окружении единицы. Большинство либо просто плывет по течению "авось куда-то вынесет", либо красивую цель они себе в воображении нарисовали, а вот предпринимать какие-то усилия для её достижения "это нет, это нам не охота".
В общем, книга займет достойное место на полке рядом с Макаренко, Вигдоровй и другими книгами о педагогах. И фильм теперь хочу все-таки посмотреть. А осень у нас все такая же золотая, не смотря на то, что на календаре уже октябрь. И я рада этому, пусть эта "короткая, но дивная пора" будет в этом году такой вот не короткой, даст возможность успеть насладиться даже глядя в окно, тихим задумчивым светом.