История в открытках
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Всем добрый вечер! Знаю,что сообщество о книгах,но можно поделиться здесь этой красотой, а точнее открытками вызывающее одновременно и тепло и холодок по телу.
С работами Татьяны Сытой познакомилась случайно получив открытку в подарок и тут меня понесло...Я собрала почти все открытки серии «Русская кухня» и «Русские мастерицы».
Хочу чтобы и вы перенеслись в далекое прошлое и заурчало в животе:)
Итак, Художник - иллюстратор книг Татьяна Сытая.
Биография :родилась 1 сентября 1968 года.В 1991 году закончила Харьковский национальный университет им. Каразина.Татьяна Сытая живет и работает в Санкт - Петербурге. Ее иллюстрации яркие, красочные. Они привлекают своей исключительной искренностью, теплотой и радостью.
Открытки Морс и Сбитень
Морс и сбитень.
Сбитень (от слова «сбитый» - ядрёный, крепкий) - это отвар из мёда и трав. До появления чая и кофе - главный напиток русского человека. Сбитень утолял жажду летом и согревал зимой, подавался холодным или горячим.
Ориентировочное время появления напитка на Руси - 12 век. Одним из первых городов, где начали готовить ароматный напиток, была Суздаль. Медовый сбитень - был символом, которым угощали гостей.
Изначально напиток называли «взвар» или «перевар». Иностранцы с восхищением рассказывали о нём, сравнивая с глинтвейном, потому что в тавернах сбитень варили на основе вина и хмеля.
Сбитень был популярен у крестьян и дворян вплоть до 1917 года.
Морс - один из древнейших русских напитков, упоминание, о котором можно найти еще в «Домострое». Само название напитка произошло от слова «мурса», что в переводе означало «вода с медом».
Для его приготовления на Руси издавна использовались лесные ягоды, известные не только своим неповторимым вкусом и ароматом, но и лечебными свойствами, ведь в их составе - и органические кислоты, и витамины, и минеральные соли, пектин.
Землю,
где воздух,
как сладкий морс,
бросишь
и мчишь, колеся, -
но землю,
с которою
вместе мерз,
вовек
разлюбить нельзя.
В.В. Маяковский
Открытки Липовый цвет и Иван-чай
Иван-чай.На Руси наши предки делали чай особым способом. Сначала растение собирали и его листки высушивали. Затем их складывали в кадку для ошпаривания кипятком, после чего перекладывали в корыто для перетирания. Получившееся сырье выкладывали на противень и отправляли в русскую печь. Высушенные листки снова разминали, получая в результате чай, из которого готовили ароматный вкусный напиток с целебными свойствами.
Как здесь свежо под липою густою -
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
1854 Афанасий Фет
Открытка Пасочница
Пасочница - это форма для приготовления творожной пасхи, сделанная из четырех трапециевидных дощечек с глубоким резным рисунком. Чаще всего вырезали православный крест; копие и трость - символы страданий и Воскресения Христа; буквы ХВ - Христос Воскресе; райскую лестницу, символизирующую собой Пресвятую Богородицу Марию; голубя - образ Святого Духа; цветочные рисунки, зерна, виноградные грозди. Такие формы считались семейной ценностью и бережно хранились.
Обычай готовить творожную пасху известен больше в центральных и северных регионах России. Использовалась пасочница единственный раз в году.
Пасху начинали делать обычно в Великий Четверг, помолившись, тщательно вымыв руки. Пасочницу ополаскивали чистой колодезной водой и ставили «домиком» на стол сушиться. Полагалось брать творог самого лучшего качества - свежий, сухой и однородный, сахарную пудру, сливочное масло, сливки или сметану, изюм. Иногда добавляли миндаль, пряности, яйца.
Из четырех деревянных деталей строили четырехстороннюю пирамиду так, чтобы резные изображения оказывались внутри. После этого пасочницу переворачивали на блюдо, аккуратно выкладывали марлей и наполняли творожной массой, добросовестно, плотно утрамбовывая. Когда пасочница была наполнена до краев, содержимое накрывали краями марлевой салфетки, клали на сооружение гнет и ставили в холодное место.
По прошествии двух дней, отворачивали концы марли, накрывали пасочницу тарелкой, переворачивали и только после этой процедуры начинали бережно разбирать. А дальше происходило настоящее таинство: хозяйка осторожно снимала марлю, смотрела как отпечатался рисунок...
В серии вышли три открытки: Пасхальное утро,Куличи и Пасочница
Подготовка к зиме: Соленые огурчики и Капуста
Открытки:Грибочки и Райские яблочки
Ботвинья
Еще не так давно одним из любимых блюд летнего стола в России была ботвинья. Считалось позором, если хозяйка плохо готовила это блюдо. Существовала даже такая пословица: «Какова Устинья, такова у ней и ботвинья». Имела хождение и другая поговорка - если кто-то начинал в чем-то оправдываться, ссылаясь на свои прежние успехи, ему отвечали: «Толкуй, Фетинья Савишна, про ботвинью давишню».
Старинное блюдо русской национальной кухни, холодный суп с тонким нежно-острым вкусом с горчинкой.
Ботвинью заправляют припущенной и протёртой отварной свекольной ботвой и свежей огородной зеленью. Отдельно к ботвинье подают отваренную свежую или солёно-копчёную рыбу преимущественно ценных видов, «красную» (белугу, осетрину, судака), и раковые шейки.
Появление ботвиньи на столе ознаменовывало в России окончание зимы и холодов. В XIX веке изысканная ботвинья была яркой жемчужиной русской кухни, её называли королевой русских холодных супов.
Открытки: Ботвинья и Уха
Зажмуришься и вдыхаешь, - такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость - со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках…
Из книги Ивана Шмелёва «Лето Господне»
Открытки: Время ягод и Яблочный спас.
Еще одним типов продуктов, которые неизменно присутствовали на столах русичей, были сезонные ягоды. В период, когда они созревали в лесных чащах, славяне лакомились черникой, малиной, ежевикой. Очень популярной в те времена была морошка, которая сегодня оказалась несколько забытой в сравнении с другими ягодами.
Открытки: Блины и Пельмешки(хлебное ухо).
Открытки: Пирожки и Ватрушки.
«Красная горка»- первое воскресенье после Пасхи.
С древности Красная горка отмечалась широко и празднично: с девичьими хороводами, ярмарками невест, праздничными угощениями, обрядами встречи весны, а также обходами дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов.
Праздновали на самом высоком холме, чья вершина первой избавилась от снега. Такая горка и называлась «красной», «красивой», «нагретой солнцем».
К празднику готовились заранее, так как на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Молодые девчата всячески старались привлечь к себе внимание - вплетали в косы яркие ленты и надевали красочные платки.
Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла. Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками.
По всей округе слышны были смех, песни и веселье.
Этот день испокон веков был на Руси одним из самых радостных в году.
"Козуля" - расписной архангельский пряник, выпекаемый по старинным рецептам.
Козули - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка». Козули первоначально являлись национальным лакомством поморов, которые изготовляли их только на Рождество. В настоящий момент козули изготавливают в Архангельской и Мурманской областях, а также на Урале. Готовыми выпеченными фигурками иногда украшали рождественскую ёлку, а после съедали их.
Открытки: Расписные козули и Красная горка.
Открытки: Оладушки-ребятушки и Для мамы
Открытки: Помощники и Хлеб.
Открытки: Тетёрки и Каравай.
Тетёрки
На праздник солнечного равноденствия (22 марта), когда солнце начинает светить ярче, в Каргопольском районе Архангельской области, хозяйки пекли особое печенье, в виде круга - "тетёрки". На Каргаполье есть древняя легенда о солнечной птице глухом тетереве. Как и в ряде других северных областей, весну глухарь начинает, свою песню тетерке поет боровая птица и ничего не видит и не слышит вокруг. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто тетеркой. Отсюда и «тетёрки» пошли. Печенье символизировало солнце. Пекли его из ржаной муки. Раскатывали колбаски, а затем свивали узор по движению солнца - по часовой стрелке. Готовили тетёрки всей семьей. Каждая тетерка - это своего рода картина. Ржаные тетерки можно хранить около года. По вкусу они напоминают сладкую хрустящую соломку. Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных ) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей. Но рисунки печенья остались такими же сложными.
Рецепт: печенье готовят из теста, скатанного в жгуты, и выкладывают в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
Вам потребуется:
- ржаная мука
- вода
- щепотка соли
- немного льняного масла
Всё берётся на глазок - тесто должно быть крутым и чуть солоноватым. В него можно добавить льняное семя или кунжут. «Тетёрки» из ржаной муки получаются довольно жёсткими. Раньше их под приятную беседу грызли вместо семечек да сухариков. Зато само тесто - отличный материал для детского творчества. Поэтому приготовление этого чудесного печенья соберёт всю семью и наполнит дом ароматом свежеиспечённого ржаного хлеба
Открытки: Гречка с лисичками и Молочная река,кисельные берега.
Кисель - это исконно русское блюдо. Свое название кисель получил от слова «кислый», так как в древности он представлял собой не что иное, как продукт кисломолочного брожения. В древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато - коричневый цвет. Кисели получались упругими, напоминающими студень или холодец, который можно было резать ножом.
Гречку с лисичками ели на Руси с давних времен. Известное дело, грибами заменяли мясо.Среди более-менее знакомых современному человеку названий можно выделить пшенную и овсяную кашу. Они и были наиболее частыми гостями на столе среднестатистической древнерусской семьи. Правда, готовили обе каши тогда иначе: к примеру, овсянку варили не из хлопьев, как сейчас, а использовали цельный овес. Тоже самое с пшенкой - ее тоже готовили из цельного зерна.
Открытки :Калитки и Гурьевская каша.
Калитки - это карельские пирожки-ватрушки из пресного теста на ржаной муке. Русское слово «калитка» к дверце в заборе, конечно, отношения не имеет. Одни говорят, что оно возникло по созвучию с карельским kalitat или kalittoa. Другие считают, что могло произойти от слова «калита»: так в Древней Руси называли кошель, который стягивали шнурком - получалось немного похоже на защипы на калитках.
Сами карелы называют их еще «рюпиттетю», что означает «морщинистые», «сборчатые», по ввиду их защипки, а «калиттоа» можно перевести, как «намазанное», ибо начинку как бы намазывают на блинчик, или сканец из которого делается пирожок.
Помимо ржаной муки для приготовления калиток используют воду, простоквашу, соль, молоко, масло, сметану и начинку из перловой крупы. «Калитки просят восьмерки», - так говорили в старину хозяйки.
В народе существовал особый ритуал, связанный с калитками, если кто-то из соседей заходил в дом в тот момент, когда хозяйка, достав из печи калитки смазывала их маслом, он должен был сказать: «Красивые руки намазывающей!». Хозяйка отвечала: «Иди, возьми, намазанный!» Пекли калитки по воскресеньям, а также в праздничные дни. Традиционная подача макать калитки в смесь из горячего молока и растопленного в нем сливочного масла; кушали их также с супом или ухой.
По форме калитки сразу было понятно, в чей дом ты вошел: у вепсов круглые, у карелов - продолговатые, в форме лодочек. Заонежские русские калитки тоже делали круглыми, но защипывали их на шесть углов.
ГУРЬЕВСКАЯ КАША
Для современного человека каша ассоциируется прежде всего с полезным завтраком или гарниром ко второму блюду. Тем более поразителен рецепт, ставший национальным брендом. Знаменитая Гурьевская каша, справедливо названная "царь-кашей", «королевой десертов». Румяные пенки с топленых сливок, сухофрукты, карамелизованные орехи, соус из абрикосов и конечно же манка обязательно из твёрдых сортов пшеницы. Просто буквальная материализация сладкой жизни!
История создания гурьевской каши:
По одной версии сладкое блюдо придумал министр финансов России граф Дмитрий Александрович Гурьев (1758-1825) в честь победы над Наполеоном Бонапартом. По другой - десерт приготовил крепостной повар Захар Кузьмин для торжественного обеда у отставного майора Оренбургского драгунского полка Георгия Владимировича Юрисовского, на который был приглашен и граф Дмитрий Александрович. Его сиятельству настолько понравилась каша, что он выкупил крепостного повара вместе с семьей. Рецепт чудо-каши был дополнен и усовершенствован самим графом Гурьевым и стал любимым лакомством высшего света столицы, включая царскую семью.
А в итоге получился бесподобный десерт, не имеющий аналогов в кухнях мира, эталоном богатства вкуса в отечественной кулинарной традиции.
По рецепту В. В. Похлёбкина, гурьевскую кашу сервируют в глубокую посуду несколькими слоями манной каши, проложенными предварительно подготовленной молочной пенкой, промазанными вареньем и мёдом и пересыпанными орехами, цукатами, сухофруктами и пряностями. Во времена графа Гурьева манная крупа была редкостью и стоила дорого. Молочные или сливочные пенки запекали из цельного молока в невысоких кастрюлях или на сковороде в печи до тёмно-коричневого цвета, чтобы они не горчили. Орехи (фундук, грецкий и миндаль) частью измельчали, а часть обжаривали целиком или половинками в сахаре до образования светло-коричневой карамельной плёнки. Из свежих фруктов и ягод в гурьевскую кашу годились нарезанные абрикосы, груша, клубника, земляника, малина. Перед подачей манную кашу выкладывали в форму для выпечки, сверху покрывали фруктами и измельчёнными орехами и затем пенками и разогревали в течение нескольких минут. Готовое блюдо гарнировали карамелизированными орехами, фруктами, посыпали сахарной пудрой. Гурьевскую кашу подавали горячей.
Открытки: Расстегаи и Печатный пряник.
Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII - XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне.
Городецкие пряничные доски отличаются разнообразными сюжетными рельефами, которые обязательно сопровождают разъяснительные тексты. А вот саратовцы предпочитали пряники, покрытые мелким геометрическим орнаментом. Пряничные мастера лесного Верхнего Поволжья, особенно четко разделяя свои изделия по «целевому назначению» - для подарков, для детей, для именин, для свадеб и т. д., - использовали в качестве орнамента замысловатую вязь нравоучительных и поздравительных текстов.
Архангельские пряничники, учитывая тягу горожан к экзотическим сюжетам, создали удивительную по своей этнографической точности серию, повествующую о жизни ненцев («самоедов» - как их тогда называли), точно подметив детали одежды, конструкции нарт, оленьей упряжки, северных русских деревень и городов.
Открытки: Вечерний чай и Завтрак в траве.
Открытки: Медовик и Постила.
Постила - старинное русское лакомство. Делали его из наших чисто русских яблок сорта «Антоновка», чем севернее произрастала Антоновка - тем лучше, тем больше в ней нужных для превосходной постилы ингредиентов.
Постила - взбитая в пышную белую пену яблочная масса с добавлением рябинового и брусничного сока, которую особым образом постилали (отсюда и название) на холстины в деревянные рамки из ольхи и высушивали в русской печи. Нежный, ароматный яблочный «бисквит», в котором нет ни капли муки, - вот что такое постила. А ещё - это запах, запах уходящего лета, яблоневого сада, и чего-то родного-родного, родом из детства
Открытки: К празднику готовы и Клюква в сахаре.
Открытки: Петушок и Кокурки.
300 лет назад в России впервые был открыт сахарный завод.
История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад, но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только состоятельные гурманы. Простому люду он был в диковинку. Только при Петре Первом попытались наладить его массовое производство. В Кремле появилась Сахарная палата.
И в 1719-м первый российский сахарозаводчик Павел Вестов основал в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне, на берегу Большой Невки, завод по обработке привозного тростникового сырца. 600 пудов в год (1 пуд - 16,38 кг) - таков был первый собственный сладкий «урожай» России. Но дело очень тормозилось. Сырьё-то привозить надо из-за границы, а значит, и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы. Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти, как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.
В России карамель варили еще в 14 веке, основным сырьем выступали патока и мед. Формы готовили из дерева, позднее - металла, делали их в виде фигурок животных, птиц и деревьев, но больше всего было петушков. Ведь на Руси эта птица всегда считалась символом жизни и плодородия. Оберег в виде петуха отгонял нечистые силы и защищал хозяина от всяческих напастей. Ни один народный праздник, ни одна ярмарка не обходились без продажи сладких леденцов на палочке. Так как их готовили кустарно, рецепты передавали по наследству от отца к сыну. «Леденец» - исключительно русское название карамели. На Руси так называли конфету из-за схожести со льдом.
Кокурки - это старинное северо-русское блюдо. Да в общем-то не то, чтобы блюдо, просто бездрожжевой хлебец, запеченный с вареным яйцом. Название происходит от слова кокош - так в древности называли курицу наседку (отсюда и кокошник, кстати). В старину кокурки готовили в дорогу - просто и сытно. А главное удобно - чистить яйца не нужно, они не побьются. Тесто может быть любым, но традиционно на сметане - ржаное. Очень вкусно с соленым огурчиком)
Открытки: Весенняя зелень и Рождество.
Накануне Рождества было принято торжественно и весело обходить дворы с песнями, пожеланиями-колядками, торжественными стихами в честь Рождения Христа. Христославы или, как ещё их в народе называли - «славильщики» несли с собой Звезду, так и говорили - «ходить со Звездой». Звезду делали совершенно по-разному, на своё усмотрение и творческое озарение. Обычно брали обруч от сита, прикрепляли к нему палку с гнездом для свечи, лучи украшали бахромой из бумаги.
Славильщики, чаще всего детвора, получали за свои песни и поздравления щедрые угощения: пироги, калачи, яблоки, шанешки, баранки.
Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки, горят;
На огонь бежит сугробом
«Со звездой» толпа ребят…
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твоё» поют.
- Христославы, Христославы! -
Раздаётся там и тут….
Аполлон Коринфский
В нашей коллекции открыток Русской кухни не хватает одной единственной-Солёные арбузы.Надеемся и её заполучить:)Кстати совсем недавно вспомнив об этой открытки объелись с семьёй моченных арбузов-холодных и вкусных.
"Солёный арбуз"
Традиция солить арбузы имеет свою любопытную историю. Православная церковь некоторое время запрещала употреблять его в привычном необработанном виде. Перед едой арбуз рекомендовалось хорошенько проварить или просолить. Когда этот странный запрет был отменен, опальную ягоду стали есть в естественном виде, но традиция осталась.
А в Астраханской губернии арбузная эра началась в начале 1850-х. Двое предприимчивых крестьян из села Быковы Хутора, Горлов и Толочков, расширили посевы и стали сбывать арбузы вверх по Волге с большой выгодой. Соседи быстренько вняли их примеру. Через десять лет бахчи простирались уже на сотню километров - от Царицына (Волгограда), до самого Камышина. На длинных баржах возили их до самого Нижнего и Перми. Главный арбузный центр образовался в Быкове. Тут загружали десяток барж в сутки.
В наше время любители большой ягоды продолжают старинную традицию солить, мариновать арбузы в бочках. Существует много рецептов, семейных секретных добавок: кто-то солит арбузы с дубовыми листьями, яблоками, кто-то любит по-острее - тогда в ход идут чеснок, красный перец, душистые листья смородины.
Кстати, и моя бабушка солила арбузы в бочке. Душистые, хрустящие, ледяные небольшие арбузики - любимое лакомство для всей семьи к новогодним праздникам.
Серия открыток: «Русские мастерицы».
Открытки: Светёлка и Поясок.
Светёлка - девичья комната в верхней части дома, где юные мастерицы создавали своё приданое: вышивали, плели кружева и пояса, украшали одежду бисером, занимались белошвейным и золотошвейным шитьём. В светёлке пели о заветном и долгожданном, весёлом и счастливом. Вот об этом иллюстрация «Светёлка».
Пояс в старину был обязательным атрибутом как женского, так и мужского костюма. Ходить «распоясанным» было совершенно невозможно и недопустимо. В представлении наших предков любая опаяска способна противостоять недобрым силам, отводить болезни, защищать своего хозяина так же как православный нательный крестик. Делали пояса разными способами: плетение, ткачество на различных приспособлениях. Из цветных ниток мастерицы ткали на поясах замысловатые узоры, иногда даже целые слова.
Мне больше всего нравится старинный способ ткать пояс на «дощечках», есть в нём что-то магическое.
Открытки:Лоскутки и Петельки.
Золотое, или золотное, шитье - это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.
Открытки: Золотое шитье и Бисер.
Первые свистульки в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне Кирова) лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» - в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане - «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках.
Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.
Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Дымковская игрушка не любит «одиночества», мастерицы создают целые композиции, бытовые рассказы со множеством персонажей, животных, птиц, цветов. Но всё же символом «дымки» стала барышня.
Открытки: Дымково и Звенят коклюши.
Открытки: Берегиня и Обновка.
Традиционная русская тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Безликая кукла развивает воображение. Играя, дети могут наделять куклу разными качествами, настроением, создавать свой сказочный мир.
В древности, дети проигрывали в куклы все праздничные обряды, которых строго придерживались в своем быту наши предки, повторяли традиционный семейный уклад. По тому, как играли малыши, взрослые определяли дальнейшую судьбу рода. Если в игре у детей появляются князья и княгини, значит быть свадьбе. Если много и усердно малыши «крутят» лялечек, значит ждать пополнения в семье.
Куклы сопровождали женщину и ее семью всю жизнь. Кукол собиралось больше сотни. Особенно важную роль играла кукла в момент пограничного состояния, когда кукла делалась по особой серьезной причине. Создавался круг женской силы воплощенный в куклу-берегиню, выполненную по традициям и канонам строго соблюдаемым.
Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Вместе с невестой переезжал в новую для нее семью, среди прочего приданого, и сундук с куклами. По тому, как искусно сделаны были эти куклы, судили о невестке, как о хозяйке и рукодельнице. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Прялка - наверное, самый мистический атрибут крестьянского быта. В старину прялка сопровождала женщину всю жизнь, её берегли, украшали, дарили как самый ценный подарок. Во всех музеях не найдёте двух одинаковых прялок, потому что - это предмет очень личный и украшению прялки, её форме придавали большое значение. Прядению девочки начинали учиться с 5-8 лет. Отец вырезал первую прялочку дочке под её росточек. Искусно с любовью украшалась новая прялочка и резьбой и росписью, а иногда и дарственной надписью. Маленькая пряха училась искусству прядения нити у мамы или старших сестёр.
Соломоплетение связано с древнейшими обрядами, в основе которых лежит культ хлеба и соломы. Дело в том, что наши прародители наделяли зерно и солому, которые, по их мнению, содержали в своих недрах живую энергию природы-матушки, божественной силой. А затем зерна и солома, в свою очередь, наделяли мощью не только колосья и стебли нового урожая, но и все, что каким-либо образом с ними соприкасается.
Существовало множество поверий и обрядов, связанных с соломой, некоторые из которых дошли и до нас. К примеру, жениха и невесту на свадьбе осыпали зерном, желая им достатка и здоровья, а молодую жену усаживали на солому, дабы ей и новоиспеченной семье передалась сила растений. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.
Одним из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самым загадочным являются соломенные «пауки». Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармонией. Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны. Подвешенный к потолку, «Паук» находится в постоянном движении, вращается в разные стороны. Строгая гармония форм и движения «паука» направлена на оберег дома и его хозяев: в паутину вбирается вся негативная энергия, присутствующая в доме. Каждый год повторяется цикл: старый «паук» сжигался и на его место вывешивался новый.
Открытки: Прялка-прялочка и Соломка.
Житель Сергиева Посада вырезал из липовой чурки куклу, да и показал ее местному купцу, а тот, куклу у крестьянина купил и выставил ее в своей лавке. Деревянная фигурка и дня не простояла на витрине, приобрели ее с большой выгодой для купца, и тогда торговец заказал мастеру целую партию забавных игрушек. В конечном итоге, купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа Богородских игрушек стала одним из важнейших источников заработка.
Открытка: Синий вечер.
Открытка: Крылья.
Начинаем собирать новую коллекцию открыток«Русские окна»
Обычай печь жаворонков существовал еще с языческих времен. В языческом народном календаре это был день весеннего равноденствия, Считалось , что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы. Птицы были символами наступающей весны. С "жаворонками" были связаны разнообразные обряды по призванию весны ("кликанье" весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высокую горку и кричали различные призывающие весну стишки.
Открытки: Жаворонки,Прощенное Воскресенье(Мария Фазанова).Открыла для себя еще одного замечательного художника. Занимаюсь посткроссингом и собрала уже не мало открыток на данную тему.Нежно люблю свои находки)
Спасибо,что заглянули! Всем чайно-медовых выходных:)
Мария Фазанова
Открытки: Яблочный, медовый и ореховый спас. Праздник корюшки.
Корюшка - один из символов Петербурга, неразрывно связанный с его историей.
После основания города невская корюшка стала рыбой-кормилицей для растущего населения северной столицы. В 1705 году Петром I был издан указ о поддержке рыбаков, ловивших корюшку.
Весной 1708 года по указу Петра I в строящемся Санкт-Петербурге прошла первая фиеста, посвящённая корюшке. Сам император в тот момент находился в действующей армии, воюя против шведских войск Карла XII. Фиестой в отсутствие Петра руководил его ближайший сподвижник - светлейший князь и петербургский губернатор Александр Меншиков.
Впервые презентация нового городского праздника - «Праздник Корюшки» состоялась в августе 2002 года в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Организатором праздника является Санкт-Петербургское отделение Российского творческого Союза работников культуры.
Помимо всего прочего, на празднике проводятся мероприятия: «Генеральская уха», в ходе которой в чане емкостью 1000 литров готовится уха, «Зарыбление» - экологическая акция, состоящая в выпуске мальков лосося в Финский залив и «Золотая рыбка в серебряной стае» - в некоторых жареных рыбок помещаются позолоченные кулоны, изображающие корюшку.
Мария Фазанова
Открытки: Тай-дай(окрашивание тканей),Курочка Ряба,Фазаны.