Катин топ книг 2023 (10 лет)
ТОП - любимые книгиРазложив на полу 46 прочитанных за год Кате книг (только художественная проза в переплёте), я позвала её и попросила выбрать лучшие. Она какое-то время перекладывала их с места на место, иногда спрашивая: «А это про что была, напомни?». Потом сказала: «Мама, они все такие крутые!», - и начала перекладывать сначала. Откладывая в сторону очередную книгу, она поднимала на меня глаза и говорила: «Но это не потому, что она плохая!»
Первые три легли в сторону лучших достаточно быстро. С них и начну. В порядке прочтения.
Элис Броуч. Шедевр. По-моему достойное название для одной из лучших книг года, не находите? И это название полностью отражает нашу с Катей оценку произведения. Эта книга одна из тех, от которвх трудно оторваться (я порой читала тоихонько дальше, после того, как Катя засыпала. Это книга о дружбе 11-летнего Джеймса и маленького невероятно талантливого жучка Марвина, живущего под мойкой. Это книга об эмпатии. Это книга - захватывающий детектив. И ещё эта книга об искусстве. После её прочтения хочется не только читать про картины, но и пойти в музей. Мы с Катей обе были разочарованы от того, что миниатюр, о которых идёт речь в книге, никогда на самом деле не существовало…
Роальд Даль. Матильда. Это самая странная книга прочитанная нами в прошлом году. И я была немало удивлена, что Катя включила её в свой топ-3. Мне лично бОльшую часть книги хотелось бросить со словами: «Чё за фигня?» И только, когда уровень абсурда стал зашкаливать, стало смешно. Очень напомнило мне Санаева «Похороните меня за плинтусом», которую я сначала гневно возмущаясь отвергла («да, что тут смешного, плакать надо!») и только со второй попытки хохотала в голос. Великий Даль для меня слишком гениален. А Катя вот, оказывается, сразу поняла, что атор не издевается над нами и не прикалывается, она искренне сочувствовала героям книги, гордилась и раздовалась за них.
Наталья Маркелова. Страж двенадцатого удара. Сначала Кате было немножко страшно - не любит она страшное. И выдуманное всякое не очень-то любит. Но интересно же! На мой вкус, интрига затянута сильно дольше разумного: полкниги тебе обещают, что вот сейчас-то наконец начнётся! Но вот началось и, в общем, оказалось хоть и страшным, но как-то всё больше и больше росла уверенность, что всё кончится хорошо. Книга вызывающая всплеск сильных эмоций (как и две предыдущие, однако), книга о вере в себя, о дружбе, о доверии, о победе добра над злом. Это было блестящее завершение прошлого года.
Но я попросила её выбрать ещё несколько. И в стопку легли следующие четыре книги.
Александра Созонова. Чукля. Жизнь ребёнка в больнице. И не только ребёнка. И не только жизнь… Непростая очень книга. Но как-то умудрилась Александра Созонова, добавить в эту историю элемент сказки. Причём как-то так, что не сразу и поймёшь, что это сказка, веришь, что всё будет хорошо. И даже, когда понимаешь, что не будет, всё равно уверен, что чудо неизбежно. Книга - лауреат XI сезона конкурса «Новая детская книга» в номинации «Истории на вырост», и вот эта номинация очень точно отражает суть - это история не ждёт, когда до неё дорастут, она выращивает читателя в процессе.
Ингвалл Свинсос. Том в горах. На книге стоит рекомендация издательства 6-10 лет. Мы читали в 10 и ни годом раньше не смогли бы: слишком сурово всё в книге, слишком остро. Мы с Катей, за полгода до прочтения похоронившие нашего кота, очень переживали за Тома, которому досталось такое непростое испытание, уревелись обе. Но как же радовались, когда всё для него кончилось хорошо. Ещё одна книга «на вырост».
Юлия Кузнецова. На острове вулканов. Тут всё просто - книга вернула нас обратно в Исландию, в путешествие позапрошлого года. И так в ней всё знакомо и близко, так она снова всколыхнула наши воспоминания, так живо вспомнились все эмоции, что не могла она не попасть в топ.
Тамара Михеева. Асино лето. Эту книгу мы читали месяц. И на мой взгляд в ней слишком всего много, меня утомило. А Катю вот впечатлило. Хотя, подозреваю, и не всё попало по адресу, но, повторюсь, в книге, столько всег, что если даже только половина посылов дошли, то этого уже много.
Дальше Катя сказала: «Всё, остальные все хорошие».
И я добавила три позиции от себя.
Мария Парр. Вафельное сердце. Про эту книгу (да в этом сообществе) сказано уже примерно чуть больше, чем всё и прочитана она как минимум каждой мамой. Мы читале её в январе прошлого года, подозреваю, что именно поэтому, Катины впечатления от неё уже улеглись и подзабылись. Но не включить её в топ не могу. Просто надо перечитать.
Мария Парр. Тоня Глиммердал. То же самое. Все читали ( кто не - читать обязательно!). А мы будем перечитывать, ибо то же самое, с весны уже подзабылась. А во время чтения были восторги. Мне она даже больше предыдущей понравилась.
Мария Бершадская. Большая маленькая девочка. Мы несколько лет назад начинали их читать, тогда у нас были только первые 4 или 5. Когда собрались все 12, я долго надеялась, что Катя будет читать их сама. Но нет, не сложилось. Катя по своей инициативе читает только на немецком, заставлять читать на расскум я не хочу. Поэтому в ушедшем уже году я прочитала, пока ещё совсем не переросла, все истории про Дюне и Большую маленькую девочку. На мой взгляд, книги Бершадской просто кладезь тем для обсуждения, для разговоров, для развития. Они невероятно легко написаны и моментально завоёвывают сипатию. А ещё они местами очень весёлые, а в других моментах очень грустные. Читая их, нельзя остаться равнодушным. Если бы я как всегда до этого выбирала Книжную девочку года, то это была бы девочка Женя.
Очень многое осталось за кадром - стихи, научно-популярные книги, аудиокниги, книги, перечитываемые папой (нельзя никак не упомянуть Дедморозовку, которую читаем седьмой год подряд!), самостоятельно прочитанные книги, книги, читаные в книжных клубах, книги, читанные Катей Иде… Но растягивать этот пост до необъятности не хочется, да и январь уже за середину перевалил…Читаем дальше!
Спасибо всем, кто прочитал. Хороших вам книг!