Любите ли вы лес?
Художники-иллюстраторыВопрос не праздный, потому что я хочу показать вам одну замечательную книгу... нет, не книгу - художественный альбом, все содержание которого наполнено любовью к русской природе, а точнее - к лесу.
Но сначала хочу сказать огромное спасибо Стефании, которая показала мне эту книгу (дала ссылку на нее), до этого она мне на глаза не попадалась. Вот увидела я ее и сразу безоговорочно решила, что мне надо! Потому что... потому что я подарю ее мужу на Новый год! Он у меня не такой уж большой почитатель книг, но зато большой любитель леса, я уверена, что он такой альбом оценит по достоинству (а я убью двух зайцев - и мужу угожу с подарком, и приобрела в домашнюю библиотеку, читай - для дочки и для себя, еще одну красоту).
Интересно? Прошу под кат. Наливайте кофе, устраивайтесь поудобнее - будет много фото и слов!
ПОД ПОЛОГОМ РУССКОГО ЛЕСА
Книга довольно тяжелая (весит больше 1,5 кг), толстая, увеличенного формата. Бумага мелованная, белоснежная (фото у меня получились темноваты, пыталась и так и этак, со вспышкой получаются блики, без вспышки иллюстрации темные. Из двух зол выбрала меньшее). Ляссе. Фамилия автора и название на обложке - тиснение серебром. На этом полиграфические изыски, пожалуй, заканчиваются. Да они здесь и не нужны!
Вадим Горбатов - один из ведущих российских художников-анималистов, живописец, график, художник книги. Вот как Олег Малов (журналист, автор статей и книг об охоте) пишет о Горбатове в предисловии: "Вместе с зоологами, охотниками, кинооператорами Вадим Горбатов побывал в самых разных уголках планеты - от тундр Сибири и Аляски до джунглей Индии, Камбоджи и Эквадора. Сотни и сотни акварелей, зарисовок и записей, сделанных во время этих экспедиций, являются тем мощным фундаментом, на которм держится все творчество художника. Вадимом Алексеевичем написано много полотен, которые хранятся в музеях и частных собраниях во многих странах. <...> Его имя стоит в первых рядах признанных мировых мастеров живописи этого жанра {анималистики}. И при этом Вадим остается очень простым и славным в общении человеком..."
Открываем?
Больше всего в альбоме акварелей. Как признается сам автор: "Во время своих путешествий я обычно работаю акварелью. Она быстро сохнет, занимает мало места и почти ничего не весит. <...> Впоследствии эти полевые акварели служат мне основой для станковых работ в мастерской. В этих листах с раздавленными комарами и следами дождевых капель лучше всего сохраняется живое ощущение тех мест, где я побывал."
Есть и картины, написанные на холсте маслом, уже в мастреской.
Есть графика.
Текста мало, в основном краткие заметки к тому или иному рисунку, изображению.
Есть и коротенькие истории, случившиеся с автором.
Иногда картины расположены на целом развороте, но чаще занимают одну страницу или даже часть страницы. При этом на разворте может быть несколько акварелей или акварели в сочетании с карандашными набросками.
Часто на готовом уже рисунке проступает рукописный текст, коротенькие записи. Эти заметки - мысли, которые нужно не упустить, которые надо отразить на будущей картине. Иногда "на полях" показаны этапы создания элементов рисунка, и тогда мы как будто бы находимся рядом с автором в момент его творческого порыва, следим за ходом его мысли и за карандашом в его руке.
Весь альбом просто пронизан любовью к природе, иначе невозможно было бы так нарисовать (художники меня поправят - написать) лес, его обитателей в их повседневности.
У автора нет цели познакомить нас с лесом, тайгой "от а до я", в альбоме нет последовательного рассказа о жизни леса, это лишь "пестрая мозаика личных впечатлений" - собранные воедино работы автора за много лет, выполненные в разной технике, в разных уголках нашей страны и снабженные небольшими комментариями. Но рассмотрев/прочитав весь альбом, я поняла, что лес мне стал гораздо ближе, я знаю теперь о его обитателях намного больше, и никакой учебник по биологии не открыл бы мне столько тайн и столько красоты в родной природе. Обязательно будем рассматривать альбом вместе с дочкой, когда она подрастет (а потом папа покажет ей настоящую сибирскую тайгу).
Композиционно альбом делится по временам года, соответственно имеет 4 части: весна, лето, осень, зима.
Посмотрим?
Весна
Растаяли ледовые оковы.
Над тихим озером туманный полог дня.
В разводье чистом селезень кряковый
Дремоту в неподвижности храня,
Качается. Залив зеркально светен
В оправе снега и обтаявшей травы.
И селезень издалека приметен
По шелку изумрудной головы.
Покой пока. Но скоро снег растает
И забурлит навстречу птичьим стаям.
Лето
Путь озером привычен лосю, прост,
Короткий самый, выверенный, точный.
Сюда, где ивы и осиновый подрост
Чуть горьковатый молодой и сочный.
У отмели. Водою залитая
Она под солнцем словно золотая.
Намокший бык, бывалый, сильный, умный
Выходит на берег, отряхиваясь шумно.
Сверкает в брызгах радуги дуга
И молодые в бархате рога.
Осень
Стих шум листвы над черным озером,
Но треплет ветер ветви наверху.
Сплавина в инее - под утро приморозило,
Седая клюква россыпью во мху.
В оправе золота, как в дорогой картине,
Зубчатый ельник сказочно хорош.
И ветер серебристой паутиной
Проносит озером стремительную дрожь.
А небо низкое все тяжелей и мглистей
Над золотом летящих в воду листьев.
Зима
Отроги гор далекий лес иззубрил.
Тигрица дремлет над обрывом, ждет.
Вдруг запах кабанов или изюбря
Ей из долины ветер принесет.
Но спит распадок, как заговоренный.
Лишь где-то высоко в горах
Метель несет поземкой снежный прах.
А здесь затишье. Дремлющий тигренок
Прижался к матери, зевая и урча.
Простор. Мочанье, царство кедрача.
Спасибо за внимание!