Джойс Тилдсли "Древний Египет" (Астрель, 2012)
Средним и старшим школьникамПродолжаю египетскую тему :) Размышляла о своих исторических предпочтениях и вспомнилось, что ведь мое увлечение историей началось именно с Древнего Египта, когда в 5 классе к нам пришла замечательная, мягкая, тактичная, а главное - не равнодушная учительница истории... И сохранилось на всю жизнь - вот ведь сила харизмы!
Помимо энциклопедии, о которой я на днях рассказывала, - солидного труда, посвященного Древнему Египту, содержащего информацию из самых разнообразных источников, очень объемного, хотелось мне еще для ребенка найти какой-то вариант попроще, который подошел бы если уж не для начального (поскольку оно у нас уже состоялось ранее), то хотя бы для самого общего знакомства с темой. Одним словом, мне нужна была своеобразная система координат по Древнему Египту, как бы канва, основа, на которую я смогла бы нанизывать фактологический материал, почерпнутый из упомянутой энциклопедии, конспект занятий по истории. И наиболее подходящей в этом плане мне показалась книга Джойса Тилдсли (перевод с английского).
В первую очередь, конечно, обращает на себя внимание оформление: эффектно, красочно, наглядно. Да, в ней нет кармашков, выдвижных элементов и всяких секретиков, но и книга уже не для малышей. Форзац и нахзац оформлены в соответствии с тематикой:
Книга состоит фактически из двух разделов: общей информации и отдельных интересных подробностей.
Вот, например, как подается историческая часть информации - о Ниле: рассказывается о значении Нила для Египта, сообщается о том, что "Нил протекает через территорию Египта на север по Нильской долине, называемой Верхним, или Южным, Египтом, снабжая пустыню столь нужной там водой. Около Мемфиса (недалеко от современного Каира) река - перед впадением в Средиземное море - распадается на несколько рукавов. Образуется дельта Нила - Нижний, или Северный, Египет". Довольно удачна идея со схемой Нила и изображениями объектов, расположенных по его берегам, к которым даются краткие пояснения. Например, город Абидос (напомню, что в энцикпопедии Древнего Египта ему было посвящено практически целых два разворота) упоминается в связи с тем, что возле него "находится старейший некрополь Египта". То есть конкретная информация носит очень сжатый характер.
Так же, как и в Энциклопедии, здесь есть хронологическая схема:
Вот как описывается социальная пирамида Древнего Египта: "Социальная структура Египта была очень жёсткой. Мальчиков готовили к той же работе, что выполняли их отцы и деды, а девочек воспитывали так, чтобы они стали хорошими жёнами и матерями. Женщины имели право работать вне дома - например, держать палатку на городском рынке и продавать излишки урожая, но на первом месте всегда стояла работа по дому. Браки совершались между мужчиной и женщиной, принадлежащими к одному социальному классу, и только люди, которым повезло получить образование, могли надеяться на продвижение по социальной лестнице. Правил Египтом царь, или фараон, и считалось, что среди смертных он один может общаться с богами. Фараон стоял во главе армии, государственного аппарата и жрецов. В исполнении этих функций ему помогали представители образованного высшего класса, которые проживали в городах и для которых строились роскошные гробницы. Подавляющее большинство населения составляли крестьяне, обрабатывавшие принадлежащую государству или храмам землю: крестьян хоронили в простых могилах в пустыне".
Что на этом конкретно развороте неудачно - текст белый на черной странице, притом мелкий, читается тяжело.
Далее рассказывается о раскопках на территории Древнего Египта - кратко, без подробностей (о тайне гробницы фараона Тутанхамона и загадочной судьбе членов экспедиции Говарда Картера, например, даже не упоминается).
С богами случился казус. Дело в том, что мы одно время покупали журналы "Тайны богов Египта" с фигурками древнеегипетских богов, поэтому сын вообще-то в курсе, что их было довольно много и каждый отвечал за какой-то определенный сектор
экономики жизни или смерти египтян, так вот каково же было его удивление, когда в этой книге он не обнаружил упоминания даже и о половине из тех, чьи фигурки у нас стоят!
Всех фараонов мы еще пока не выучили, поэтому тут все прошло гладко, без вопросов о том, кто куда подевался :)
Хотя раньше мы уже читали о пирамидах и я рассказывала о них как об одном из семи чудес света, объясняла, в чем это чудо состоит, что тогдашний уровень развития техники не позволял осуществлять такие грандиозные постройки и т.д., все равно обстоятельства их строительства опять произвели на ребенка сильное впечатление. Раздел вызвал много "почему" :)
Но еще больше вопросов породила информация о процессе изготовления мумий, например, сын удивился, что они выбрасывали мозг: "А чем же он будет тогда думать?" :)
Далее в книге рассказывается о загробном мире...
...и других аспектах жизни древних египтян: сельском хозяйстве, домашнем хозяйстве, искусствах и ремеслах, кораблях и армии, а также отдельных крупных историко-культурных объектах: Ступенчатой пирамиде в Саккаре, комплексе в Гизе, Долине царей, пирамиде Тутанхамона и др. Каждому из этих вопросов посвящен отдельный разворот.
В конце книги приводится хронологический перечень всех правителей Древнего Египта, начиная с доисторического и додинастического периода и заканчивая периодом римского завоевания, а также словарь терминов и указатель. В словаре значение слов объясняется очень доступно, например, "канопа - сосуд для хранения желудка, лёгких, кишок и печени мумифицированного тела". Словарь небольшой, на разворот.
Технические характеристики книги:
Древний Египет
Автор: Джойс Тилдсли (перевод с английского)
Издательство: АСТ (Астрель), 2012
ISBN: 978-5-271-45283-3
Размеры: 290x247x10 мм
Страниц: 64 (мелованная)